Теория и методика трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:14, лекция

Описание работы

Цель учебного предмета “Технология”. Главная цель образовательной области “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны

Файлы: 1 файл

Конспект.docx

— 151.24 Кб (Скачать файл)
  • Развивать пространственное мышление, творческое воображение.
  • Развивать моторные навыки, умение наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль.
  • Вырабатывать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, умение владеть собой.
  • Развитие общетрудовых политехнических умений (конструкторских, технологических, операционный контроль)

10. Требования  к педагогической, методической  и специальной подготовке учителя трудового обучения и технологии.

Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподавания труда (технологии), способствует развитию личности школьника, его гражданской позиции, научной, экологической и экономической грамотности, профессиональному самоопределению.

В соответствии со статусом учебного учреждения учитель осознанно выбирает учебный план и соответствующую ему программу своего предмета, а также ее учебно-методическое обеспечение. Использует разнообразные методы, средства, формы организации обучения и учебной деятельности школьников, в том числе новые педагогические технологии. При планировании учебного процесса учитывает соотношение основных компонентов содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности), устанавливает рациональное соотношение теоретических и эмпирических знаний, реализует политехнический принцип обучения труду. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение учащимися уровня образования не ниже предусмотренного государственным образовательным стандартом по трудовому обучению (технологии). Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию школьника.

Имеет широкий кругозор в области  трудовой подготовки, экономики, экологии и смежных с ними дисциплин. Несет ответственность за выполнение графика учебного процесса, качество образования. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы своего образовательного учреждения. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся. Обеспечивает выполнение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм, отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время учебного процесса. Пополняет, сохраняет и систематически использует оборудование школьной мастерской.

Учитель должен знать:

  • основы естественных и общественных наук, необходимые для ориентации, анализа и оценки событий современности, для решения образовательных и воспитательных задач посредством обучения школьников труду (технологии);
  • основы психолого-педагогических наук, теории и концепции ученых, раскрывающие закономерности формирования личности, воспитания и развития учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • проблемы и современный уровень развития научной организации труда (технологии), их роль в решении задач социально-экономического развития страны;
  • цели трудового (технологического) обучения, его вклад в формирование личности школьников, их нравственной, технологической, экономической и экологической культуры;
  • структуру и содержание трудовой подготовки в объеме, достаточном для обеспечения уровня преподавания учебного материала в рамках общеобразовательных учреждений, зафиксированного в государственном образовательном стандарте;
  • альтернативные концепции содержания школьной подготовки к труду;
  • методы, средства и формы организации обучения, обеспечивающие достижение результатов в соответствии с выбранными программами и учебно-методическим обеспечением;
  • требования к материальной базе обучения предмету.

Учитель должен уметь:

  • обосновать свой выбор программы и учебно-методического обеспечения;
  • проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены;
  • планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности;
  • организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, включать в учебный процесс проблемное обучение;
  • оценивать эффективность обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и овладение умениями, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса к предмету, осуществлять контроль и аттестацию учащихся;
  • организовывать работу школьников в учебной мастерской, используя имеющиеся оборудование и технические средства;
  • осуществлять связь обучения труду с жизнью, обсуждать с учащимися актуальные события современности;
  • вести внеклассную работу по труду, руководить общественно полезной, созидательной деятельностью.

11. Понятие о  методах трудового обучения школьников, их классификация. Условия выбора методов трудового обучения школьников.

Методы обучения- способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Прием- это составная часть или отдельная сторона метода.

Классификация методов обучения

Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия « метод обучения », то не прекращаются дискуссии вокруг подхода  к проблеме классификации этих методов и самой классификации.

Е.И.Перовский и Д.О.Лордкипанидзе  предложили классификацию методов  обучения по источникам получения знаний. Они выделили 3 группы методов: словесные, наглядные, практические.

Наиболее практичной  в дидактическом  отношении представляется классификация  по дидактическим целям, разработанная М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым. Они исходили из того , что если методы обучения представляют собой  способы организации учебной деятельности учащихся  по решению дидактических целей   и задач, то , следовательно, их можно разделить на следующие группы:

  • - методы приобретения новых знаний;
  • -методы формирования умений  и навыков и применения знаний на практике;
  • - методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Весьма интересную организационную  классификацию предложил Ю.К.Бабанский  Все методы обучения им были подразделены на три большие группы:

  • - методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • - методы стимулирования учебно-познавательной деятельности ;
  • - методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Поддерживая в целом классификацию  методов, предложенную Ю.К.Бабанским, С.А.Смирнов  внес в указанную классификацию дополнения:

  • -методы организации взаимодействия учащихся  и накопления социального опыта ;
  • - методы развития психических функций, творческих способностей  и личностных качеств учащихся .

М.Н.Скаткин  и  И.Я.Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения  в продуктивную ( творческую ) деятельность.(или по характеру познавательной активности учащихся.)

Ученые выделили  следующие методы:

  • -  объяснительно-иллюстративный или информационно- рецепривный (рецепция-восприятие)  Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в  памяти. Сюда относят такие приемы  как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с учебником.
  • - репродуктивный . Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
  • - проблемного изложения материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему  и сам показывает пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец проце<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" fon

Информация о работе Теория и методика трудового обучения