Теория и методика трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:14, лекция

Описание работы

Цель учебного предмета “Технология”. Главная цель образовательной области “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны

Файлы: 1 файл

Конспект.docx

— 151.24 Кб (Скачать файл)

1. Цели, задачи, и  содержание предметной области  «Технология».

Цель учебного предмета “Технология”. Главная цель образовательной области “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:

  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны быть способны:
    1. определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
    2. находить и использовать необходимую информацию;
    3. выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
    4. планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
    5. оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
  2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
  3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств  личности и способности профессиональной  адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета “Технология”. В процессе преподавания предмета “Технология” должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Содержание предмета "Технология" можно выделить следующие основные разделы: технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, элементы машиноведения, элементы материаловедения, конструирование и моделирование, электронные технологии (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, высокие технологии), информационные технологии, графика, культура дома, техника в быту, строительные ремонтно-отделочные работы, художественная обработка материалов, техническое или художественно-декоративное творчество, производство и окружающая среда, отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение, история и социальные последствия развития техники и технологии, домашняя экономика и основы предпринимательства, выполнение проектов (по одному, начиная со второго класса).

2. Материально-техническое  обеспечение уровня трудового  обучения школьников (на примере  мастерских по обработке древесины  и металла).

В перечне типового оборудования для  школ указываются следующие металлорежущие станки: токарный типа ТВ (3шт.); два сверлильных  станка с диаметром сверления 12 мм; горизонтально-фрезерный типа HГФ-110-ЧШ (1шт.); заточной учебный (1шт.). В скобках указан нижний предел количества станочного оборудования, а верхний предел определяется площадью мастерской и возможностями школы.

В слесарном отделении мастерской размещаются слесарные верстаки с регулируемой высотой крышки или  с подкладными под ноги учащихся трапами (подставками). Высота верстака считается нормальной, если прямо  стоящий ученик локтем согнутой и  прижатой к туловищу руки касается губок тисков. Размер тисков определяется по длине губок (80-100мм). Верстак оборудуется защитной сеткой, лучше съёмной, потому что она используется только при рубке металла зубилом.

Для правки и разметки металла к  верстаку крепится стальная плита, а  слева от тисков при этом оставляется место для работы с учебником и тетрадью.

Рабочие места располагаются так, чтобы свет падал слева или  спереди. 

 Для индивидуального пользования  мастерская комплектуется штангенциркулями  с точностью измерения 0,1 мм, слесарными линейками длиной до 300 мм, слесарными угольниками, чертилками, кернерами, слесарными циркулями, зубилами с режущей кромкой до 20 мм, слесарными ножовками, ножницами по металлу, молотками массой до 300 г, отвёртками, кусачками, киянками, напильниками. Напильники приобретаются различной формы и насечки: плоские, квадратные, круглые, ромбические, трехгранные, надфили, драчёвые, личные, бархатные. Могут быть и другие инструменты, они предназначаются для кружковой работы и выбираются соответственно профилю деятельности: чеканы, резцы и другие.

Для станочных работ необходимы резцы проходные, отрезные, подрезные, расточные; фрезы цилиндрические, дисковые; набор измерительного инструмента - линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; принадлежности для токарного станка - патроны (кулачковый и поводковый), ключ к патрону, центры, переходные втулки; патрон для сверлильного станка; гаечные ключи.

Инструменты индивидуального пользования  приобретаются в количестве, обеспечивающем каждого ученика на случай выхода инструментов из строя (с запасом), а инструменты общего пользования - 2-3 комплекта.

3. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса трудового обучения (на примере мастерских по обработке тканей и кулинарии)

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными  или совмещенными (см. Приложение). В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20 - 25% площади).

Рабочими местами индивидуального  пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа "Чайка-3М" или "Подольск", укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

Рабочими местами коллективного  пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует  располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно  оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

4. Методика анализа знаний по технологии.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Виды контроля:

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая  эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.


Методы контроля.

  • Устный опрос
  • Письменный контроль. Позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
  • Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
  • Самостоятельная работа. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
  • Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
  • Практическая работа. Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
  • Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
  • Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
  • Нетрадиционные виды контроля. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

5. Техника и  правила безопасности на уроках трудового обучения.

На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель  обслуживающего труда знакомит с  программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках обслуживающего труда, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.

В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы.

Во время занятий учащиеся находятся  на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД  НАЧАЛОМ УРОКА. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, одевают форму. Урок начинается по звонку.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ. На уроках обслуживающего труда учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В  подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы. В течении урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:

  • не начинать занятия без разрешения учителя;
  • соблюдать все правила техники безопасности при работе с разными инструментами и машинами;
  • самовольно не покидать место работы;
  • не выполнять другие действия без разрешения учителя;
  • соблюдать правила и нормы поведения.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ  УРОКА. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:

  • не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электромашинки;
  • ставить утюг на подставку;
  • следить за исправностью электрических приборов.

6. Характеристика  документов по трудовому обучению (учебные планы, учебная программа).

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

Информация о работе Теория и методика трудового обучения