Тренинговые занятия по профилактики игровой зависимости у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:16, творческая работа

Описание работы

Цель: профилактика игровой зависимости у учеников начальных классов.
Задачи:
1. Развитие общения и сплочения;
2. Снижение психоэмоционального напряжения;
3. Развитие игровой деятельности и ролевого взаимодействия, удовлетворение потребности в игре;
4. Формирование представлений о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными играми и видеоиграми;
5. Осознание значимости и пользы альтернативных способ времяпрепровождения детей.
6. Расширение представлений у детей о себе и сферы своих интересов;
7. Развитие чувства меры и самоконтроля.

Файлы: 1 файл

программа по игров.зависимости.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

(Приложение 12)

 

 Тренинговые занятия по профилактики игровой зависимости у учащихся начальных классов.

Составитель:

Педагог-психолог Тюрина Т.В. ГБОУ ЦПМСС «Фили»

 

Цель: профилактика игровой зависимости у учеников начальных классов.

Задачи:

  1. Развитие общения и сплочения;
  2. Снижение психоэмоционального напряжения;
  3. Развитие игровой деятельности и ролевого взаимодействия, удовлетворение потребности в игре;
  4. Формирование представлений о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными играми и видеоиграми;
  5. Осознание значимости и пользы альтернативных способ времяпрепровождения детей.
  6. Расширение представлений у детей о себе и сферы своих интересов;
  7. Развитие чувства меры и самоконтроля.

 

Продолжительность каждого занятия 45 минут. Количество занятий – 5.

Занятия предназначены для детей начальной школы.

Особенности проведения занятий:

  • На первом занятии все участники принимают правила поведения в группе, в дальнейшем ведущий следит за их выполнением;
  • Ведущий должен стараться заинтересовать детей и поддерживать этот интерес;
  • Необходимо поддерживать позитивную атмосферу во время занятий;
  • Игры и упражнения должны проводиться достаточно энергично;
  • Подведение итогов – очень важная часть, поэтому ведущий должен активно участвовать и помогать детям выразить свое мнение и сделать выводы;
  • Во время занятий ведущий поддерживает позитивное поведение участников: эмпатию, сотрудничество, поддержка друг друга, терпимость к друг другу и др.

 

Занятие №1

Цель: Развитие общения и сплочения.

Задачи:

  1. Развитие у детей интереса друг к другу;
  2. Развитие у детей интереса к взаимодействию друг с другом, общению и совместной деятельности;
  3. Сплочение детей;
  4. Развитие навыков взаимодействия и позитивного общения.

 

Методически комментарий: данное занятия, является вводным для последующих занятий, поэтому прежде всего необходимо создание положительной атмосферы во время занятия: детям должно быть интересно происходящее, поэтому занятие нужно проводить достаточно энергично. Чтобы вся дальнейшая работа была продуктивной важно установить правила работы в группе.

Оборудование:бейджики, разноцветныефломастеры, распечатанный плакат с правилами группы, «волшебная палочка», пазлы (разрезается лист бумаги с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы), коврики (бумажные) размером 40x60 см – минимум 4, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу).

План занятия:

  1. Приветствие и знакомство с участниками (10 минут):

Цель: знакомство, приветствие, настрой на дальнейшее взаимодействие.

Ведущий приветствует всех участников, представляется, говорит несколько слов о то, что будет происходить. Затемучастники оформляют себе бейджеки и происходит принятие правил группы, которые вывешиваются на видное место. Проводится упражнение «Волшебная палочка».

Правила группы:

1. Внимательно слушать  друг друга,

 

2. Не перебивать говорящего,

 

3. Уважать мнение друг  друга,

 

4. Говорить от себя («Я  – высказывание») и про себя,

 

5. Быть активным.

 

Упражнение «Волшебная палочка».

Цель: принятие и упражнение в соблюдении правил группы.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, как его зовут и какой цвет его любимый. Когда рассказчик закончит, он передает палочку дальше по кругу.

 

  1. Игры, направленные на сплочение и развитие общения участников (30 минут):

Игра «Ветер дует на того, кто…»

Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.

Проведение:Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого... (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)... и игра продолжается.

Игра «Зеркало».

Цель: развитие интереса друг к другу, взаимодействию друг с другом, развитие внимательности к другому, уменияучитывать партнера при взаимодействии с ним.

Проведение: предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них дети будут выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.

Упражнение «Пазлы».

Цель: развитие у детей интереса к совместной деятельности, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться, согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.

Проведение: Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команде выдается по пазлу (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения), который должны собрать совместно участники команды. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Игра «Кочки».

Цель: развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия, сплочение детей.

Проведение:Для данного упражнения необходимы коврики (бумажные) размером 40x60 см – минимум 3, максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). Группа становится в ряд. Участникам связывают ноги (правая первого с левой второго) – получается цепочка. Задание: перейти цепочкой через комнату по «кочкам». Ребятам говорится, что перед ними болото, если кто-то вступает в болото – начинается все сначала.

В конце участники делятся впечатлениями и радостью от совместного выполнения поставленной задачи. (Можно дружно поаплодировать, радостно прокричать «Ура!»). Обсуждается: Сложно было ли выполнить задание, что мешало его выполнить, что помогало с ним справиться.

 

  1. Подведение итогов занятия(5 минут):

Обсуждение пользы и привлекательности позитивного общения друг с другом:

  • Было сегодня весело, интересно? (Важно, чтобы дети поделились положительными эмоциями)
  • На до ли уметь слушать другого, помогать другому, быть внимательным?
  • Если дружно взяться за дело все получится? (Вспоминая игру «Кочки»)
  • Вместе веселее?

В конце все берутся за руки и дружно говорят: «До свидания!»

 

Занятие №2

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Задачи:

        1. Снижение психофизического напряжения;
        2. Выражение различных эмоциональных состояний;
        3. Развитие представлений о том, как можно снять напряжение и выразить различные эмоции.

Методически комментарий: в данном занятии ведущему необходимо стимулировать детей к активному участию в играх и упражнениях, правильному и продуктивному выполнению заданий, в целях снижение психоэмоционального напряжения.

Оборудование:Старые газеты или что-то подобное, клейкая лента для обозначения линии, разделяющей две команды, мусорное ведро.

 

План занятия:

  1. Приветствие (5 минут):

Ведущий приветствует участников.

Игра «Испорченный телефон».

Цель: настройка участников на дальнейшее взаимодействие.

Проведение: Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке. Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом. Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат!

  1. Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, подвижные игры (15 минут).

Игра «Холодно-тепло».

Цель: снятие психофизического напряжения, удовлетворение потребности в подвижных играх.

Проведение: начинают движение в произвольном направлении. Когда ведущий говорит: «Холодно», - дети движутся медленно. Когда говорит: «Теплее», - движение необходимо ускорять, а на словах «Жарко» - дети должны очень быстро двигаться. (Важно предупредить детей о том, что нужно быть осторожным, чтобы никого не толкнуть).

Игра «Бумажные мячики»

Цели: удовлетворение потребности в активности, снятие напряжения через активные действия.

Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную пинию.

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Цели: расслабление, снижение психофизического напряжения.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.)

Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

  1. Игры и упражнения на выражение различных эмоциональных состояний и расслабляющее упражнение - релаксация (15минут).

Цель: выражение различных эмоциональных состояний детей.

Игра «Море волнуется».

Проведение: Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

Игра «Шурум-бурум».

Проведение: Водящему предлагается загадать чувство, а затем только интонацией, отвернувшись от круга и произнося лишь слова «шурум-бурум», показать детям это чувство.

Упражнение на расслабление.

Цель: расслабление, снятие напряжения.

Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам... (Дождитесь, пока все дети вернутся на свои места). Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.

Информация о работе Тренинговые занятия по профилактики игровой зависимости у учащихся начальных классов