Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить роль трудового воспитания в начальной школе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность трудового воспитания в школе.
2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.
3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

2. ВВЕДЕНИЕ + основа.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

• практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, здоровый образ жизни, организаторские умения и т.д.);

• дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от пола, возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей учащихся.

Система профессиональной ориентации включает:

-профессиональное просвещение  (получение учащимся информации  о себе самом, о мире профессий  и специальностей, о путях их  получения, особенностями трудоустройства,  востребованности на рынке труда  и т.п.) и консультирование),

-профессиональную диагностику  (выявление профессионально значимых  свойств – способностей, интересов, личностных качеств);

- профессиональное консультирование (учет индивидуально-психологических  особенностей школьника, состояния  его здоровья, существующих противопоказаний  к профессии и т.п.);

- профессиональный отбор и осуществление  профессиональных проб (предоставление  ученику возможности выбора в  мире профессий, соотнесение знаний  о себе и знаний о профессиональной  деятельности);

-  профессиональную адаптацию  (процесс вхождения в профессиональную  деятельность, приспособление к  условиям труда, трудовому коллективу  и т.п.).

Все предметы учебного плана средней  общеобразовательной школы обладают профориентационным потенциалом. В  ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно  ориентированных образовательных  технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии.

Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными  ее формами являются кружки (предметные, межпредметные,тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Как эффективные формы профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т.п.

В учреждениях образования оформляются  уголки профориентации. В них подобраны  разнообразные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентационного  характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой  профессии, «Все о профессиях»; оформляются  стенды «Куда пойти учиться» или  «Куда пойти работать»; вывешиваются рекомендательные списки литературы и  т.д.

Важное направление профориентационной работы школы – координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся.

Таким образом, современный этап общественного  и экономического развития предъявляет  высокие требования к личности школьника: отношение к труду как к  важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого  подхода к труду; внутренняя потребность  работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить  труд на принципах научной организации; отношение к труду как к  осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека. При этом приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной  человеческой способности – способности к труду.

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ   И  ФОРМЫ    ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим  трудом, в межличностные отношения  с участниками труда. На основе возникающих  в труде отношений формируются  личностные качества.

Формирование отношений  к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает  условия для развития эстетической культуры личности.

Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и  созидательным трудом.

Отношения к средству труда  возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для  обработки предмета труда, с целью  создания изделия. На основе возникающих  отношений к средству труда у  младших школьников формируется  бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения  проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда  завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством  в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда  имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности  за порученное дело, бережного отношения  к результатам человеческого  труда [3, С. 5].

В результате возникающих  отношений младших школьников к  самому процессу труда формируется  понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления  личности.

Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких  личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность,организованность,целеустремленность,трудолюбие,дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка [3, С. 9].

В трудовой деятельности можно  выделить целый ряд воздействий:

- личности на личность;

-личности на коллектив; 

- коллектива на личность;

- коллектива на коллектив. 

Межличностные отношения, возникающие  в трудовой деятельности учащихся начальных  классов, способствуют осуществлению  процесса социализации личности. В  коллективной трудовой деятельности у  школьников появляется необходимость  согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать  с усилиями других участников совместного  труда. Возникает зависимость между  личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются  общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью  и самоуправление поведением, организация  коллективной трудовой деятельности и  самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности [1, C. 32].

Организационные формы трудового  образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился  в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому  целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового  успеха, юный человек приобретает  чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических  знаний. Изменяется и структура трудового  образования. Она становится комплексной, включает представления о технике  и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных  задач, стремление повысить технико-экономические  и социальные показатели производства.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия  [2, C. 201].

Дать младшим школьникам трудовые навыки и умения – это  еще не значит подготовить их к  жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря  включению младших школьников в  разнообразные виды коллективного  общественно полезного.

Изменения в классно-урочной  деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной  и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и  обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами.

Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые  формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и  благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые  руки»), неделя добрых дел, город веселых  мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада  и др. [1, .C. 95].

Система трудового воспитания должна использовать все формы и  методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно  полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад  коллектива в развитии общественного  богатства, выработку отношений  товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются:

1) средства морального  и материального поощрения;

2) представление широких  возможностей для повышения своих  способностей;

3) подготовка молодого  поколения к труду методами  семейного воспитания и в учебных  заведениях;

4) использование средств  массовой информации в целях трудового воспитания. Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) создание ученических  звеньев для выполнения той или  иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями  в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической  работы, например, для оформления школьного  здания к наступающему празднику, для  совместной работы с шефами;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или  праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают  учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

в) в последние годы в  школах создаются производственные кооперативы, где школьники занимаются производственным трудом и получают за это денежную оплату;

г) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями.

Основные условия трудового  воспитания - включать детей в посильный  и полезный труд уже в дошкольном возрасте. Если труд правильно организован  и способствует формированию таких  нравственных черт личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремленность, это еще не решение воспитательной задачи. Воспитывает не столько сам  труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда. Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1. Труд учащихся должен  быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что  его труд представляет определенную  общественную значимость, приносит  пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу  школе (работа на пришкольном  участке, оформление школы, ремонт  школьной мебели и учебных  пособий, благоустройство и озеленение  школьного двора, строительство  школьной спортивной площадки).

2. Результатом труда обязательно  должен быть полезный продукт,  имеющий определенную общественную  ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты  своего труда. Здесь очень важно  на деле знакомить школьника  с общественным назначением цели  его труда, показать ученику  кому нужен его труд. Но если  школьники не видят, что их  работа приносит пользу, у них  пропадает всякое желание трудиться,  они работают по принуждению,  неохотно.

3. Труд школьника должен  быть коллективным. Коллективный  труд - это совместное выполнение  общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только  такой труд вырабатывает умение  подчинять свое поведение в  интересах коллектива. Именно в  коллективе формируются и проявляются  нравственные качества каждого  труженика. Коллективный труд  позволяет ставить и решать  задачи, выполнение которых не  под силу каждому отдельному  человеку, дает возможность школьникам  приобрести опыт трудовой взаимопомощи  и солидарности.

Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников