Теоретическое обоснование проблемы роли подвижной игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Недостаточное развитие в этом возрасте какого-либо двигательного качества у ребёнка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.

Содержание работы

Введение

Глава I.Теоретическое обоснование проблемы роли подвижных игр в развитии дошкольников с нарушениями зрения

I.1.Психолого-педагогическая и психофизическая характеристика развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

I.2.Особенности организации физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения

I.3.Значение подвижных игр, методика их проведения с детьми, имеющими нарушение зрения

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

роль подвиж.игры в процессе обучения детей с нар.зрения.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет применение средств физического воспитания в дошкольные годы, когда организм ребенка растет и формируется. Если упустить этот период, в дальнейшем трудно будет отучить слепого ребенка от общей скованности, ограниченности и недостаточности  движений. 

 Из всего  сказанного становится совершенно  ясным, какое огромное значение  для слепого ребенка имеет  игра как одно из самых ценных  средств физического воспитания  и какое место должна занять  она в жизни слепого ребенка. Дошкольники с нарушением зрения  отличаются от зрячих сверстников  своим отношением к игре, особенностями  усвоения условий, участием. Маленькие  слепые дети, если их не обучать, долго не умеют играть. Они  обладают малым двигательным  опытом, не умеют пользоваться  предметами, не умеют действовать  в коллективе [19].

А.В.Шапкова (2001) отмечает, что многие работники убеждены, что слепой ребенок не любит играть, что подвижные игры со слепыми детьми невозможны, что они недоступны для них. Жизнь и практика категорически опровергают эти в корне неправильные и вредные суждения. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как зрячий может играть почти в любую игру, только слепого ребенка необходимо научить играть, помочь ему овладеть подвижной игрой.

Поэтому, считает автор, подходить к использованию подвижных игр нужно постепенно и осторожно. На первых годах обучения необходимо широко использовать игровые упражнения, вырабатывая таким образом относительно свободное введение движениями, а когда они будут сформированы - включать их в подвижные игры, где они будут совершенствоваться и давать эмоциональную зарядку [8].

Подвижная игра незаметно для слепого заставляет его поднять голову, выпрямить спину, расправить плечи, заставить бегать, прыгать, лазать, увертываться, бросать и ловить мяч, прислушиваться, ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке. Игра вырабатывает и прививает ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни. Игра развивает и укрепляет волю, настойчивость, активность, инициативу, чувство коллективизма, товарищества, ответственности за каждый свой поступок. В процессе игры слепой ребенок овладевает пространством, развивает ловкость, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, приобретает свободу в движениях и легкость их [13].

По мнению Д.М. Маллаева (2002), подвижная игра должна быть  адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка.

Игры для этих детей следует подбирать по степени их педагогического воздействия и с учетом интересов играющих. Чем раньше они найдут в практике работы специальных детских учреждений свое широкое использование, начиная с раннего возраста, тем успешнее будет протекать воспитание и развитие слепых детей.

Из этого следует, что подвижная игра должна занять центральное место во всех возрастных периодах и должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих ( Д .М.Маллаев , 2002).

 Н.Д. Шматко (1997) указывает, что при выборе подвижных игр следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

Д.М. Маллаев (2002) считает, для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие, независимо от остроты зрения.

Исследователи обращают внимание на то, что при выборе подвижной игры педагог прежде всего должен четко уяснить себе цель проведения намеченной игры, определить, какие задачи решаются в игре, почувствовать все игровые ситуации, овладеть самому активной игровой позицией на уровне интереса детей. Педагоги, по мнению Л.В. Шапковой, должны творчески подходить к организации игровой деятельности в целом, но при этом определять выбор игр согласно классификации и по степени педагогического воздействия на физическое и нравственное развитие слепых и слабо видящих [14].

Л.В. Шапкова (2001) рекомендует воспитателю подбирать подвижные игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений (подвижные игры, связанные с ходьбой, бегом, прыжками). Большинство подвижных игр направлено на совершенствование основных движений, воспитание физических и нравственных качеств, умение согласовать свои действия с действиями партнеров.

Автор предлагает также обращать внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям играющих, их возрасту, условиям проведения подвижных игр, доступности, отсутствуют ли противопоказания, интересна ли детям игра или нет. Следует соблюдать преемственность между возрастными группами и сложностью этих подвижных игр.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.

При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации подвижной игры, а так же при подготовке места для проведения подвижной игры со слепыми и слабо видящими детьми необходимо учитывать специфику дефекта по зрению [20].

Выбирая инвентарь для подвижной игры, Д.М.Маллаев (2002)  утверждает, что педагог должен использовать для слепых детей озвученную атрибутику: озвученный мяч, свисток, бубен, метроном, погремушки и др.  Для слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих - подбирать яркие, красивые, цветные пособия и инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

При использовании мяча в игре со слепыми детьми Л.В. Шапкова (2001)

 рекомендует:

1) мяч подбирать  очень ровный (круглый), чтобы при  правильном броске его он отскакивал  точно в руки играющему, т.е. чтобы  угол падения его был равен  углу отражения.

2) Мяч должен  быть несколько тяжелее волейбольного, так как легкий мяч, особенно  при катании, резко отклоняется  от первоначального направления, что очень  мешает, а иногда  и совершенно не дает возможности  провести игру. Кроме того, тяжелый  мяч лучше ощущается слепыми, и они значительно скорее овладевают  игрой с ним, чем с легким. Всем  этим требованиям отвечает волейбольный  мяч. Можно пользоваться и волейбольным  мячом, предварительно положив между  камерой и покрышкой плотный  утяжеляющий материал.

3) Важное значение имеет выбор цвета. Цвет должен быть контрастен общему освещению. Если во дворе или в помещении темновато, необходимо употреблять светлый мяч (белый или светло-желтый). Если же освящение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч (черный или темно-коричневый).

4) Одним из  основных моментов, пожалуй, является  озвучение мяча, который дает  возможность слепому ребенку  не только свободно играть  с мячом, точно бросать, легко  ловить, но и самостоятельно находить  его. Весь использованный инвентарь  должен быть безопасным для  жизни слепого ребенка [15].

Прекрасной принадлежностью игр с бегом, ловлей и увертыванием служит браслет. Это обыкновенная плоская резинка сшитая колечком с прикрепленными к нему бубенчиками или колокольчиками. Такой браслет моментально фиксирует легким звоном малейшее движение игрока. Это значительно облегчает водящему ориентировку во время игры, исключает в большинстве случаев возможность столкновения одного игрока с другим, что особенно важно при проведении подвижной игры со слепыми детьми.

Одними из важных атрибутов являются – флажки, городки, булавы, палки и другие, необходимые предметы. Только руководитель, подбирая их, должен каждый раз проверить, чтобы палки, доски, городки, шесты и другие принадлежности не имели острых концов и углов, чтобы поверхность принадлежностей была гладкая, приятная для осязания [15].

Исследователи (Е.М. Мастюкова,1997; Н.Д.Шматко,1997; Л.В. Шапкова,2001) уделяют большое внимание выбору и подготовке места, где будет проводиться подвижная игра. Выбирая и организуя игровую площадку, руководитель должен предусмотреть все до мелочей. Первое, что необходимо предоставить слепым детям при проведении с ними подвижной игры,- это большое, совершенно освобожденное от каких-либо предметов пространство.

При организации подвижных игр на местности руководитель обязан особенно серьезно и внимательно отнестись к выбору места, где он намеревается провести ту или иную игру. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки (очистить ее от камней, различных мелких предметов, стекол), определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные осязательные обозначения). Такое оборудование игрового пространства, по мнению исследователей, дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями [16].

Д.М.Маллаев (2002) указывает, что на площадке, выбранной для игры, не должно быть пней, ям, крутых спусков и обрывов, кустарников, деревьев с низкими острыми сучками, озер, прудов и рек. Поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. На игровой площадке, по возможности, должно отсутствовать все то, что может ударить, уколоть, помешать и явиться неожиданностью для играющего (кочки, пни, ямы). Лучшим местом для подвижной игры с бегом, прыжками является лесная поляна, луг, поле с ровной поверхностью и без всяких препятствий. Чтобы дети лучше чувствовали размеры площадки и хорошо ориентировались на ней, границы площадки отмечаются канавкой, ясно ощутимой ногами (15-20 см. ширины, 3-5 см. глубины). Канавку желательно засыпать песком [20].

Д.М.Маллаев (2002) считает, что еще лучше площадку и окружающее ее место выделить разнохарактерностью поверхностей, т.е. если площадка покрыта травой, то кругом снимается дерн полосой в 1-1,5м, и наоборот, если площадка утрамбована и посыпана песком, около нее полосой укладывается дерн.

Поверхность площадки должна быть обязательно на одном уровне, без ступенек, как вверх, так и вниз, чтобы дети не падали и не спотыкались.

Такая разнохарактерность поверхностей, по мнению Л.В.Шапковой (2001),   дает возможность играющим прекрасно определить границы площадки, великолепно помогает им ориентироваться на ней и ликвидирует у них боязнь препятствий. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.

Все перечисленные выше условия, которые необходимо соблюдать и учитывать, выбирая и организуя место для игр на воздухе, также относятся к выбору и организации места, если подвижные игры проводятся в помещении. Только границами игровой площадки в помещении в большинстве игр  являются стены и лишь в некоторых - меловая черта, проведенная по полу, канат или сетка [20].

Л.И.Плаксина (1985) считает, прежде чем проводить подвижную игру, руководитель должен сам хорошо подготовиться к ней. Он должен тщательно изучить содержание игры, правила, мысленно совершенно ясно представить себе, как она может пройти на занятиях с детьми.

Затем, выбрав место, где будет проводиться игра, руководитель продумывает, как наиболее целесообразно по характеру ходу расставить ее участников на игровой площадке.

Следующим существенным обстоятельством в подготовке к игре, по мнению Е.М. Мастюковой (1997), является выбор водящего из играющих. Этот выбор оказывает огромное влияние на весь ход игры, ее развитие, результат, эффективность.

Д.М. Маллаев (2002) считает необходимым использование в подвижной игре звуковых сигналов. Они направлены на развитие слуха и ориентировки, и имеют важное компенсаторное значение для слепого ребенка. Вначале их необходимо проводить при полной тишине. В дальнейшем, как отмечает исследователь, по мере развития компенсации, следует учить детей дифференцировать среди множества звуков только необходимые, что будет способствовать развитию ориентировки. Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Он лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

Н.Д. Шматко (1997) отмечает, в связи с тем, что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при подвижных играх. Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

Особое  внимание в литературе отводится вариантам проведения совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае необходимо искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы [18].

Л.В Шапкова (2001) предлагает следующие объединения детей (если игра ведется парами): зрячий – незрячий; не зрячий - слабовидящий. Вместо обычного мяча можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения. Такая расстановка позволит играющим проявить свои возможности на равных.

Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы роли подвижной игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения