Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.
Введение.
1. «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».
1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.
1.3. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.
Заключение.
Литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА.
Кафедра «Педагогики и Психологии»
Контрольная работа
По предмету: « История педагогики ».
Выполнила: студентка II курса Асранкулова С.
г. Актау 2013г
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.2. Роль
трудового обучения и воспитани
Заключение.
Литература.
2
Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок попавший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении.
А.С. Макаренко
Педагогическое
мастерство – комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень
самоорганизации
Классическое социально-гуманитарное, литературно-художественное наследие всегда современно. Есть лишь «приливы» и «отливы» в истории его значимости для современности. Они происходят в преддверии и в ходе больших общественно-политических перемен.
Сейчас все ощутимее проявляется интерес к педагогическому наследию А.С. Макаренко (1888–1939). Обращение к нему вызывается обострением проблем воспитания детей и молодежи, их активного включения в жизнь, трудовую деятельность. Необходимо расширять подростковые и юношеские объединения, принимать действенные меры по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, преступности несовершеннолетних, укреплять семью. Восстанавливается воспитательная функция общеобразовательной школы, развивается среднее профессиональное образование. Должна усиливаться практическая направленность высшего образования. Обновляется военная педагогика, система исправления и перевоспитания осужденных. Новые задачи встают в области социальной психологии, в социологии.
Стремительно растет роль «человеческого фактора» во всех областях государственной и общественной жизни и деятельности. Актуализируются
проблемы просвещения, воспитательной функции искусства и литературы, печати, средств массовой информации. Нуждается в оздоровлении социально-правовое, морально-психологическое и физическое состояние общества.
Наследие А.С. Макаренко содержит большие возможности в решении этих проблем. Это не просто «педагогика школы», «детская», а педагогика социальная. Она стремится учесть, развить и в определенной системе представить воспитательно-образовательные факторы, действующие во всех сферах жизни общества. Жизнедеятельность молодого поколения, его воспитания и образования она связывает с общими тенденциями социально-экономического, гуманитарного развития.
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение. В современных условиях значительно возросла потребность в знаниях психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, любовь к людям труда. Трудолюбие считается мерилом ценности личности. Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.
Трудовая семья – это двигатель нашего общества. Стержнем семейного воспитания на селе, являются традиции народной педагогики – педагогика свободы и любви, формирование бережного отношения к труду, родной культуре, языку, природе. Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд. Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.
Трудовая деятельность
развивает интерес к работе, дает
возможность почувствовать
Трудовая деятельность
дает возможность детям познать
окружающий мир в действительности,
дает возможность применять
Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дается историко-педагогическая характеристика идей А.С.Макаренко по трудовому воспитанию с точки зрения современных достижений педагогической теории и практики; на основе передового опыта творчески работающих сельских школ актуализируется его педагогические идеи на новом качественном уровне.
1.1 Приемы индивидуального воспитания, которые использовал А. С. Макаренко
В воспитании своих питомцев Антон Семенович применял разнообразные методы и приемы. Вот некоторые из них.
Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, после — нравственное, идейно-политическое и т. д. И отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.
«В творческом характере его применения, — считал Макаренко, — проявляется мастерство педагога в осуществлении принципа индивидуализации воспитания».
Преображение Дениса Кудлатого, пожалуй, самый убедительный пример высокого искусства Антона Семеновича в применении метода «переключения перспектив»: «Желудочный, глубокий хозяйственный инстинкт мог бы превратить Дениса в матерого куркуля, кулака». Но благодаря тонкой наблюдательности Макаренко и его решению вовлечь Кудлатого в руководство хозяйством колонии, негативные свойства личности этого своеобразного воспитанника были поставлены на службу коллективу, утратили постепенно эгоистический характер и качественно преобразились: скупость стала бережливостью; жадность, нежелание чем-то поделиться с другими — переросла в экономность; страсть к накопительству обернулась расчетливостью. Сам Денис стал главным деятелем хозяйства коллектива, влюбленным в свою работу.
И чтобы формировать всесторонне развитую личность, в колонии были созданы кружки художественной самодеятельности (ИЗО, хоровой, музыкальный), драматический, переросший в настоящий театр; в колонии и коммуне уделяли большое внимание физическому воспитанию (ежедневная гимнастика, футбол, волейбол, горлет (игра собственного изобретения с элементами футбола и тенниса), крокет, и т. д.). Очень любили экскурсии по стране, летние походы, лыжные переходы. Работали технические кружки, проводились диспуты, конференции. Каждый колонист и коммунар имел свое увлечение и был занят каким-то полезным делом.
Но вырастить всесторонне развитую личность можно только (и это был важнейший новаторский вывод Макаренко) в коллективе, который он считал педагогически целесообразной формой организации всей жизни и деятельности детей.
Учение о воспитательном коллективе и коллективизме занимает центральное место в теории Антона Семеновича.
Каковы же основные функции коллектива, по мысли Макаренко:
1.2. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей.
Есть в истории науки
имена, которые как веки отмечают
переход научного знания в качественно
новое состояние. Великие труженики науки аккумулируют достижения своих
предшественников и могучим порывом творческой
мысли приближаются к истинному видению
предмета, вскрывая существенные связи
явлений в их развитии. Тем самым одновременно
творят они и новый метод научного знания,
сокращая и облегчая путь своим последователям.
К числу подлинных первопроходцев науки
принадлежит и Антон Семенович Макаренко.
Его научное творчество неотделимо от
революционного процесса созидания социалистической
педагогики, а его педагогический опыт
мы по праву называем плотью от плоти опыта
лучших борцов на новую, единую трудовую
политехническую школу. Сейчас, когда
понятие “трудовой коллектив” освящено
законом и прочно вошло в обиход, многое
нам кажется здесь простым и очевидным.
Но не будем забывать: для А.С.Макаренко
все открывалось, – а лучше сказать открыто
им – в 20-30-е гг. Труд называют могучим
воспитателем. Но его воспитательная сила
еще не раскрывается тогда, когда руки
подростка чем-то заняты. Труд, оторванный
от идейного, интеллектуального, морального,
эстетического, эмоционального, физического
воспитания, от творчества, от интересов
и потребностей, от многогранных отношений
между воспитанниками, становится повинностью,
которую им хочется побыстрее “отбыть”,
чтобы осталось больше времени на более
интересные дела. Труд становится основой
гармонического развития личности также
и потому, что в трудовой деятельности
человек утверждает себя как гражданин.
Он чувствует, что способен добывать не
только хлеб насущный, но и материализовать
свой ум, свое творчество. Гражданское
должно быть не в звонкой фразе, а в душе
– это одно из важнейших правил трудового
воспитания. Чувство гражданской значимости
труда – это наряду с радостью познания,
освоения мира очень сильный эмоциональный
стимул, одухотворяющий нелегкий труд,
а труд только тогда воспитывает, когда
он нелегок. Один из тончайших секретов
воспитания – суметь увидеть, найти, открыть
гражданское, идейное начало труда. Единство
труда и воспитания достигается тем, что
человек, познавая мир трудом, создает
красоту, утверждая этим в себе чувство
красоты труда, творчества, познания. Создание
красоты труда – это целая область воспитания,
которая тоже относится, к сожалению, к
педагогической целине. Издавна в народе
говорили: “Ради хорошего праздника надо
много работать”. Значит, итог, результат
труда – выполненные вещь, предмет и т.п.
– приносил и приносит людям радость.
С учетом этих особенностей становления
и формирования личности в новых социальных
условиях и была создана А.С.Макаренко
теория трудового и идейно– эстетического
воспитания. Выдающийся советский педагог
увидел в стремлении к завтрашней радости
могучий стимул развития социальной активности
и построил на этом эффективную воспитательную
систему. Значительное место в жизни и
деятельности воспитательного коллектива
у А.С.Макаренко занимал производительный
труд детей.
Информация о работе Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко