Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы гигиенического воспитания дошкольников в ДОУ.
Цель исследования – характеристика эффективных методов гигиенического воспитания дошкольников в ДУО.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников
1.1 Возрастные особенности старших дошкольников.................................5
1.2 Задачи ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………….7
1.3 Предметно-пространственная среда, способствующая формированию здорового образа жизни детей.............................................................................11
Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)
2.1 Уголок здоровья в детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”………………...................................................................14
2.2 Организация уголка психологической разгрузки в старшей группе………………………………………………………………………17 Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................24

Файлы: 1 файл

уголок здоровья в ДОУ.дошк..docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение......................................................................................................3

Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников

1.1 Возрастные  особенности старших дошкольников.................................5

1.2 Задачи  ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………….7

1.3 Предметно-пространственная  среда, способствующая формированию  здорового образа жизни детей.............................................................................11

Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)

2.1 Уголок здоровья в детском  саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”………………...................................................................14

2.2 Организация уголка психологической  разгрузки в старшей группе………………………………………………………………………17    Заключение...............................................................................................22

Список литературы..................................................................................24

Приложения А, Б, В

 

 

Введение

 

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя" [11, с.14].

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

С другой стороны, в настоящее время многие ученые (В.А. Ермаков,  А.Н. Беляев, В.А. Кудинова, Е.И. Лебедева) отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности детей и, как следствие, ухудшение их здоровья [9]. Такая ситуация требует внесения корректив в методические основы физического воспитания (в широком смысле) дошкольников.

С учетом изложенного актуальным представляется дополнительное изучение проблемы рационализации процесса физического воспитания и формирования гигиенических навыков и знаний у детей дошкольного возраста. Это обстоятельство определило актуальность и тему данного исследования: «Уголок здоровья в старшей группе детского сада»

Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы гигиенического воспитания дошкольников в ДОУ.

Цель исследования – характеристика эффективных методов гигиенического воспитания дошкольников в ДУО.

 

 

Задачи исследования:

1. Определить основные  перспективные направления по  повышению эффективности формирования навыков и знаний в области гигиены у дошкольников.

2. Подробно рассмотреть  требования к уголку здоровья и опыт его функционирования в практике дошкольного воспитания.

3. Разработать практические  рекомендации по оформлению уголка здоровья.

 

Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников

1.1 Возрастные особенности старших дошкольников

 

Шестилетки - самые старшие в детском саду, и это легко заметить: дети вытянулись, есть изменения во внешних очертаниях лиц, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела.

К концу пребывания в детском саду ребенок уже пропорционально сложен: идет активная физиологическая перестройка, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Но функциональные системы детского организма еще сложились не окончательно. Продолжается формирование мускулатуры как верхних, так и нижних конечностей. Также в этот период развиваются крупные мышцы туловища и  конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это одна из причин утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при рисовании на бумаге большого размера.

Совершенствуется также сердечно - сосудистая система дошкольника. Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т. п.).

Функциональные возможности организма детей пяти-шести лет создают базис для формирования физической и умственной работоспособности.

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем физического развития и здоровьем, работоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокий уровень заболеваемости. Они, как правило, неорганизованы, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной комплекса неполноценности: дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье, ухудшается настроение, появляется огорчение от частых заболеваний, так как они ограничивают физическую активность и возможность контактов со сверстниками.

Двигательная активность детей этого возраста высока и совершенно естественна. Малая подвижность - чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов.

Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения [13].

Физическое и гигиеническое воспитание старших дошкольников должно осуществляться с учетом указанных особенностей физического и психического развития.

 

 

1.2 Задачи ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников

 

В области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников перед воспитателем стоят следующие основные задачи [15]:

  • укреплять здоровье, развивать функциональные возможности организма, обеспечивающие гармоничность телосложения, физическую и умственную работоспособность;
  • расширять и углублять представления о способах сохранения и укрепления здоровья;
  • формировать представление о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья («когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, крепкий сон, хорошее настроение, правильная осанка, походка»);
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов и поменьше сладкого; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; своевременно ложиться спать, не смотреть много телепередач; закаляться;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками культуры поведения (культура еды; без напоминания чистить зубы, полоскать рот и горло, стричь ногти, причесываться, аккуратно одеваться);
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки, выполнять упражнения для ее закрепления;
  • научить подбирать 4-5 упражнений для самостоятельной утренней гимнастики;
  • воспитывать устойчивый интерес к организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со сверстниками, потребность в двигательной деятельности;
  • создавать условия для развития психомоторных способностей, творчества, инициативы в самостоятельной двигательной деятельности;
  • развивать культуру движений, обогащать двигательный опыт;
  • формировать оптимальную двигательную активность, стремление соблюдать двигательный режим:

Обеспечение участия детей в мероприятиях активного отдыха, игровой деятельности: физкультурный досуг - 30 - 35 мин 2 раза в месяц; физкультурный праздник - 40 - 50 мин 4 раза в год; день здоровья - 4 раза в год.

Обеспечение двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика - 8 - 10 мин, физкультурное занятие - 30 - 35 мин 4 раза в неделю; физкультминутки на занятиях - 3 мин, во время перерыва между занятиями - 10 мин, подвижные игры и физические упражнения на прогулке - 25 мин и др.). Суточная норма - не менее 50% периода бодрствования (5,5 - 6 ч).

Самостоятельная двигательная деятельность (выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе; самостоятельное проведение подвижных игр со сверстниками и др.: утром - 10 - 15 мин, после завтрака - 8 - 10 мин, во время перерыва между занятиями - 10 мин, на первой прогулке - 40 - 50 мин, на второй прогулке - 30 - 40 мин, после сна - 10 - 15 мин, в разных видах деятельности - 25 - 30 мин).

 

  • содействовать дальнейшему развитию интереса к физической культуре, занятиям физкультурной деятельностью;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • формировать культуру движений, включающую ряд значимых характеристик (ритмичность, координация, выразительность, разнообразие способов движений, элементарная техника); формировать правильную осанку;
  • развивать мелкие мышцы кистей рук, ловкость, силу, выносливость, способность переносить небольшие статические нагрузки (например, при необходимости сидеть или стоять);
  • приучать самостоятельно использовать накопленный двигательный опыт, выполнять правила безопасности движения, жизнедеятельности в целом: развивать интерес к составляющим собственного здоровья: «я, мой рост, вес, осанка, стопа, сердце; мое здоровье, моя безопасность, что я могу сделать для этого»; использовать приобщение к физической культуре для разностороннего развития детей (физического, интеллектуального, нравственного, эстетического); развивать личность дошкольника средствами физической культуры;
  • обеспечить сотрудничество с семьями воспитанников, ориентированное на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание потребности в ежедневных физических нагрузках.

Для укрепления здоровья воспитанников воспитатель должен проводить следующие обязательные мероприятия:

  • оздоровительные прогулки 2 раза в день (не менее 4 ч);
  • умывание холодной водой из-под крана перед едой и после каждого загрязнения рук (после сна - с обтиранием до пояса), с элементами массажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук;
  • полоскание рта и горла после каждого приема пищи и после сна холодной водой;
  • воздушные ванны, ходьба босиком до и после сна, на физкультурных занятиях, а также в любое время дня по желанию детей от 5 до 20 мин; летом - по траве, песку;
  • сон при сниженной температуре воздуха (до 16  °С);
  • использование элементов «пульсирующих температур»;
  • создавать в дошкольном учреждении оптимальные условия для жизнедеятельности детей, предупреждающие травматизм, физические, умственные и эмоциональные перегрузки;

Приучать детей к соблюдению распорядка дня (Рис. 1)

 

 

Рис. 1 Примерный распорядок дня старшего дошкольника

 

 

              Процессы жизнедеятельности             

      Время      

                                  Дома                                  

Подъем, утренний туалет                              

    6.30 - 7.30  

                  В учреждении дошкольного образования                  

Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика  

    7.00 - 8.30  

Подготовка к завтраку, завтрак                       

    8.30 - 9.00  

Игры, подготовка к занятиям                          

    9.00 - 9.10  

Занятия                                              

    9.10 - 10.40 

Подготовка к прогулке, прогулка                      

   10.40 - 12.30 

Подготовка к обеду, обед                             

   12.30 - 13.10 

Сон                                                  

   13.10 - 15.10 

Постепенный подъем, гигиенические процедуры,           
самостоятельная двигательная деятельность            

   15.10 - 15.45 

Полдник                                              

   15.45 - 16.05 

Игры, занятия, самостоятельная деятельность          

   16.05 - 16.35 

Подготовка к прогулке                                

   16.35 - 16.45 

Прогулка                                             

   16.45 - 18.00 

Возвращение с прогулки                               

   18.00 - 18.15 

Ужин                                                 

   18.15 - 18.40 

Уход детей домой                                     

     До 19.00    

                                  Дома                                  

Прогулка                                             

   19.00 - 20.15 

Возвращение с прогулки, легкий ужин, спокойные игры,   
гигиенические процедуры                              

   20.15 - 20.45 

Ночной сон                                           

   20.45 - 6.30    
       (7.30)    

Информация о работе Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников