Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:04, реферат
Цель работы – изучить роль трудового воспитания в начальной школе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность трудового воспитания в школе.
2. Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников.
3. Изучить методы трудового воспитания младших школьников.
4. Труд школьника должен
быть инициативным. Желательно, чтобы
он был творческим, предоставлял
школьникам возможность
5. В труде должны применяться
различные формы
6. Труд школьников должен
быть посильным для них. Если
труд непосилен, то он
7. При возможности труд
школьников должен быть увязан
с их учебной деятельностью.
Взаимосвязь между
8. Совершенно недопустимо
наказание школьников трудом. Труд
воспитывает тогда, когда он
не является для школьника
принуждением, наказанием. В воспитательных
целях можно наказывать
9. Необходимо требовать
от школьника не просто
Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.
3. МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение.
В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:
Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение младших школьников достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.
Охарактеризуем некоторые методы трудового воспитания.
В методике трудового воспитания наиболее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения. Поэтому важно учителю начальных классов методически грамотно, четко и доступно провести инструктаж перед началом работы.
Инструктаж - руководящие указания, относительно ведения дела или выполнения обязанностей. Данный метод предполагает ознакомление с характером предстоящей деятельности, ее особенностями, вредными и опасными факторами.
Методы второй группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
Общеизвестно, что у детей младшего школьного возраста наглядно образное мышления. Поэтому весьма важным в трудовой деятельности учащихся является такой метод как практический показ и обучение младших школьников способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. При этом большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.
Воспитание должно формировать
требуемый тип поведения. Не понятия,
убеждения, а конкретные дела, поступки
характеризуют воспитанность
Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет именно общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.
Упражнение – это планомерно сформированное осуществление воспитанниками разнообразных деяний, практик, для того чтобы выработать и развить их личности.
Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.
Третья группа методов трудового воспитания способствуют формированию добросовестного отношения к труду, стимулируют учащихся. К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Поощрение – способ выражения общественной, положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Поощрение связанно с достижением определенного успеха, решением конкретной текущей или конечной задачи. Один из методов поощрения является одобрение, которое для младших школьников является толчком для повышения интереса к предмету и деятельности. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания.
Наказание – применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное, или морально неправильное поведение.
В процессе педагогически
организованного труда
Таким образом, правильно поставленное трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном труде являются незаменимым фактором гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности. При этом учитель начальных классов, используя различные методы трудового воспитания, должен помнить, что эффективность и качество результатов любой деятельности зависит от наличия у личности сильных, ярких, глубоких мотивов, которые:
вызывают желание действовать активно, с полной отдачей сил; способствуют преодолевать затруднения, неблагоприятные условие и другие обстоятельства; помогают настойчиво продвигаться к намеченной цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог реферативной работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс младший школьник коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.
Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Трудовое воспитание охватывает
те аспекты воспитательного
Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. При этом роль учителей начальных классов, как специалистов является ведущей. Учителя должны воспитывать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиваться полезности своего труда для общества.
Таким образом, исследованный материал позволил сделать вывод, что организация трудового воспитания младших школьников должна быть организована методически правильно и педагогически целесообразно. Только при таком условии можно сформировать у младших школьников такие базовые национальные ценности как труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) [4, С.11].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пашков, Труд как средство воспитания. [Текст]/ А.Г. Пашков // Педагогика. 1992, № 7- 8 с. 3-10
2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005.- 576с. – (Высшее профессиональное образование)
3. Харламов, И.Ф. Педагогика.[Текст]: Учебное пособие/И.Ф.Харламов.- 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 363-405с.
4. Федеральное ядро содержания общего образования. [Электронный ресурс].- Режим доступа: / http://standart.edu.ru/
5. Педагогическая библиотека [Электронный курс].-Режим доступа: http://www.pedlib.ru/
6. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://gumfak.narod.ru