Теория обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира.

Содержание работы

Содержание.
1. Содержание
2
2. Введение
3
3. Логика учебного процесса
4
4. Движущие силы процесса обучения
7
5. Принципы дидактики и их характер
12
6. Группы методов педагогического воздействия на личность
15
7. Заключение
18
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Теория обучения. Реферат.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

      Содержание  образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объединенного  опыта человечества, усвоение которой  необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

 

      Группы  методов педагогического  воспитания на личность.

      Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность:  
1. убеждение;  
2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;  
3. упражнения и приручения;  
4. обучение;  
5. стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);  
6. контроль и оценка.

      Прием воздействия — совокупность средств  и алгоритм по их использованию. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности — т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей — т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

      Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция — это примеры приемов  убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения. Убеждение- это воздействие на разум, логику человека, предполагает систему доказательств на основе жизненных примеров, логических выводов и обобщений.

      Но  чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействует слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:  
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников (логически грамотные, убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры).  
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.  
3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.  
4. Сочетание убеждения и практического приучения.  
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

      Методы  воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной  силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности  у человека, применяются следующие  приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

      Для того, чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для. пропитания и выживания).

      Чтобы изменилось поведение человека, требуется  изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или  изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки  разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей. Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

      Требуемая социальная установка формируется  у человека:  
1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответствующую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров детского движения выдвигают в актив, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался "кооптация").

      С целью формирования установки на требуемое отношение или оценки того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

      Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием "совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить", поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки. Для изменения эмоционального состояния и отношения человека к текущим событиям эффективен прием "воспоминания горького прошлого" (обостренно вспоминая прошлые тяготы, более положительно воспринимают настоящее и будущее, возможно, кажется более оптимистичным).

 

      Заключение.

     Теория  обучения в высшей школе немыслима  без обращения преемственности  своего исторического развития и  учебно-познавательной деятельности, обращения к методам и средствам  обучения в определенной их роли, возможностей и путей их развития.

      Существенным  показателем развития учебно-воспитательного  процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций  совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий.

 

      Список  литературы.

  1. И. П. Подласный. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педвузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.
  2. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Сластениин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.
  4. М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. Педагогика: Краткий курс лекций.– М.: Юрайт-Издат, 2006. – 254 с.

       


Информация о работе Теория обучения