Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:28, курсовая работа
Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).
Глава 1Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста
1.1Сущность понятия социализации………………………………………...2
1.2 Особенности социализации детей дошкольного возраста……………..5
1.3Характеристика образовательной области «Социализации» в ООП ДО..15
Глава 2 Практическая часть
2.1. Изучение уровня социально-личностного развития дошкольников……17
2.2.Методические рекомендации по социально-личностному развитию детей ……..23
Заключение………………………………………………………………............25
Приложение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………...
Оглавление
Глава 1Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста
1.1Сущность понятия социализации………………………………………...
1.2 Особенности социализации детей дошкольного возраста……………..5
1.3Характеристика образовательной области «Социализации» в ООП ДО..15
Глава 2 Практическая часть
2.1. Изучение уровня социально-личностного развития дошкольников……17
2.2.Методические рекомендации по социально-личностному развитию детей ……..23
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Глава 1
Теоретические основы социализации в образовательных учреждениях.
1.1. Сущность понятия социализации.
Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).
Понятие “социализация” часто сводится к адаптации. Так в структурно – функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро – и микро – социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом – т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте.
Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей. Индивид мыслится здесь как целостная самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект.
Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.
Понятие «социализация» имеет множество
определений, широко употребляется в науке.
Единого толкования не имеет. Термин заимствован
из политэкономии, где имел значение «обобществления»
земель, средств производства
«Автором термина «социализация» применительно
к человеку является американский социолог
Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году
в книге «Теория цивилизаций» употребил
его в значении, близком к современному
– «развитие социальной природы или характера
индивида», «подготовка человеческого
материала к социальной жизни».
Социализация является объектов исследования многих наук (педагогики, антропологии, психологии, социологии и др.). Процесс социализации – одно из ключевых понятий, изучаемых социологией личности.
«Социализация личности – процесс социального взаимодействия,
посредством которого человек приобретает знания,
мнения, взгляды и формирует модели поведения,
необходимые для успешного участия в жизни общества». Это прежде
всего важный вид социального взаимодействия, взаимовлияние общества и человека, формирования
человека как полноправного гражданина,
активного субъекта общественных отношений.
Индивид усваивает определенную систему
норм, ценностей, становится полноправной
личностью. Поколения взаимодействуют,
передается культура в виде накопленных
знаний, опыта, достижений, изобретений,
правил поведения, ролей, необходимых
для жизни человека в обществе. «Социализация
— это тот путь, который проходит биологическое
существо,
чтобы стать зрелым членом общества».
Социализация имеет два направления:
1. Интернализация социальных норм (социальные нормы индивид для себя устанавливает сам, ощущая потребность в них);
2. Социальное взаимодействие индивида (индивид действует соответственно ожиданиям других, повышает собственную ценность, получает одобрение).
Также, можно озвучит еще одно определение. «Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». Человек развивается от индивидуального к социальному под действием социальной среды. В рамках определенных социальных сообществ индивид может реализоваться в определенных социальных ролях, обрести социальный статус. Социальные институты воспроизводят и обеспечивают передачу культурных образцов от старшего поколения к младшему.
Человек вникает в общество, усваивая обычаи, но подходит к процессу избирательно, руководствуясь собственной системой ценностей. Сущность процесса в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества. Приспособление – это процесс становления индивида социальным существом. Обособление – процесс формирования человеческой индивидуальности.
Социализация – процесс развития человека во взаимодействии его с обществом. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:
– способы вскармливания младенца и ухода за ним;
– формируемые бытовые и гигиенические умения;
– окружающие человека продукты материальной культуры;
– элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
– стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
– последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
1.2. Особенности социализации детей дошкольного возраста.
Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
В Проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Методологической основой данной проблемы является положение
философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (апологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В педагогике дошкольного детства решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентации, нравственных качество ребенка, составляющих духовную основу его личности.
В современной психолого-педагогической
литературе показаны основные линии социального развития ребенка,
содержание педагогической работы, технология
формирования социального мира
детей, задача взрослых - помочь
детям войти в современный
мир. Формирование социального
поведения невозможно без признания педагогами
и родителями уникальности каждого ребенка,
учета пола, индивидуальности, возрастных
особенностей его психики.
Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих людей, влияния целого ряда
телепередач.
Психологические основы социального развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И.,Лисиной, Г.А. Репиной др.
По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.[1]
«Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада - важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).
Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка.
Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально-педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов. В современных образовательных программах («Детство». -1995г.; «Истоки» -2001г.: «Радуга» - 1989) разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка.
Группа сверстников для ребенка - источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум. В работах А.В. Запорожца. А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой. А.В. Неверович, Л.С. Выготского, Н.Н. Рябонедели и др. показана регулирующая роль социальных эмоций, их взаимосвязь с побудительными мотивами поведения ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение социальной компетентностью (как объемом знаний о нормах и правилах поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы социально-эмоциональными эталонами. В ряде психолого-педагогических исследований, проводимых под руководством Т.Д. Марцинковской, выявлено, что высокий уровень развития социальных эмоций у дошкольников положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта; с лидирующим положением ребенка в группе детского сада. [2] Установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками. [3] Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживании.
Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой. [4] Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире, начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью, с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует, его сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.
Информация о работе Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста