Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Введение 2
1.Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе 5
к детям
1.1Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 9
1.2Учет индивидуальных особенностей 18
1.3Единство осуществления индивидуального подхода в 19
детском саду и семье.
1.4Специфика организации индивидуального подхода 21
2.Анализ результатов практического исследования 25
Заключение 29
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
1.Теоретические
основы вопроса об
к детям
1.1Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 9
1.2Учет индивидуальных
особенностей
1.3Единство осуществления индивидуального подхода в 19
детском саду и семье.
1.4Специфика организации
индивидуального подхода
2.Анализ результатов практического исследования 25
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных
различий между людьми – факт очевидный.
Необходимость индивидуального
подхода вызвана тем
Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастные роли
человеческого фактора в
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальный
подход – один их главных принципов
педагогики. Сама проблема индивидуального
подхода носит творческий характер,
но существуют основные моменты при
осуществлении
1.знание и понимание детей.
2.любовь к детям.
3.Основательный теоретический баланс.
4.Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного
развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Объект :
Целенаправленный процесс воспитания детей разного возраста.
Предмет :
Методы и приемы индивидуального подхода к детям в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи.
Цель исследования :
Теоретически обосновать
и практически подтвердить
Задачи :
1.Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
2.Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
3.Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4.Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5.Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.
Глава 1 Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям
Проблеме индивидуального подхода в воспитании
детей уделяли внимание многие представители
прогрессивной педагогики, как русской,
так и зарубежной. Уже в педагогической
системе Я.А.Коменского – великого чешского
педагога – четко обозначены положения
о том, что весь процесс обучения и воспитания
детей необходимо строить с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей
и выявлять эти особенности путем систематических
наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Педагоги и общественные
деятели дореволюционной России
уделяли внимание разработки теоретических
положений индивидуального
Критически используя наследие дореволюционной педагогики Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание ,- писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность » [8,c.5]. Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности : «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» [8,c.6].
Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков , лепки, построек из строительного материала .
Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии . «…Есть целый ряд способностей, -писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например , зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… » . При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.
В работах Н.К.Крупская
раскрывается значение индивидуального
подхода для всестороннего
А.С.Макаренко считал
принцип индивидуального
Предавая большое
значение индивидуальному подходу,
А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то
специальные методы. Один и тот
же метод или прием можно
Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки : «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» [21,c.19].
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
Вскрыв сущность
индивидуального подхода в
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Путь изучения индивидуальных
особенностей ребенка В.А.Сухомлинский
считал нужным начинать с его семьи,
одновременно подчеркивая необходимость
педагогического просвещения
В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
Информация о работе Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям