Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:14, лекция
Цель учебного предмета “Технология”. Главная цель образовательной области “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны
В учебном плане средних
Учебный план определяет набор (перечень) предметов конкретного типа учебного заведения и учитывает уровень образования по классам. Но это общее направление или, точнее, общий конструкт содержания. Его нужно наполнить конкретным материалом. Для этого составляется учебная программа по каждому предмету. Учебная программа — это документ, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Материал систематизирован: разбит на разделы, темы; установлена иерархия (соподчиненность) и последовательность их изучения.
Программу утверждает Министерство образования. Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Программа является основой для
учителя при перспективном
7. Характеристика и учёт дидактических принципов при преподавании трудового обучения и технологии в школе.
Целенаправленность обучения. Поскольку труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, одной из основных частей ее содержания, поскольку при рыночной экономике способность к труду (рабочая сила) является товаром, к которому предъявляются высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной составляющей процесса формирования личности должно быть становление работника, компетентного в своей области специалиста, вместе с тем обладающего высокой профессиональной мобильностью. Таким образом, трудовое обучение должно быть направлено на комплексное решение задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования у них фундамента готовности к труду для себя и общества.
Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения у школьников было сформировано научное мировоззрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизировалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.
Научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, как устроен и действует технический объект или протекает технологический процесс, но и дают ответ на вопрос, почему именно так. Для этого привлекают знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии, математики.
Связь с практикой, жизнью. Трудовое обучение призвано играть важную роль в обеспечении будущей социальной защищенности, выживаемости учащихся в условиях рыночной экономики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно помочь им в профессиональном самоопределении, в адаптации после окончания школы к обучению в профессиональном учебном заведении или самостоятельной работе в условиях многоукладной экономики.
Из этого дидактического принципа вытекает необходимость, во-первых, соответствия целей и содержания трудового обучения современным требованиям, а также региональной местной специфике, во-вторых, его практической направленности по форме и методам.
Формирование экономических знаний и умений, экономической воспитанности, культуры происходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производственным.
Нравственное воспитание школьников в процессе трудового обучения - это не столько слова учителя о пользе трудолюбия и добросовестности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных качеств работника в практической трудовой деятельности, конечно, при продуманном педагогическом руководстве ею.
Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование — осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где
Доступность обучения. Из этого принципа вытекает, что трудовое обучение следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступность не тождественна легкости в обучении, изучаемый материал должен требовать от школьников определенных усилий для его усвоения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении. Этот принцип заключается в активном овладении школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы. Непременными условиями реализации данного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и учеников в их достижении.
Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Учителю следует иметь в виду, что к наглядным средствам обучения можно отнести и оборудование, и оснащение учебных, учебно-производственных мастерских, цехов и участков. Внешний вид, состояние, расположение, способы хранения инструментов, приспособлений, станков, верстаков, материалов, заготовок, комплектующих изделий и т. п.— все это зрительно воспринимается школьниками, отражается в их сознании и оказывает, в зависимости от качества, уровня увиденного, положительное или отрицательное образовательное и воспитательное воздействие.
Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.
8. Санитарно-гигиенические требования и режимы работы в школьных мастерских.
Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:
Учет всех этих факторов призван сформировать такие условия работы, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению и другим негативным физиологическим воздействиям.
Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются четко установленные нормативы — санитарные правила СП 2.4.2. 782—99, — соблюдение которых обязательно. В противном случае молодому развивающемуся организму может быть нанесен непоправимый урон, тем более чреватый, что он не сразу заметен, т.е. проявляется не внезапно, а характеризуется накапливающейся степенью повреждений.
Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16—18 °С, влажность 40 — 60 %, а воздухообмен обеспечивать 20 м3/ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250, а местная вытяжка от клееварки должна обеспечивать воздухообмен 350 м3/ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!
Освещенность рабочей зоны и всего помещения для школьных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью — по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.
Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах школьные учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т. п. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.
Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть единых требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изучаемого раздела программы и даже от места, которое урок технологии занимает в школьном расписании. Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых связана с такими критериями, как физическая нагрузка на учащихся (рубка металла или строгание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или однообразие работы. Если занятия по технологии характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем учитель технологии в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.
Эргономика — наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают работающему необходимые удобства, сохраняя его силы, здоровье и работоспособность. Эргономические факторы при организации работы в мастерских выражаются прежде всего соответствием школьного оборудования росту учащихся . Очень важно ознакомить школьников с необходимостью и приемами регулировки оборудования (например, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы позы при работе стоя и сидя были правильными. Учитель должен знать, что антропометрические измерения позволили выработать четкие размеры столов и сидений к ним . По странному положению Дел, это обстоятельство более учитывается в начальных классах. Его ни в коем случае нельзя игнорировать и в V—VII классах, где акселерация проявляется еще более резко.
9. Реализация
обучающих, развивающих и
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие