Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы гигиенического воспитания дошкольников в ДОУ.
Цель исследования – характеристика эффективных методов гигиенического воспитания дошкольников в ДУО.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников
1.1 Возрастные особенности старших дошкольников.................................5
1.2 Задачи ДУО в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………….7
1.3 Предметно-пространственная среда, способствующая формированию здорового образа жизни детей.............................................................................11
Глава 2. Практические аспекты создания и функционирования «уголков здоровья» в старшей группе детского сада (из опыта работы ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”)
2.1 Уголок здоровья в детском саду ГУО ”Гореничский УПК детский сад – средняя школа”………………...................................................................14
2.2 Организация уголка психологической разгрузки в старшей группе………………………………………………………………………17 Заключение...............................................................................................22
Список литературы..................................................................................24

Файлы: 1 файл

уголок здоровья в ДОУ.дошк..docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

- индивидуальный подход  к каждому ребёнку. Учёт особенностей  личности (темперамента, настроения, интеллектуальных  возможностей) в формировании положительных  представлений о себе.

Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

для психологической разгрузки воспитанников;

*обучение способам  выражения гнева в приемлемой  форме;

*обучение дошкольников  умению владеть собой в различных  ситуациях, приёмам саморегуляции;

*обучение детей бесконфликтному  общению;

*повышение самооценки  тревожных, неуверенных в себе  детей;

*обучение дошкольников  навыкам сотрудничества и согласованным  действиям в команде.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассматривание фотоальбома с групповыми и семейными фотографиями способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.

Эти же задачи решает «Шкатулка секретов».  В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая  стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани. Ребёнок закрывает глаза,  педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?».

«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика.

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в  клубки,  ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности  к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку. Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени,  и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры – «Коробочка примирения». Она представляет собой яркую, обёрнутую мягкой бархатной бумагой коробку с дырками со всех сторон. Поссорившиеся дети просовывают с разных сторон руки, внутри коробочки мирятся, произнося разные стихи – мирилки.  Для пополнения коллекции стихов – мирилок проводится конкурс на лучшую мирилку. Выбранная мирилка была вывешена здесь же, в уголке.

Для побуждения детей к нравственным поступкам, чуткому, доброжелательному отношению к товарищам в уголке размещены «коробочки добрых дел». У каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего  подсчёта результатов.

В качестве оборудования для психологического уголка представлены «Мешочки настроений». Два мешочка, один из которых изготовлен из светлого материала, другой из тёмного, с соответствующими изображениями лиц с хорошим и плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.  Если у дошкольника плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Деревянная рамка для фотографии носит название «Портрет хорошего меня». Ребёнок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе всё хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что – то пропустил. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ». 

В дополнение в уголок добавлена игра  - пластика «Тай-чи». Эта игра развивает пластику и гибкость. Кроме того, работает на командообразование,увеличение внутренней доброжелательности и формирование  самопринятия. Дарит спокойствие и уравновешанность.  История древнекитайской гимнастики Тай–чи началась более 1000 лет назад и за это время превратилась в мощную оздоровительную систему. 

Для детей дошкольного возраста она была раскрыта как спортивная игра, построенная по принципу «выиграл – выиграл». Игровой инвентарь – две ракетки с мягким основанием и мягкий же шарик. Игра похожа на бадминтон с тем отличием, что мячик нужно поймать, а не отбить. Поначалу это непросто. Любая обычная игра имеет цель выиграть, то есть всегда есть тот, кто выиграл, и тот, кто проиграл. Все привыкли, что подачу необходимо отбить, и тело сразу принимает привычную напряжённую позу. Её нужно изменить на расслабленную и гибкую. Когда игрок ловит  мячик надо сделать принимающее движение, иначе мяч не удержится и упадёт. Суть игры не отбить, а поймать, принять, подстроившись под летящий мячик. Мячик нужно перебрасывать плавно, без резких движений и ловить его ближе  к земле. После нескольких тренировок тело осваивает новые  движения и игра превращается в пластическую гимнастику с поворотами, наклонами, приседаниями. Это становится похоже на танец тела. 

В этой игре не нужно спешить. Нет необходимости входить во внутреннюю соревновательную  агрессию. Это игра доброжелательности и умения принимать. Принимать себя, других людей и жизнь в целом.

В «уголке психологической разгрузки» находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительногосамопринятия и толерантности.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья.

Вследствие стресса происходит мышечный зажим, устранить который можно с помощью методики мышечной релаксации. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Подборка релаксационных игр и упражнений также являются составляющими «Уголка психологической разгрузки».

Разработанный  комплекс упражнений из элементов восточной гимнастки для дошкольников – составляющая работы по укреплению психологического здоровья.  Его цель: научить детей владеть собой и чувствовать себя спокойно в ситуациях агрессии, лучше понимать других.

Разучивание движений проводится без музыкального сопровождения. В усвоенном виде комплекс проводится под музыку.

Таким образом, в группе дошкольного учреждения созданы условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании личности и укрепления здоровья детей.

 

 

 

Заключение

 

Итак, в области физического и гигиенического воспитания старших дошкольников перед воспитателем стоят следующие основные задачи:

  • укреплять здоровье, развивать функциональные возможности организма, обеспечивающие гармоничность телосложения, физическую и умственную работоспособность;
  • расширять и углублять представления о способах сохранения и укрепления здоровья;
  • формировать представление о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья («когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, крепкий сон, хорошее настроение, правильная осанка, походка»);
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов и поменьше сладкого; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; своевременно ложиться спать, не смотреть много телепередач; закаляться;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками культуры поведения (культура еды; без напоминания чистить зубы, полоскать рот и горло, стричь ногти, причесываться, аккуратно одеваться).

  Одним из средств решения  указанных задач является организация  в каждой группе «уголков здоровья» - информационного стенда, который помогает воспитателям, медицинским работникам знакомить родителей и детей с очень важной информацией о здоровье. Здесь рекомендуется размещать самую  актуальную  подборку материалов и рекомендаций, которые касаются здорового образа жизни в каждой семье. Это могут быть статьи по профилактике заболеваний, здоровому питанию, приборах, способствующих оздоровлению семьи. Яркие картинки и красочные плакаты привлекут внимание родителей и детей.

Уголок здоровья в детском саду входит в программу физкультурно-оздоровительного воспитания детей и необходим в первую очередь для просвещения родителей относительно существующих здоровьесберегающих технологий.

Условно в уголке здоровья старшей группы можно выделить три зоны: 

1.Мероприятия, которые были проведены  в дошкольном учреждении, направленные  на укрепление здоровья воспитанников (Праздники здоровья, Реализация  проекта «Азбука здорового питания  в детском саду» и другие), выставка  тематических рисунков/фотографий  детей. 

2.Рекомендации, адресованные родителям  и направленные на укрепление  здоровья детей.

3.Детский уголок здоровья, в  котором размещают советы непосредственно  для детей в виде красочных  иллюстраций. На картинках изображают  сказочных героев, которые ведут  здоровый образ жизни: чистят  зубы, умываются, моют руки перед  едой. Эта зона расположена на  уровне глаз ребенка, чтобы малышу  было удобно считывать информацию.

Темы, освещенные в уголке здоровья, могут быть разнообразны. Ключевым должно быть понятие актуальности. Все материалы должны быть объединены одной целью — рассказать родителям и детям о мерах по укреплению здоровья ребенка.

Мы также выяснили, что под термином «уголок здоровья» иногда понимают уголок со спортивным инвентарем. Наверное, во избежание терминологической путаницы, целесообразно называть такие уголки спортивными или физкультурными.

В воспитательной практике современных ДОУ стали появляться и «уголки психологического здоровья», принципы, методы и приемы организации и функционирования которых рассмотрены в п. 2.2. Пока это только эксперимент, и вопрос о необходимости таких уголков нуждается, на наш взгляд, в дальнейшем изучении.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 144с.
  2. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева, - М., 1980.
  3. Егоров Б. Развивающая педагогика оздоровления. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание. 2001 -№12 - с. 11.
  4. Здоровый   дошкольник:   Социально-оздоровительная   технология   XXI века. (Авторы - составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.) изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001 - 80с.
  5. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ СФЕРА 2004- 32с.
  6. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.; 1978
  7. Кудрявцев  В.Т.,   Егоров  Б.Б.   Развивающая   педагогика  оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИПКА -ПРЕСС, 2000-296с.
  8. Кудрявцев   В.Т.   Физическая   культура   и   развитие   здоровья   ребенка (Психолого-педагогические основы).// Дошкольное восп. - 2004 - №1-4.
  9. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей     дошкольных     образовательных     учреждений: Пособие     для медработников и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2003 - 64с.
  10. Кузнецова   М.Н.   Современные   пути   оздоровления   дошкольников.// Дошкольное восп. - 2002. - № 11.- с. 14-19
  11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.
  12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: 1986.
  13. Педагогика.  Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей.  / Под  ред.  П.И.  Пидкасистого.-  М.:   Педагогическое общество России, 2002 - 640с.
  14. Учебная программа дошкольного образования Минск -2012 г.
  15. Степаненкова   Э.Я.   Теория   и   методика   физического   воспитания   и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведении. М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 368с.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Теоретические вопросы гигиенического воспитания дошкольников