Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:28, курсовая работа
Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).
Глава 1Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста
1.1Сущность понятия социализации………………………………………...2
1.2 Особенности социализации детей дошкольного возраста……………..5
1.3Характеристика образовательной области «Социализации» в ООП ДО..15
Глава 2 Практическая часть
2.1. Изучение уровня социально-личностного развития дошкольников……17
2.2.Методические рекомендации по социально-личностному развитию детей ……..23
Заключение………………………………………………………………............25
Приложение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………...
Примеры нескольких игр, направленных на развитие у детей коммуникативных навыков, что пригодится им в школьные и детсадовские годы. (Приложение)
Заключение
Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике.
«Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо,
чтобы стать зрелым членом общества».
Социализация имеет два направления:
1. Интернализация социальных норм (социальные нормы индивид для себя устанавливает сам, ощущая потребность в них);
2. Социальное взаимодействие индивида (индивид действует соответственно ожиданиям других, повышает собственную ценность, получает одобрение).
Также, можно озвучит еще одно определение. «Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». Человек развивается от индивидуального к социальному под действием социальной среды. В рамках определенных социальных сообществ индивид может реализоваться в определенных социальных ролях, обрести социальный статус. Социальные институты воспроизводят и обеспечивают передачу культурных образцов от старшего поколения к младшему.
Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма - любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адакватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.
Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Содержание образовательной области «Социализации» в программе «От рождения до школы».
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов.
Социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
Самостоятельная деятельность детей.
Социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками.
Приложение
Первая игра – «Лебедь, рак и щука». Данная игра преследует цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера». В игре могут принимать участие двое. Они привязываются веревкой друг к другу за пояс, располагаясь спиной к спине. На некотором расстоянии от них (например, 1 метр) лежит игрушка, которую участникам необходимо достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону.
Игра «Расследование» направлена на развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки. Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.
Игра «Веселая сороконожка» развивает как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания. Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Игра на развитие коммуникативных навыков «Кто твой друг?» рассчитана на длительное проведение – вечер, сутки или даже несколько дней, поэтому логично и стоит совмещать ее с другими играми, чтобы детки не устали. Перед началом игры нужно записать имена участников на листочках бумаги, и подписать роль, которую будет играть ребенок, вытянувший бумажку, по отношению к тому, чье имя на бумажке. Когда все вытянут по бумажке (имена, написанные на них, дети должны держать в тайне), дети начинают играть указанные роли. Задача каждого – догадаться, какую именно роль играет его «тайный друг».
"Магазин игрушек"
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Дидактический материал - игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч.
Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки:
А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.
Продавец подаёт игрушку-лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.
"Маша обедает"
Цель. Игра воспитывает в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; даёт основы общения людей с животными; учит детей подражать голосам животных.
Дидактический материал - игрушечные или картонные персонажи (кукла Маша, собачка, курочка, кошка); стол с посудой, миска, блюдце.
Ход игры. Педагог говорит детям, что в гости к ним пришла кукла Маша. В первой игре педагог исполняет все роли сам, показывая детям пример, привлекая их к подражанию голосам животных. По ходу действия педагог выставляет соответствующие игрушки и картинки.
Педагог (обращает внимание детей на красиво накрытый стол):
Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
И с этими словами усаживает куклу за стол, хвалит за правильную позу и чисто вымытые руки. Неожиданно лает собачка, которой пока не видно.
Собачка. Гав, гав, гав!
Педагог (с радостным изумлением). Кто это к нам?
Все. Кто?
(Педагог ставит собачку)
Собачка. Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка - чёрный нос,
День и ночь я дом стерёг,
Наработался, продрог.
Не пора ли нам обедать?
Педагог. Устал наш сторож! Чем покормим Арапку? Что он любит больше всего? (Ставит перед собакой миску)
Слышится мяуканье кошки.
Кошка. Мяу-мяу! (Её пока не видно)
Дети радостно встречают гостью.
Педагог (к детям). Кто ж теперь к нам царапается в дверь? (Пускает кошку)
Кошка. Это ваша кошка Мурка,
Мурка - серенькая шкурка,
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли нам обедать?
Педагог. Ах, и ты трудилась, не ленилась. Что больше всего любит Мурка? (Ставит перед кошкой блюдце)
Слышится кудахтанье курицы.
Курица. Куда-куда, куда-куда!
Педагог. Кто ещё спешит сюда?
Курица. Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила -
Я яичко вам снесла.
Не пора ли нам обедать?
Педагог. А теперь покормим наших гостей. (Предлагает это сделать детям)
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке.
А Машеньке - в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
В повторной игре дети сами выводят персонажей и подражают их голосам. На роль Машеньки можно выбрать девочку, которая сама подаст кошке, собак и курочки еду.
"Скажи по-другому"
Цель. Игра учит детей подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу; даёт навыки общения.
Ход игры. Взрослый говорит: "У одного мальчика было плохое настроение". Какими словами его можно описать? (Печальный, грустный) Да, слова печальный, грустный - это слова, близкие по значению, "слова-друзья":
Послушайте, какие я назову предложения.
Дождь идёт. (льёт)
Мальчик идёт. (шагает)
Какое слово повторялось? (Идёт) Давайте попробуем заменить слово, идёт. Весна идёт. Как можно сказать по-другому? (Наступает)
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая);
самолёт сел (приземлился); солнце село (зашло);
река бежит (течёт, струится); мальчик бежит (мчится, несётся).
Как сказать, одним словом:
очень большой - громадный, огромный;
очень маленький - малюсенький
Список литературы:
1) Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы. //Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988
2) Митру М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. -Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М.. 1995
Информация о работе Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста