- Развивать пространственное мышление, творческое воображение.
- Развивать моторные навыки, умение наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль.
- Вырабатывать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, умение владеть собой.
- Развитие общетрудовых политехнических умений (конструкторских, технологических, операционный контроль)
10. Требования
к педагогической, методической
и специальной подготовке учителя
трудового обучения и технологии.
Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом
специфики преподавания труда (технологии),
способствует развитию личности школьника,
его гражданской позиции, научной, экологической
и экономической грамотности, профессиональному
самоопределению.
В соответствии со статусом учебного
учреждения учитель осознанно выбирает
учебный план и соответствующую
ему программу своего предмета, а также
ее учебно-методическое обеспечение. Использует
разнообразные методы, средства, формы
организации обучения и учебной деятельности
школьников, в том числе новые педагогические
технологии. При планировании учебного
процесса учитывает соотношение основных
компонентов содержания образования (знания,
умения, опыт творческой деятельности,
опыт эмоционально-ценностного отношения
к миру, к деятельности), устанавливает
рациональное соотношение теоретических
и эмпирических знаний, реализует политехнический
принцип обучения труду. Обеспечивает
выполнение учебной программы, достижение
учащимися уровня образования не ниже
предусмотренного государственным образовательным
стандартом по трудовому обучению (технологии).
Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает
учебную дисциплину, режим посещения занятий,
уважая человеческое достоинство, честь
и репутацию школьника.
Имеет широкий кругозор в области
трудовой подготовки, экономики, экологии
и смежных с ними дисциплин. Несет
ответственность за выполнение графика
учебного процесса, качество образования.
Участвует в деятельности методических
объединений и других формах методической
работы своего образовательного учреждения.
Систематически повышает свою профессиональную
квалификацию. Осуществляет связь с родителями (лицами,
их заменяющими) обучающихся. Обеспечивает выполнение требований
безопасности труда и санитарно-гигиенических
норм, отвечает за жизнь и здоровье учащихся
во время учебного процесса. Пополняет,
сохраняет и систематически использует
оборудование школьной мастерской.
Учитель должен знать:
- основы естественных и общественных наук, необходимые для ориентации, анализа и оценки событий современности, для решения образовательных и воспитательных задач посредством обучения школьников труду (технологии);
- основы психолого-педагогических наук, теории и концепции ученых, раскрывающие закономерности формирования личности, воспитания и развития учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- проблемы и современный уровень развития научной организации труда (технологии), их роль в решении задач социально-экономического развития страны;
- цели трудового (технологического) обучения, его вклад в формирование личности школьников, их нравственной, технологической, экономической и экологической культуры;
- структуру и содержание трудовой подготовки в объеме, достаточном для обеспечения уровня преподавания учебного материала в рамках общеобразовательных учреждений, зафиксированного в государственном образовательном стандарте;
- альтернативные концепции содержания школьной подготовки к труду;
- методы, средства и формы организации обучения, обеспечивающие достижение результатов в соответствии с выбранными программами и учебно-методическим обеспечением;
- требования к материальной базе обучения предмету.
Учитель должен уметь:
- обосновать свой выбор программы и учебно-методического обеспечения;
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены;
- планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности;
- организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, включать в учебный процесс проблемное обучение;
- оценивать эффективность обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и овладение умениями, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса к предмету, осуществлять контроль и аттестацию учащихся;
- организовывать работу школьников в учебной мастерской, используя имеющиеся оборудование и технические средства;
- осуществлять связь обучения труду с жизнью, обсуждать с учащимися актуальные события современности;
- вести внеклассную работу по труду, руководить общественно полезной, созидательной деятельностью.
11. Понятие о
методах трудового обучения школьников,
их классификация. Условия выбора
методов трудового обучения школьников.
Методы обучения- способы совместной деятельности учителя
и учащихся, направленные на решение задач
обучения. Прием- это составная часть
или отдельная сторона метода.
Классификация методов обучения
Поскольку ученые-дидакты не пришли
к единому пониманию и толкованию
сути понятия « метод обучения
», то не прекращаются дискуссии вокруг
подхода к проблеме классификации
этих методов и самой классификации.
Е.И.Перовский и Д.О.Лордкипанидзе
предложили классификацию методов
обучения по источникам получения знаний.
Они выделили 3 группы методов: словесные,
наглядные, практические.
Наиболее практичной в дидактическом
отношении представляется классификация
по дидактическим целям, разработанная
М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым. Они исходили
из того , что если методы обучения представляют
собой способы организации учебной
деятельности учащихся по решению
дидактических целей и задач, то
, следовательно, их можно разделить на
следующие группы:
- - методы приобретения новых знаний;
- -методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;
- - методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.
Весьма интересную организационную
классификацию предложил Ю.К.Бабанский
Все методы обучения им были подразделены
на три большие группы:
- - методы организации учебно-познавательной деятельности;
- - методы стимулирования учебно-познавательной деятельности ;
- - методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Поддерживая в целом классификацию
методов, предложенную Ю.К.Бабанским, С.А.Смирнов
внес в указанную классификацию дополнения:
- -методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта ;
- - методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся .
М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер предложили
классификацию методов обучения
по уровню включения в продуктивную
( творческую ) деятельность.(или по характеру
познавательной активности учащихся.)
Ученые выделили следующие методы:
- - объяснительно-иллюстративный или информационно- рецепривный (рецепция-восприятие) Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относят такие приемы как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с учебником.
- - репродуктивный . Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
- - проблемного изложения материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец проце<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" fon