Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:04, реферат
Цель работы – изучить роль трудового воспитания в начальной школе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность трудового воспитания в школе.
2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.
3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него [4, С.9].
Фундаментальное ядро
содержания общего образования
Безусловно, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Педагогическая наука
уделяла и продолжает уделять
значительное внимание проблемам трудовой
подготовки подрастающего поколения,
трудового воспитания младших школьников,
подготовке учителя начальных классов
к педагогической деятельности в
области трудового воспитания. Большой
вклад в разработку методологических
и теоретических основ
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.
Цель работы – изучить роль трудового воспитания в начальной школе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность трудового воспитания в школе.
2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.
3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.
1. СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Необходимыми составляющими
Опыт трудового воспитания школьников,
представленный в работах известного
советского педагога В. А. Сухомлинского,
замечателен тем, что все учащиеся
Павлышской средней школы были включены
в активную трудовую деятельность на
протяжении всех лет обучения в школе.
В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические
основы трудового воспитания школьников
в различных видах трудовой деятельности,
убедительно показав, каким образом
формируется положительная
Проблема трудового воспитания современного школьника архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.
В современной трактовке трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе,
стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов (по И.Ф. Харламову).
Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.
Целью трудового воспитания выступает культура труда. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
• формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии;
• формирование потребностно-мотивационного компонента трудовой деятельности и позитивного эмоционально-ценностного отношения к ней (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, переживание радости от процесса труда, гордость за трудовые успехи, чувство долга и ответственности и т.п.);
• развитие сознательного отношения к труду, формирование соответствующих знаний и убеждений;
• организация общественно полезной трудовой деятельности, производительного труда учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, способности к творчеству.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе:
- получения общеобразовательной
подготовки, составной частью которой
является образовательная
- внеклассной и внешкольной воспитательной работы,
-в разных видах внеурочной
деятельности учащихся (трудовой, игровой,
организаторской,
Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд.
В этих видах трудовой деятельности
при правильной их педагогической инструментовке
воспитываются положительное
Важно сформировать готовность к длительному
напряженному труду при разумном
сочетании труда и отдыха, к
целенаправленной деятельности по созданию
общественно полезного
В структуре этого личностного качества выделяют:
1) потребность в труде, мотивы
трудовой деятельности, связанные
с интересом к трудовой
2) знания и убеждения, в основе
которых лежит понимание
3) трудовые умения и навыки;
4)способность проявлять
По мнению многих ученых и исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, производственные программы, программы восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т.п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой о людях, с облагораживанием условий жизни школы, ее ближайших районов.
Успешная организация трудовой
деятельности учащихся предполагает выполнение
следующих педагогических условий:
сочетание общественной значимости
труда с личными интересами ученика;
видимость и реальная востребованность
результатов труда; связь труда
с учебно-воспитательными
Технология организации
В процессе воспитания культуры трудовой
деятельности учитываются возрастные
особенности. Так, у младших школьников
формируется стремление трудиться
сообща, бережное отношение к материальным
ценностям, результатам труда, природе;
ответственное отношение к
Для подростков актуальным будет формирование
творческого отношения к труду,
трудолюбия, самоутверждение в процессе
трудовой деятельности по созданию общественно
полезного продукта. Воспитательная
работа направлена также на формирование
волевых качеств подростков, умений
саморегуляции в процессе трудовой
деятельности, на развитие физических
возможностей и способностей в ходе
выполнения той или иной практической
деятельности. Старшеклассники овладевают
знаниями, умениями и навыками конкретной
деятельности с учетом нравственных
позиций, социально ценного жизненного
опыта. У них формируются: способность
рационального использования
Основная цель профессиональной ориентации подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий (А.Д. Симоненко, К.К. Платонов и др.). Профориентацию учащихся наряду со школой проводят внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации. Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:
• формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала;
• развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально-значимых способностей и качеств;