Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Содержание работы

Введение 2
1.Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе 5
к детям
1.1Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 9
1.2Учет индивидуальных особенностей 18
1.3Единство осуществления индивидуального подхода в 19
детском саду и семье.
1.4Специфика организации индивидуального подхода 21
2.Анализ результатов практического исследования 25
Заключение 29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

воспитание.docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

Выражение «дети  – это зеркало семьи» точно  передает смысл ориентации ребенка  на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам  жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения  и взаимодействия с окружающими  людьми.

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании ребенка, проявляющийся  в многообразии форм воздействия, в  диапазоне ценностей, которые осваивает  подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют  весь комплекс возможностей воздействия  на ребенка. Причины разные : одни семьи  не хотят воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.[2,c.43]

В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков  поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие  ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах  воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада . Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной  работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок  семьи и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в воспитании детей достигается  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут  быть самые разные, - это посещения  семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

Таким образом, можно  сделать следующие выводы:

  1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.
  4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.
  5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.
  6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности. [10,c.54]

 
1.4 Специфика организации индивидуального подхода

 

  1. В процессе трудового воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная  с дошкольной ступени - одна из важнейших  задач.

В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового  воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества.

В решении задач  трудового воспитания принцип индивидуального  подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация  трудового воспитания ребенка с  самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего  развития. В организации трудового  воспитания детей младшего дошкольного  возраста в подборе методов и  наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей  группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно  знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что  дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.[4,c.98]

Необходимо согласовывать  требования к ребенку со стороны  детского сада и семьи, чтобы они  были едиными. Соблюдение этого условия  во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления  индивидуального подхода к детям  в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого  ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое  разнообразие их как в отношении  интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в  индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей  всей группы дает возможность лучше  организовать коллективную работу. Таким  образом, осуществлению индивидуального  подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация  их в процессе коллективного труда.

Большое значение для  индивидуального подхода к детям  в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском  саду и дома.

Индивидуальные  проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые  показывают не только отношение ребенка  к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный  подход оказывает положительное  влияние на формирование личности каждого  ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя –  отобрать из общего арсенала средств  те, которые наиболее действенны в  конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской  деятельности педагог постоянно  должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив  является той силой, которая укрепляет  в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом  такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности  за общее дело.[7,c.52]

Работа педагога высококвалифицированная, она требует  постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно  воспитывать детей, надо четко усвоить  в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего  поколения.

На всех ступенях системы народного образования  необходимо оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

    В процессе игровой деятельности.

В игре проявляются  и через нее формируются все  стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок  выполняется в игре, обогащается  и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность .

Индивидуальность  ребенка в играх проявляется  в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

Большое значение имеет  индивидуальный подход при руководстве  подвижными играми с правилами. Подвижные  игры способствуют формированию таких  нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень  умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель  должен развивать в них такие  нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с  индивидуальным подходом к детям. Это  две стороны единого воспитательного  процесса. [11,c.78]

Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они  способствуют расширению представления  в окружающем, о живой и неживой  природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов  и т.д. В дидактических играх  развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к  обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности  детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей  с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в  игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие  возможности для эффективного индивидуального  педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно  с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого  ребенка.[5,c.57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ результатов практического исследования

 

Цель эксперимента :

1.Выявить индивидуально – психологические особенности ребенка.

2.Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента..

Методы исследования :

наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога (календарные и перспективные  планы).

Практическая часть  была выполнена на базе детского сада «» г., во второй младшей группе.

Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы:

Анисимова Ольга  Ивановна – стаж работы 12 лет, образование  среднее.

Исследование проводилось  с подгруппой детей.

  1. Алина Г. 4г.
  2. Иван К. 3,5
  3. Екатерина П. 4г.
  4. Аким С. 3г.

В целом дети развиты  как в психическом, так и физическом плане:

хорошо развиты  зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы  на занятиях и в повседневной жизни  дети активны, не скованы, чувствуют  себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят  наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая  методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).

Информация о работе Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям