Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить роль трудового воспитания в начальной школе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность трудового воспитания в школе.
2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.
3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.

Файлы: 1 файл

2. ВВЕДЕНИЕ + основа.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

4. Труд школьника должен  быть инициативным. Желательно, чтобы  он был творческим, предоставлял  школьникам возможность проявить  инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5. В труде должны применяться  различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать  самостоятельность, навыки руководства  и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников должен  быть посильным для них. Если  труд непосилен, то он угнетающе  действует на психику и ученик  может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную  работу.

7. При возможности труд  школьников должен быть увязан  с их учебной деятельностью.  Взаимосвязь между теоретическими  знаниями школьников и их практической  трудовой деятельностью.

8. Совершенно недопустимо  наказание школьников трудом. Труд  воспитывает тогда, когда он  не является для школьника  принуждением, наказанием. В воспитательных  целях можно наказывать школьника  лишением права трудиться в  коллективе и с коллективом.

9. Необходимо требовать  от школьника не просто выполнения  работы, а тщательного, аккуратного,  добросовестного выполнения, бережного  отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда. Если все указанные  условия соблюдаются, то труд  для школьников становится весьма  привлекательной деятельностью,  вызывает у них чувство большого  морального удовлетворения. В таком  труде они приобретают практический  опыт правильного общественного  поведения, формируется такая  нравственная черта, как уважение  к людям труда

Таким образом, в посильной  трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности  нравственного, экологического, эстетического  воспитания и физического развития.

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ ТРУДОВОГО  ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три  группы методов воспитания сознательной дисциплины:

  • Методы формирования сознания личности;
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно  организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

В учебных пособиях прежних  лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение младших школьников достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Охарактеризуем некоторые  методы трудового воспитания.

В методике трудового воспитания наиболее важным является определение  порядка выполнения намеченного  труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных  за отдельные участки работы и  определение формы подведения результатов и выполнения. Поэтому важно учителю начальных классов методически грамотно,  четко и доступно провести инструктаж перед началом работы.

Инструктаж - руководящие указания, относительно ведения дела или выполнения обязанностей. Данный метод предполагает ознакомление с характером предстоящей деятельности, ее особенностями, вредными и опасными факторами.

 Методы второй группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

Общеизвестно, что у детей  младшего школьного возраста наглядно образное мышления. Поэтому  весьма важным в трудовой деятельности учащихся является такой метод как практический показ и обучение младших школьников  способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. При этом большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Воспитание должно формировать  требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет именно общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Упражнение – это планомерно сформированное осуществление воспитанниками разнообразных деяний, практик, для того чтобы выработать и развить их личности.

 Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Третья группа методов  трудового воспитания способствуют формированию добросовестного отношения к труду, стимулируют учащихся. К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Поощрение – способ выражения общественной, положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Поощрение связанно с достижением определенного успеха, решением конкретной текущей или конечной задачи. Один из методов поощрения является одобрение, которое для младших школьников является толчком для повышения интереса к предмету и деятельности. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания.

Наказание – применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное, или морально неправильное поведение.

В процессе педагогически  организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

Таким образом, правильно поставленное трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном труде являются незаменимым фактором гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности. При этом учитель начальных классов, используя различные методы трудового воспитания, должен помнить, что эффективность  и  качество результатов любой деятельности зависит от наличия у личности  сильных, ярких, глубоких мотивов, которые:

вызывают  желание действовать  активно, с полной отдачей сил; способствуют преодолевать затруднения, неблагоприятные условие и другие обстоятельства; помогают настойчиво продвигаться к намеченной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог реферативной  работы, можно сделать следующий  вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс  младший школьник коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. 

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь увидеть в нем  источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить  молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе  формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования.

Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого  освоения мира, обретения опыта посильной  трудовой деятельности в различных  сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в  значительной мере центрирующий общеобразовательный  учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического  и эстетического воспитания.

В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. При этом роль учителей начальных классов, как специалистов  является ведущей. Учителя должны  воспитывать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиваться полезности своего труда для общества.

Таким образом, исследованный  материал позволил сделать вывод, что организация трудового воспитания младших школьников должна быть организована методически правильно и педагогически целесообразно. Только при таком условии можно сформировать у младших школьников такие базовые национальные ценности как труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) [4, С.11].

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пашков, Труд как средство воспитания. [Текст]/ А.Г. Пашков // Педагогика. 1992, № 7- 8 с. 3-10

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005.- 576с. – (Высшее профессиональное образование)

3. Харламов, И.Ф. Педагогика.[Текст]: Учебное пособие/И.Ф.Харламов.- 4-е изд., перераб.и доп. -  М.: Гардарики, 2004. - 363-405с.

4. Федеральное ядро содержания общего образования. [Электронный ресурс].- Режим доступа: / http://standart.edu.ru/

5. Педагогическая библиотека [Электронный курс].-Режим доступа: http://www.pedlib.ru/

6. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://gumfak.narod.ru


Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников