Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы гигиенического воспитания дошкольников в ДОУ.
Цель исследования – характеристика эффективных методов гигиенического воспитания дошкольников в ДУО.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников
1.1 Возрастные особенности старших дошкольников.................................5
1.2 Задачи ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………….7
1.3 Предметно-пространственная среда, способствующая формированию здорового образа жизни детей.............................................................................11
Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)
2.1 Уголок здоровья в детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”………………...................................................................14
2.2 Организация уголка психологической разгрузки в старшей группе………………………………………………………………………17 Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................24

Файлы: 1 файл

уголок здоровья в ДОУ.дошк..docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Предметно-пространственная  среда, способствующая формированию  здорового образа жизни детей 

 

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в детском саду целесообразно использовать физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

•      индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

•     особенностей его эмоционально-личностного развития;

•     индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей [10, c.6].

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

В процессе занятий ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. У него выше жизненный тонус, легко протекают и вообще предотвращаются заболевания, успешнее идут занятия. Малыш, наконец, имеет возможность разрядиться после сидячих игр или занятий и не слоняется в безделье из угла в угол. Важно еще и то, что физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений. 

Вот почему необходимо, чтобы в детском саду был создан спортивный комплекс и организована система физкультурно-оздоровительной работы, удовлетворяющие специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.

Детское спортивное оборудование, спортивные комплексы в ДОУ должны стали настоящими уголками здоровья для детей. 

Дошкольное воспитание  играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без  физического воспитания.

Для полноценного физического и психического развития ребенка в детском саду необходимо построить работу в следующих направлениях:

  • Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (развивающая среда в группах – физкультурные уголки, в физкультурном зале и на участке детского сада), ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада;
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДУО: воспитателями, физкультурным руководителем, медицинским персоналом, руководителями детского сада, родителями;
  • Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий [5].

Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни.

Ведущими задачами физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками являются следующие. 

Оздоровительные задачи:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
  • Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.
  • Повышение активности и общей работоспособности.
  • Образовательные задачи:
  • Формирование у детей двигательных умений и навыков.
  • Развитие физических качеств.
  • Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
  • Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями [6].

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания  в детском саду.

В старших группах детского сада должен быть оборудован физкультурный уголок: фабричное спортивное оборудование, оборудование нестандартное, изготовленное педагогами и родителями: различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое; а также "Уголок здоровья" - информационный стенд, который должен помогать воспитателям, медицинским работникам знакомить родителей и детей с важной информацией о здоровье.

 

Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)

2.1 Уголок здоровья в детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”

 

Под термином «уголок здоровья в детском саду» обычно подразумевается информационный стенд, который помогает воспитателям, медицинским работникам знакомить родителей и детей с очень важной информацией о здоровье. Здесь рекомендуется размещать самую  актуальную  подборку материалов и рекомендаций, которые касаются здорового образа жизни в каждой семье. Это могут быть статьи по профилактике заболеваний, здоровому питанию, приборах, способствующих оздоровлению семьи. Яркие картинки и красочные плакаты привлекут внимание родителей и детей (Приложение А).

Уголок здоровья в детском саду входит в программу физкультурно-оздоровительного воспитания детей и необходим в первую очередь для просвещения родителей относительно существующих здоровьесберегающих технологий.

В  детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа” уголок здоровья видим для всех: детей, воспитателей, медицинского персонала, родителей. Это значит, что информационный пункт расположен именно там, где родители ждут своих детей и куда их приводят воспитатели и нянечки.

Информация на стендах постоянно сменяема в зависимости от времени года, а значит, актуальна. Например, весной или осенью вывешивается материал о профилактике простуды, зимой – как исключить обморожения, а летом – как избежать укусов насекомых (Приложение А).

Статьи, помещенные на стендах, не объемны, набраны крупно, не перегружены медицинскими терминами. Они не просто вырезаны из научных или медицинских журналов - обязательно присутствуют творчество и фантазия.

Место в уголке здоровья, предназначенное конкретно для детей, яркое и привлекающее внимание (Приложение Б). Это плакаты, картинки и рисунки, наглядно демонстрирующие пользу от чистки зубов, например, или от мытья рук перед едой. Возможно, пусть чистить зубы и мыть руки будут сказочные или мультяшные персонажи, хорошо известные детям. И если они станут подражать этим персонажам, задачу уголка здоровья, во многом, можно будет считать выполненной.

Расположен уголок здоровья в детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа” в раздевалке, где родители ожидают детей и у них есть возможность уделить внимание полезной информации (Приложение В).

Вся информация, представленная в уголке, написана простым и доступным языком - родитель, пришедший за ребенком, вряд ли будет зачитываться научной монографией о пользе прививок.

В дошкольном учреждении проводится смотр-конкурс на лучший уголок здоровья. Это является дополнительным стимулом для педагогов при оформлении уголка здоровья.

Темы, освещенные в уголке здоровья, разнообразны. Ключевым является понятие актуальности. Все статьи объединены одной целью — рассказать родителям о мерах по укреплению здоровья и иммунитета ребенка.

Примеры тем: 

  • Профилактика сезонных заболеваний: в осенне-зимний период размещаются советы по профилактике простудных заболевания, а весной и летом — по защите ребенка от укусов насекомых, солнечных ударов, технике безопасности на воде. В том случае, если в дошкольном учреждении объявлен карантин, в уголке обязательно вывешивается информация о симптомах заболевания и методы борьбы с ним.
  • Рекомендации по физическому воспитанию дошкольников: гигиена ротовой полости, поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия и другие.
  • Приборы, способствующие оздоровлению: ионизаторы, увлажнители и другие.
  • Рацион здорового питания ребенка, рекомендации по приготовлению блюд из сезонных овощей и фруктов.
  • Одежда ребенка в детском саду и дома, режим дня.
  • Информация о прививках: график, описание.
  • Контактная информация медицинских учреждений в районе: телефоны регистратуры поликлиники, часы приема участковых педиатров и прочее.

Условно в уголке здоровья старшей группы можно выделить три зоны: 

  1. Мероприятия, которые были проведены в дошкольном учреждении, направленные на укрепление здоровья воспитанников (Праздники здоровья, Реализация проекта «Азбука здорового питания в детском саду» и другие), выставка тематических рисунков/фотографий детей. 
  2. Рекомендации, адресованные родителям и направленные на укрепление здоровья детей.

Детский уголок здоровья, в котором размещают советы непосредственно для детей в виде красочных иллюстраций. На картинках изображают сказочных героев, которые ведут здоровый образ жизни: чистят зубы, умываются, моют руки перед едой. Эта зона расположена на уровне глаз ребенка, чтобы малышу было удобно считывать информацию.  
2.2 Организация уголка психологической разгрузки в старшей группе....

 

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и  повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. Икак следствие  всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть,  но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями.   Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Ключевыми  словами   для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость.

Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения этими  качествами  обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие  другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать  его у детей.

Актуальность  проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что не каждое дошкольное учреждение может похвастаться наличием в штате психологической службы. Задача сохранения психологического здоровья детей ложится на плечи воспитателя.

С этой целью в ДУО был разработан проект модернизации предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада  «УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ» (уголок психологического здоровья). Для реализации были определены основные направления преобразования образовательной среды.

Основу разработки составили следующие принципы:

- гибкость и управляемость  среды. Беря во внимание ограниченность  пространства групповой комнаты,  все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне.

- активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного  доступа к материалам, инициирование  и поощрение потребности дошкольников  самостоятельно находить решение  нестандартных задач и проблемных  ситуаций;

Информация о работе Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников