Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить роль трудового воспитания в начальной школе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность трудового воспитания в школе.
2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.
3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

2. ВВЕДЕНИЕ + основа.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства  – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него [4, С.9].

 Фундаментальное ядро  содержания общего образования   определяет базовые национальные  ценности,  передаваемые от поколения  к поколению и обеспечивающие  эффективное развитие страны  в современных условиях.  В  документе указывается, что одним  из традиционных источников  нравственности  является   труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность  и настойчивость, трудолюбие, бережливость).

Безусловно, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в  трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление  о себе и об окружающем мире Радикальным  образом изменяется самооценка. Она  изменяется под влиянием успехов  в трудовой деятельности, что в  свою очередь меняет авторитет школьника  в классе.

Педагогическая наука  уделяла и продолжает уделять  значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов  к педагогической деятельности в  области трудового воспитания. Большой  вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового  воспитания школьников, подготовку учителя  начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

В процессе труда развиваются  способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка  в обществе.

Перестройка школы потребовала  эффективного решения задач трудового  воспитания. Труд в школе, в том  числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую  личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

Задачей учителей современной  школы является воспитание в детях  любви к труду, уважение к труду  других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях  и поступках, развитие в них способности  к самовоспитанию и саморегулированию  отношений. Причем планомерное и  целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с  младшего школьного возраста.

Цель  работы – изучить роль  трудового воспитания в начальной школе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть сущность     трудового воспитания в школе.

2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.

3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Необходимыми составляющими учебно-воспитательной работы школы являются трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. Немало ценных идей, касающихся роли труда  и трудового воспитания во всестороннем развитии личности, содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других. Так, швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746–1827), осуществляя руководство сиротскими приютами, одним из первых попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Реализуя свой идеал народной трудовой школы, он организовал не только обучение воспитанников чтению, письму, арифметике, пению, но и их трудовую подготовку. Дети занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских. Трудовая деятельность являлась также средством развития способности к суждению, упражнения внимания, умения сосредотачиваться, воспитания трудолюбия, скромности, уважения личности и других качеств.

Опыт трудового воспитания школьников, представленный в работах известного советского педагога В. А. Сухомлинского, замечателен тем, что все учащиеся Павлышской средней школы были включены в активную трудовую деятельность на протяжении всех лет обучения в школе. В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников в различных видах трудовой деятельности, убедительно показав, каким образом  формируется положительная мотивация  относительно любого вида труда у  каждого школьника. Он раскрыл связь  между мотивацией и выбором способа  действия в конкретных условиях повседневного  труда, осуществляемого учащимися, последовательно, в определенной системе, разработанной педагогическим коллективом. «Я тысячу раз убеждён, - писал В.А.Сухомлинский, - что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой – это главный  и самый сложный станок, овладеть которым не так просто».

Проблема трудового воспитания современного  школьника архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.

В современной трактовке трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе,

стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более  высоких результатов (по И.Ф. Харламову).

Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как  специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение  практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда  или профессиональной деятельности.

Целью трудового воспитания выступает  культура труда. Данная цель достигается  в процессе решения следующих  задач:

• формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии;

• формирование потребностно-мотивационного компонента трудовой деятельности и позитивного эмоционально-ценностного отношения к ней (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, переживание радости от процесса труда, гордость за трудовые успехи, чувство долга и ответственности и т.п.);

• развитие сознательного отношения к труду, формирование соответствующих знаний и убеждений;

• организация общественно полезной трудовой деятельности, производительного труда учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, способности к творчеству.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе:

- получения общеобразовательной  подготовки, составной частью которой  является образовательная область  «технология»;

- внеклассной и внешкольной  воспитательной работы,

-в разных видах внеурочной  деятельности учащихся (трудовой, игровой,  организаторской, природоохранной,  конструкторской, художественно-исполнительской  и др.).

Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том  числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд.

В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке воспитываются положительное отношение  к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить  трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение  к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности.

Важно сформировать готовность к длительному  напряженному труду при разумном сочетании труда и отдыха, к  целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта, воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды. Результатом  трудового воспитания выступает  трудолюбие.

В структуре этого личностного  качества выделяют:

1) потребность в труде, мотивы  трудовой деятельности, связанные  с интересом к трудовой деятельности, переживанием радости от процесса  труда, гордости за трудовые  успехи, чувством долга и ответственности;

2) знания и убеждения, в основе  которых лежит понимание нравственного  смысла и роли труда в развитии  личности и общества;

3) трудовые умения и навыки;

4)способность проявлять волевые  усилия в преодолении трудностей, встречающихся в ходе выполнения  трудовой деятельности.

По мнению многих ученых и исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая  развивала бы не только трудовые и  физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, производственные программы, программы  восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел  и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т.п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой  о людях, с облагораживанием условий  жизни школы, ее ближайших районов.

Успешная организация трудовой деятельности учащихся предполагает выполнение следующих педагогических условий: сочетание общественной значимости труда с личными интересами ученика; видимость и реальная востребованность результатов труда; связь труда  с учебно-воспитательными задачами; доступность и посильность труда, охрана жизни и здоровья детей; творческий характер труда; поощрение инициативы и активности при выполнении трудовых заданий, свобода выбора трудовых дел, сочетание групповых и индивидуальных форм трудовой деятельности; правильная организация.

Технология организации трудовой деятельности школьников включает следующие  этапы: 1) планирование; 2) инструктаж участников и четкое организационное начало; 3) обеспечение орудиями труда; 4) контроль за ходом трудовой деятельности; 5) оказание своевременной помощи, консультирование и т.п.; 6) оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности.

В процессе воспитания культуры трудовой деятельности учитываются возрастные особенности. Так, у младших школьников формируется стремление трудиться  сообща, бережное отношение к материальным ценностям, результатам труда, природе; ответственное отношение к учебному труду. У младших школьников формируются  представления о профессиях местности, в которой они живут, умения коллективной работы, исполнительские умения.

Для подростков актуальным будет формирование творческого отношения к труду, трудолюбия, самоутверждение в процессе трудовой деятельности по созданию общественно  полезного продукта. Воспитательная работа направлена также на формирование волевых качеств подростков, умений саморегуляции в процессе трудовой деятельности, на развитие физических возможностей и способностей в ходе выполнения той или иной практической деятельности. Старшеклассники овладевают знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности с учетом нравственных позиций, социально ценного жизненного опыта. У них формируются: способность  рационального использования своего трудового опыта, умения преодолевать трудности в трудовых отношениях, производственной деятельности; потребность  в качественном выполнении работы, профессиональные трудовые умения. Кроме  того, формируется экономическое  мышление учащихся, происходит осознание  профессионально значимых качеств  личности.

Основная цель профессиональной ориентации подготовить школьников к осознанному  выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий (А.Д. Симоненко, К.К. Платонов и др.). Профориентацию учащихся наряду со школой проводят внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации. Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:

• формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала;

• развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально-значимых способностей и качеств;

Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников