Тренинговые занятия по профилактики игровой зависимости у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:16, творческая работа

Описание работы

Цель: профилактика игровой зависимости у учеников начальных классов.
Задачи:
1. Развитие общения и сплочения;
2. Снижение психоэмоционального напряжения;
3. Развитие игровой деятельности и ролевого взаимодействия, удовлетворение потребности в игре;
4. Формирование представлений о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными играми и видеоиграми;
5. Осознание значимости и пользы альтернативных способ времяпрепровождения детей.
6. Расширение представлений у детей о себе и сферы своих интересов;
7. Развитие чувства меры и самоконтроля.

Файлы: 1 файл

программа по игров.зависимости.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Завершение, подведение итогов занятия (10 минут):

Происходит обсуждение понравившихся моментов в занятии, способов справиться с напряжением, раздражением, злостью, проводится упражнение:

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: избавление от негативных эмоций и переживаний, мешающих чувствовать себя лучше.

Проведение: Ведущий ставит на середину небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь так же и с чувствами — у каждого из нас скапливаются чувства, часто ненужные и бесполезные. И некоторые любят копить свои чувства, например, обиды или же страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненужные обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на...», «Я злюсь на...», «Я боюсь...», затем сворачивают их комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а ведущий выносит это ведро в мусорный ящик после завершения занятия.

 

Занятие №3

Цель: Формирование представлений о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными играми и видеоиграми.

Задачи:

  1. Сравнение интерактивных и компьютерных игр;
  2. Выявление последствий чрезмерной увлеченности компьютером;
  3. Обозначение границ нормальной увлеченности компьютерными играми, не приносящей вреда.

Методически комментарий: в данном занятии важно, чтобы дети исходя из собственного опыта сформировали представления о последствиях чрезмерной увлеченности компьютерными и видеоиграми. Большое значение имеет принятие со стороны ведущего и детей того факта, что компьютерные игры бывают интересными, а так же могут принести определенную пользу (развить навыки: внимание, сенсомоторная координация, логическое мышление, отдых (как переключение деятельности), снятие напряжения и др.). Но положительное влияние компьютерных игр может иметь место только в случае умеренного увлечения ими.

Оборудование: Бутылка с питьевой водой, одноразовые стаканчики, пластилин, природные материалы для поделки (шишки, палочки, листики и др.), 2-3 одинаковых корзинки для кидания в них шаров, шарики (бумажные, из газет или пластмассовые), «волшебная палочка».

 

План занятия:

  1. Приветствие, игра или упражнение для создания положительного настроя(5 минут).

Ведущий приветствует участников. Проводится упражнение «Дотронься до цвета»:

Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона.

Проведение: ведущий произносит предложения, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников – глазами быстро найти предмет такого же цвета и на счет «раз-два-три» дотронуться до него.

•Заяц белый в лесу бегал.

•В космос полетела ракета серого цвета.

•Зимой и летом стройной, оранжевой была.

•Ярко светит в небе зеленое солнце.

•Снесла курочка яичко, да не простое, а красное.

•В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был.

 

  1. Игры и упражнения -сравнение интерактивных и компьютерных игр(«Хорошо-плохо») (35 минут).

Вначале ведущий спрашивает у детей играют ли они в компьютерные игры, нравятся ли они им и чем они привлекательны.

Далее проводятся упражнения и игры, в которых дети могут сравнить компьютерные игры и интерактивные.

Упражнение «Хочу-получаю».

Цель: сравнение чувства удовлетворенности с чувством отсутствия удовлетворения, насыщения после продолжительной игры в компьютерные игры.

Проведение: Ведущий спрашивает у детей: кто хочет пить? Затем желающим наливается вода, они ее пьют. Ведущий спрашивает напились ли они водой? Важно, чтобы все смогли удостовериться в том, что они больше не хотят пить. Аналогично ведущий предлагает попрыгать. После того, как все начнут уставать прыгать, ведущий спрашивает об удовлетворенности желания прыгать (Напрыгались?). После этих упражнений детям предлагается вспомнить, когда они достаточно долго (больше 15 минут) играли в компьютерные игры, было ли у них ощущение, что они наигрались и больше не хотят? Отвечая дети начинают понимать, что когда они играют в компьютер, то могут не замечать усталости, в отличие от физической активности (когда прыгали) и не ощущать, что наигрались. В то время как, когда у них есть обычные желания, они легко насыщаются, делая что-то необходимое.

Упражнение «Я подвижный, я застывший».

Цель: выявление негативной стороны связанной с усталостью от неподвижности при чрезмерно долгой игре в компьютер.

Проведение: Детям предлагается, застыть в одной позе и не двигаться, как можно дольше, как только они начнут уставать сказать об этом, но оставаться неподвижным, вновь двигаться можно будет тогда, когда все участники скажут, что устали. Далее ведущий проводит аналогию с длительным нахождение за компьютером, когда ты сидишь неподвижно и можешь очень от этого устать.

Далее детям предлагается подвижная игра «Шишки, желуди, орехи».

Описание: Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

После проведения подвижной игры дети сравнивают ощущения после неподвижности и двигательной активности.

Упражнение «Зрение».

Цель: выявление негативной стороны связанной с порчей зрения при длительном нахождении за компьютеров.

Проведение: Детям предлагается достаточно долго смотреть на экран в одну точку и не моргать (экран не настоящий, а символический – белый лист бумаги в центре которого нарисована точка). Быстро дети понимаю, как у них устают глаза. Ведущий обсуждает, что когда мы смотрим в монитор компьютера наши глаза тоже мало двигаются и быстро устают. Поэтому не следует находиться за компьютером более чем 15 минут в день. Далее проводятся гимнастика для глаз. 

  • Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.
  • Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.
  • Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.
  • Сильно зажмурьтесь, затем широко откройте глаза.
  • Помассируйте закрытые веки круговыми движениями пальцев. Упражнение занимает около минуты.
  • Держите голову прямо. Глазами совершайте круговые движения по часовой стрелке, затем повторите движения в обратную сторону.

Упражнение «Результат».

Цель: обнаружение, что после игры в компьютер нет результата деятельности.

Проведение: Детям предлагается вспомнить, что бывает после того, как они поиграли в компьютер (устали, проголодались, заболела шея и др.), затем наводящим вопросом ведущий выясняет есть ли какой-то результат, после того, как поиграли и настоящий ли он.

Долее детям предлагается продуктивная деятельность, в которой есть видимый результат. Они делают поделки из природных материалов и пластилина (на выбор: ежика, черепашку, цветок, мишку, птичку или др.). Дети делятся впечатлениями о своем результате.

Игры – соревнования.

Цель: удовлетворение потребности в соревновании, реальное достижение успеха в противовес мнимому при игре к компьютерные игры.

Проведение: Дети делятся на 2-3 команды и участвуют в эстафете, предавая волшебную палочку по цепочке, кто быстрей. Аналогично кто быстрее передаст монетку (из ладошки в ладошку не уронив). Затем соревнуются, чья команда забросит больше шариков к корзинку (можно использовать пластмассовые шарики или шарики сделанные из газет или бумаги).

  1. Завершение, подведение итого занятия (5 минут):

 Обсуждение вопросов: Что нам дают компьютерные  игры? Когда, почему и чем компьютерные  и видеоигры могут быть неполезны  и даже вредны?

 

Занятие №4

Цель:Развитие игровой деятельности и ролевого взаимодействия, удовлетворение потребности в игре.

Задачи:

  1. Организация ролевого взаимодействия детей в ролевой игры.
  2. Создание каждым ребенком своей неповторимой роли и проигрывание ее.
  3. Удовлетворение потребности детей в игре;
  4. Сравнение положительных впечатляй от живой ролевой игры с другими детьми и компьютерной игры.

Оборудование: текст произведения С.Я Маршака «Цирк» для ведущего, билетики с ролями, которые будут исполнять дети по произведению«Цирк», листы бумаги, карандаши, фломастеры, круглые листы зелено-коричневого цвета (кочки), скотч, чтобы их прикрепить к полу, сундучок или его имитация, маленькие шоколадки или конфетки (клад).

План занятия:

1.Приветствие, создание  положительного настроя (5 минут).

Ведущий приветствует участников. Проводится игра «Коровы, собаки, кошки».

Цель: В этой прекрасной разогревающей игре соединены движения, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: "Ты будешь коровой", "Ты будешь собакой", "Ты будешь кошкой".) Теперь закройте, пожалуйста, глаза.  Через минутку я попрошу вас "заговорить" так, как "говорит" ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые "говорят" так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, "говорящих" на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Помните, что во время хождения по комнате глаза должны оставаться закрытыми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!

 

2. Ролевые игры  и игры драматизации (35 минут).

Цель: способствовать развитию ролевой игры.

Игра «Отгадай, в какой я роли».

Проведение:Дети по очереди задумывают какую-либо роль — мамы, учительницы, врача, водителя и т. п., затем из этой роли произносят любую фразу, например: «Я хочу тебя накормить», «Дай дневник», «Какая у тебя температура?», «Куда вас отвезти?» и т. п. Нужно догадаться, какая роль задумана.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк».

Проведение: Дети по очередивытаскивают билетики, на которых написаны роли изпроизведения С.Я Маршака «Цирк». Затем ведущий читает им «Цирк» (см. приложение №1) с паузами, а дети беря на себя свою роль воспроизводят ее сюжет, музыка, напоминающая цирк.

Упражнение «Мой герой».

Цель: развитие фантазии и сюжетно-ролевой игры.

Проведение: дети придумывают для какого-то героя-персонажа, рисуют его, затем всем представляют. После чего каждый становится своим героем и все отправляются в путешествие за сокровищами. Ведущий по очереди обозначает, какие препятствия встречаются на пути героев: море (дети изображают, как они переплывают море), скалы (дети изображают, как карабкаются, помогают друг другу взобраться), болото (дети прыгают по кочкам, если кто-то не попал, его спасают), пещера (дети пролезают по очереди под стулом). Затем находят сундучок, но чтобы его открыть нужно отгадать загадку

 

3 Подведение итогов  занятия (5 минут).

Обмен впечатлениями и эмоциями от участия в играх, сравнение их с эмоциями после игры на компьютере. Важно, чтобы дети почувствовали разницу, насколько интереснее реальное взаимодействие и живая ролевая игра. Ведущий наводящими вопросами помогает детям отметить, насколько интереснее придумывать и играть за собственного героя, чем играть за героя, придуманного создателями компьютерной игры.

 

Занятие№5

Цели: Расширение у детей представлений о себе и сферы их интересов, развитие чувства меры и самоконтроля, осознание значимости и пользы альтернативных способ времяпрепровождения детей.

Оборудование: веселая музыка для подвижной игры, мячик, бумага, карандаши и фломастеры, карточки с цифрами от 1 до 11, медальки или флажки из бумаги.

План занятия:

1.Приветствие, создание положительного настроя (10 минут).

Приветствие ведущего.Игра «Угадай кто?».

Проведение:Ведущий загадывая кого-то из ребят, начинает его описывать. Например: это девочка, у нее светлые волосы, она скромная. Дети должны догадаться о ком идет речь. Кто догадался становится ведущим.

2.Игры и упражнения на развитие представлений о себе и расширение сферы интересов детей (15 минут).

Информация о работе Тренинговые занятия по профилактики игровой зависимости у учащихся начальных классов