Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.

Содержание работы

Введение.
1. «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».
1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.
1.3. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.


Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

история пед-к-р.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ИНЖИНИРИНГА  ИМ. Ш. ЕСЕНОВА.

 

Кафедра «Педагогики  и Психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По предмету: « История педагогики ».

   Тема: «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса Асранкулова С.

                                                                                                           Группа: ПиП-11-6

                                                       № зачетной книжки 3/11-03-67                                                                          Проверила: Богатырева А                               

                                                                     

 

 

 

 

 

 

г. Актау 2013г

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

1. «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».

1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.

      1.2. Роль  трудового обучения и воспитания в формировании личности       гражданина– труженика.

      1.3. Реализация идей трудового  воспитания А.С.Макаренко на современном           этапе.

 

 

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

               Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок попавший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении.

А.С. Макаренко

 

Педагогическое  мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень  самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам  относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Классическое  социально-гуманитарное, литературно-художественное наследие всегда современно. Есть лишь «приливы» и «отливы» в истории его значимости для современности. Они происходят в преддверии и в ходе больших общественно-политических перемен.

Сейчас все  ощутимее проявляется интерес к  педагогическому наследию А.С. Макаренко (1888–1939). Обращение к нему вызывается обострением проблем воспитания детей и молодежи, их активного включения в жизнь, трудовую деятельность. Необходимо расширять подростковые и юношеские объединения, принимать действенные меры по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, преступности несовершеннолетних, укреплять семью. Восстанавливается воспитательная функция общеобразовательной школы, развивается среднее профессиональное образование. Должна усиливаться практическая направленность высшего образования. Обновляется военная педагогика, система исправления и перевоспитания осужденных. Новые задачи встают в области социальной психологии, в социологии.

Стремительно  растет роль «человеческого фактора» во всех областях государственной и  общественной жизни и деятельности. Актуализируются 

                                                         3

проблемы просвещения, воспитательной функции искусства  и литературы, печати, средств массовой информации. Нуждается в оздоровлении социально-правовое, морально-психологическое  и физическое состояние общества.

Наследие А.С. Макаренко содержит большие возможности  в решении этих проблем. Это не просто «педагогика школы», «детская», а педагогика социальная. Она стремится учесть, развить и в определенной системе представить воспитательно-образовательные факторы, действующие во всех сферах жизни общества. Жизнедеятельность молодого поколения, его воспитания и образования она связывает с общими тенденциями социально-экономического, гуманитарного развития.

   В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение. В современных условиях значительно возросла потребность в знаниях психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, любовь к людям труда. Трудолюбие считается мерилом ценности личности. Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

                                                                            4

Трудовая семья –  это двигатель нашего общества. Стержнем семейного воспитания на селе, являются традиции народной педагогики – педагогика свободы и любви, формирование бережного отношения к труду, родной культуре, языку, природе. Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд. Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.

Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость  творения, играет важную роль для выбора профессии.

Трудовая деятельность дает возможность детям познать  окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические  знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Труд оказывает положительное  влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дается историко-педагогическая характеристика идей А.С.Макаренко по трудовому воспитанию с точки зрения современных достижений педагогической теории и практики; на основе передового опыта творчески работающих сельских школ актуализируется его педагогические идеи на новом качественном уровне.

1. «Трудовое  воспитание в педагогической  системе А.С. Макаренко».

1.1   Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А. С. Макаренко

В воспитании своих питомцев Антон Семенович применял разнообразные методы и приемы. Вот некоторые из них.

  1. Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
  2. Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться....».
  3. Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
  4. Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
  5. А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к

                                                                     5

  1. каким воспитанникам они применимы. Шаблон, трафарет противопоказаны педагогической деятельности, творческой по самой своей природе.

Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать  личность по частям, защищал принцип  комплексности в воспитании. Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, после — нравственное, идейно-политическое и т. д. И отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.

  1. Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив.

«В творческом характере  его применения, — считал Макаренко, — проявляется мастерство педагога в осуществлении принципа индивидуализации воспитания».

Преображение Дениса Кудлатого, пожалуй, самый убедительный пример высокого искусства Антона Семеновича в применении метода «переключения  перспектив»: «Желудочный, глубокий хозяйственный  инстинкт мог бы превратить Дениса в матерого куркуля, кулака». Но благодаря тонкой наблюдательности Макаренко и его решению вовлечь Кудлатого в руководство хозяйством колонии, негативные свойства личности этого своеобразного воспитанника были поставлены на службу коллективу, утратили постепенно эгоистический характер и качественно преобразились: скупость стала бережливостью; жадность, нежелание чем-то поделиться с другими — переросла в экономность; страсть к накопительству обернулась расчетливостью. Сам Денис стал главным деятелем хозяйства коллектива, влюбленным в свою работу.

И чтобы формировать  всесторонне развитую личность, в  колонии были созданы кружки художественной самодеятельности (ИЗО, хоровой, музыкальный), драматический, переросший в настоящий  театр; в колонии и коммуне уделяли большое внимание физическому воспитанию (ежедневная гимнастика, футбол, волейбол, горлет (игра собственного изобретения с элементами футбола и тенниса), крокет, и т. д.). Очень любили экскурсии по стране, летние походы, лыжные переходы. Работали технические кружки, проводились диспуты, конференции. Каждый колонист и коммунар имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.

Но вырастить всесторонне  развитую личность можно только (и  это был важнейший новаторский  вывод Макаренко) в коллективе, который он считал педагогически целесообразной формой организации всей жизни и деятельности детей.

Учение о воспитательном коллективе и коллективизме занимает центральное  место в теории Антона Семеновича.

Каковы же основные функции коллектива, по мысли Макаренко:

  1. Коллектив — это орудие формирования активной, творческой личности с высокоразвитым чувством долга, цели, достоинства;
  2. Коллектив — это средство защиты интересов каждой личности. В коммуне Макаренко пришел к выводу, что лучшие коллективы — это разновозрастные отряды до 15 чело век, где старшие заботятся о младших, защищают их, а младшие учатся всему у старших.
  3. Антон Семенович разработал систему коллективизма и понятие «коллективизм».                                    6

  1.2. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе    А.С.Макаренко. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей.

Есть в истории науки  имена, которые как веки отмечают переход научного знания в качественно  новое состояние. Великие труженики науки аккумулируют достижения своих предшественников и могучим порывом творческой мысли приближаются к истинному видению предмета, вскрывая существенные связи явлений в их развитии. Тем самым одновременно творят они и новый метод научного знания, сокращая и облегчая путь своим последователям. К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит и Антон Семенович Макаренко. Его научное творчество неотделимо от революционного процесса созидания социалистической педагогики, а его педагогический опыт мы по праву называем плотью от плоти опыта лучших борцов на новую, единую трудовую политехническую школу. Сейчас, когда понятие “трудовой коллектив” освящено законом и прочно вошло в обиход, многое нам кажется здесь простым и очевидным. Но не будем забывать: для А.С.Макаренко все открывалось, – а лучше сказать открыто им – в 20-30-е гг. Труд называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее “отбыть”, чтобы осталось больше времени на более интересные дела. Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе – это одно из важнейших правил трудового воспитания. Чувство гражданской значимости труда – это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайших секретов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное начало труда. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания, которая тоже относится, к сожалению, к педагогической целине. Издавна в народе говорили: “Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда – выполненные вещь, предмет и т.п. – приносил и приносит людям радость. С учетом этих особенностей становления и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А.С.Макаренко теория трудового и идейно– эстетического воспитания. Выдающийся советский педагог увидел в стремлении к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему. Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал     производительный труд детей.                                                                                                                                                                           

Информация о работе Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко