Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:46, реферат
В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира.
Содержание.
1. Содержание
2
2. Введение
3
3. Логика учебного процесса
4
4. Движущие силы процесса обучения
7
5. Принципы дидактики и их характер
12
6. Группы методов педагогического воздействия на личность
15
7. Заключение
18
8. Список литературы
Таким образом, абсолютизация организации учебного процесса препятствует формированию у школьников активной жизненной позиции, творческого отношения к учению. Принцип целостного всестороннего развития личности предполагает гармоническое сочетание личного и общественного интереса, увлекательности и организованности, сознания необходимости дисциплины, проявления твердой воли в учении. Это единство определяет сущность, содержание, формы, методы обучения и формирования характера личности.
Учебный
процесс, вся его организация, движущие
силы и стимулы направлены в конечном
счете на формирование у детей общественно
и личностно значимой целеустремленности,
ответственности, воли. Только на этой
психологической основе возможно развитие
подлинной увлеченности, способности
к преодолению душевной лени и внешних
препятствий. В этой внутренней противоречивой
борьбе возникает опосредованный личностно
и социально значимыми мотивами интерес
к различным учебным предметам, который
становится подлинной движущей силой
процесса обучения. В этом случае не поверхностное
любопытство владеет ребенком, не давление
определяет направленность его деятельности,
а он сам, как личность, делает выбор и
добивается реализации своих интересов
и целей. Школа становится для ребенка
домом радости в том случае, если помогает
ему определить свое место в жизни, утвердить
себя в коллективе, предоставляет средства
для осуществления созревших личных стремлений.
Чем более ребенок научается преодолевать
внешние и внутренние препятствия, управлять
своими влечениями, тем более он формируется
как человеческая личность. Учение становится
радостью тогда, когда школьник добивается
успеха в упорном труде, находит интерес
не только в развлекательных эффектах,
но и в серьезном содержании науки и преодолении
реальных трудностей.
Внешняя форма выражения интереса учащимися
проявляется в непосредственной направленности
их внимания на тот или иной учебный предмет.
Его внутренняя суть представляет собой
сложное психологическое образование
личности, характеризующееся общим уровнем
ее развития, запасом знаний, направленностью
нравственно-эстетических идеалов. Подлинный
глубокий интерес к учению — не внешний
стимул разнообразной деятельности. Он
всегда появляется как результат углубленной
познавательной работы и проявляется
как направленность, влечение, мощная
движущая сила. Подлинный интерес как
длительный, устойчивый, действенный стимул
учебной деятельности возникает тогда,
когда школьником накоплен определенный
опыт, знания, навыки, когда им осознаны
общественно и личностно значимые цели,
психологическая готовность к работе
и уверенность в ее успешном завершении.
Интерес как внутренний стимул и движущая
сила учения, таким образом, проявляется
как целенаправленное психическое состояние
ребенка, обусловленное накопленным опытом
и знаниями, системой творческой деятельности,
дающей положительный результат. Он характеризуется
и как готовность к активной деятельности,
приносящей удовлетворение. Высшей формой
проявления подлинного интереса, его высшей
степенью напряженности как результата
творческих волевых усилий является увлеченность.
В обучении, как одухотворенном общественными
и личностно значимыми целями процессе,
можно выделить два понятия: непосредственного
любопытства, поверхностного интереса,
легко возбуждаемого внешними эффектами,
и опосредованного духовными ценностями,
целями, упорным трудом, успехом и личным
удовлетворением внутреннего интереса.
Внутренний и поверхностный интересы
как движущие силы обучения находятся
между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Непосредственный интерес, граничащий
с простым изменчивым любопытством, является
у детей многосторонним, может охватывать
широкий круг учебных предметов и стимулировать
их изучение. Однако такой интерес, возбужденный
случайными внешними эффектами, не способен
долгое время поддерживать внимание ребенка,
мобилизовать его волю, превратиться в
устойчивую движущую силу познавательной
деятельности. Случайно возбужденный
интерес, как правило, быстро удовлетворяется,
а полученные под его влиянием знания
достаточно быстро забываются. На смену
поверхностному интересу в обучении неизбежно
приходят более сильные и устойчивые стимулы,
образующие и углубляющие внутренний
интерес. Среди них: противоречие между
нуждой в знаниях, умениях, навыках и их
отсутствием, что рождает потребность
в познавательной деятельности; удовлетворение
от успеха; осознание общественной важности
успешной учебы; стремление к формирующемуся
жизненному идеалу. Эти движущие силы,
будучи приведенными в действие, порождают
опосредованный глубокий внутренний познавательный
интерес, сопутствующий учебной деятельности;
Внутренний интерес является педагогической,
ценностью не только как стимул к учению,
как временное психическое состояние
познавательной направленности, но и как
черта характера учащегося, как воспитательный
результат учебного процесса, формирующего
у детей трудолюбивое отношение к познанию
действительности.
Непосредственный и внутренний интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является «познавательный рефлекс», другого — педагогически организованный упорный труд. Первый проявляется как кратковременное психическое состояние познавательной направленности, второй — как черта характера, рожденная упорным познавательным трудом.
Взаимоотношения поверхностного и внутреннего интересов у школьников претерпевают значительные изменения по годам обучения. Некоторые педагоги считают, что свойственный младшим школьникам «исследовательский рефлекс» мог бы сохраниться на всех последующих возрастных этапах развития, если бы не подавлялся в ребенке несовершенством подготовки учителей, методик и форм обучения. Будто в результате несовершенства организаций учебного процесса происходит затухание «исследовательского рефлекса», а вместе с ним дети утрачивают всякий интерес к школьным занятиям. Это предположение является правильным лишь отчасти.
Обучение — процесс социальный. По своему содержанию он складывается из информации, умений и навыков, которые уже сегодня нужны каждому ребенку для регулирования своего поведения, ориентации в социальной и природной среде. Это, с точки зрения растущего ребенка, 'непосредственно-полезная информация. Но вместе с тем процесс обучения включает в себя знания, умения и навыки, которые направлены на перспективное развитие личности, а практически пригодятся лишь в будущем. Это для ребенка, живущего заботами сегодняшнего дня, — избыточная информация. В процессе приобретения непосредственно полезной информации активно действует ориентировочный рефлекс, проявляется простое любопытство, стимулируется практическая нужда. Этим и объясняется большой интерес дошкольников и младших школьников к учебным занятиям. В условиях отсутствия элементарного жизненного опыта, острой жизненной необходимости для ребенка знаний, умений и навыков в области чтения, счета, рисования, письма, пения создаются условия для активного проявления «исследовательского рефлекса». Когда же ребенок овладел всем этим и непосредственно полезная информация стала заменяться избыточной, действие естественных стимулов ослабевает.
В
психологическом и
Задача развивающего и воспитывающего обучения не только в том, чтобы обеспечить усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и, формируя целостную личность, подготовить ее к целеустремленной жизненной деятельности, сознательному преодолению препятствий и трудностей, напряжению воли и ответственности за порученное дело. В этом — вся социальная суть процесса обучения. За счет этого разрешается противоречие между учением в школе и требованиями полнокровной реальной жизни. Ребенок в школе живет и готовится стать полноправным членом демократического общества, строго соблюдать законы и нравственные нормы отношений. Поэтому организация процесса обучения на всех возрастных этапах призвана содействовать осознанию школьниками необходимости знаний, их общественной и личностной значимости. Это в свою очередь будет способствовать постепенному превращению личностно-общественных целей в действенный внутренний стимул детской познавательной деятельности. Процесс осознания и превращения внешних стимулов во внутренние сложен и противоречив. Он осуществляется постепенно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и способствует разрешению противоречий учебного процесса, достижению гармонического единства между преподаванием и учением.
Механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которого образуются и постепенно осознаются детьми действенные мотивы-стимулы. Формирование личности в процессе обучения проходит путь от преодоления противоречий к значимым мотивам, их глубокому осознанию, от социально ценных мотивов — к более сложной познавательной деятельности и разрешению новых противоречий. Противоречия учебной деятельности как движущие силы процесса обучения и источник образования внутренних стимулов подразделяются на две основные группы. К первой относятся противоречия самой жизни, отраженные в содержании учебного процесса. Это противоречиво действующие общественные, классовые и иные противоречия, раскрывающие детям научную картину мира и формирующие диалектическое мышление. Ко второй группе относятся внутренние противоречия развития самой формирующейся личности. Это противоречие между необходимостью становления каждого ребенка гражданином, развитием у него чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности и субъективной трудностью, сложностью, в силу отсутствия жизненного опыта, большой волевой напряженности такого становления. Объективным ходом процесса обучения ребенок поставлен в условия необходимости преодоления внешних препятствий и собственных внутренних трудностей. Самопреодоление в процессе познавательной деятельности на каждом новом этапе обучения дает новые импульсы формирующейся личности, укрепляет ее духовные силы, способствует самоутверждению, осознанию общественно и личностно значимых мотивов, доставляет нравственно-эстетическое удовлетворение. Учение не только акт усвоения ребенком знаний, умений и навыков, но и развитие, становление детской личности, формирование характера в процессе преодоления внутренних и внешних противоречий. Оно для ребенка всегда духовная борьба с внешними препятствиями и собственными слабостями, требующая предельной мобилизации сознательности, ответственности, чувства долга, целеустремленности и воли. Это дает ребенку возможность уже в школе познать трудности и радости жизни, ее подлинную сущность и счастье.
Принципы дидактики и их характер.
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.
На
современном этапе к числу
общедидактических принципов
Наиболее
важными дидактическими принципами
являются следующие:— обучение должно
быть научным и иметь
В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в ней: обеспечение единства научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А.В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын, и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).
В
последнее время высказываются
идеи о выделении rpyппы принципов
обучения в высшей школе, которые
бы синтезировали все существующие
принципы:— ориентированность
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: "Воспитание", "педагогическая деятельность", "образование", "педагогическое сознание˝ и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся: обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод учения и др. Рассмотрим базовые понятия дидактики.
Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и знания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельное обозначаемую термином "преподавание", обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.