Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.

Содержание работы

Введение.
1. «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».
1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.
1.3. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.


Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

история пед-к-р.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

                                                          17

всеобщего и  индивидуального, прав и обязанностей, регламентации и творчества, знаний и практики. Здесь иное соотношение  воспитания и обучения: воспитание базируется не на знании, а на жизненном  опыте; обучение во многом определяется воспитанием.

А.С. Макаренко  – сторонник педагогики как «активной, целеустремленной» науки, «созидающей  личность», направленной, прежде всего  на воспитание ее нравственно-волевых  качеств, «развитие ее сил», «творческого актива». Он уже в 1922 г. утверждал: объектом исследования в педагогике является не ребенок, а «педагогический факт (явление)», т.е. закономерности работы по приобретению воспитанником качеств личности и индивидуальности.

А.С. Макаренко  внес огромный вклад в переход  педагогической деятельности с уровня «трансляции» знаний, интеллектуально-словесной выучки и профессионально-технологической подготовки (что характерно для обучения) на уровень качеств личности, реально действующих в практике ее повседневного поведения (что составляет специфику воспитания).

А.С. Макаренко  кардинально изменяет взгляд на связь  процессов воспитания и развития личности: воспитание (и обучение) не следует за развитием, а опережает  его путем создания объективной  потребности в этом развитии и  условий, при которых эта потребность удовлетворяется.

Антипод творческой педагогики А.С. Макаренко – педагогика умозрительно-декларативная, отдающая свою прикладную часть педагогам-практикам. Свою беспомощность она оправдывает  апелляцией к педагогической деятельности как к искусству: необходимо учитывать конкретные условия, возрастные и индивидуальные особенности и т.д. Область научной педагогики фактически ограничивается некоторыми педагогическими и этическими принципами, которые должны приниматься на веру, не будучи серьезно проверенными и разработанными на практике, в экспериментально-опытной работе.

Это педагогика, «основанная на дедукции», как говорит  А.С. Макаренко, на гипотетических, абстрактных, общих положениях. Ей свойственен  «этический фетишизм», т.е. абсолютная уверенность в несомненном положительном результате педагогической направленности на священные понятия: личность, свобода, коллектив, труд, любовь, доброта и т.д. Проблема оценки педагогической теории по его результативности в массовой практике здесь принципиально недопустима.

Характерным является малоуспешное применение эпизодических «уединенных» педагогических средств, сведение системы  воспитания к минимуму – персональным взаимоотношением в системе «учитель–ученик» (как в обучении, что А.С. Макаренко  называет «парной педагогикой»), а также к системе учебного класса и «малой группы».


А.С. Макаренко  определяет педагогику как опытно-экспериментальную  науку, методологически построенную  на «индуктивной логике», т.е. на закономерном восхождении от разрозненных абстрактных положений к конкретной целостности, развивающейся педагогической системе. Только в этой системе, совершенствующейся в своих основах и конкретных элементах, при тщательном анализе и корректировке процесса ее развития, – могут проявляться

                                                         18

педагогические  закономерности. В процессе дальнейшего исследования «феномена Макаренко», его истории, основ и «деталей», в ходе закономерного изменения социальной действительности – будут открываться его новые аспекты и потенциалы. Это наследие остается живым, действенным фактором развития современной социально-педагогической мысли и практики. Они все более будут концентрироваться на основной функции воспитания и обучения – укреплении преемственности поколений, без чего общество не может успешно функционировать и развиваться.

Педагогика  А.С. Макаренко – наука о творческом взаимодействии поколений. Она войдет в систему главных факторов, от которых зависит «человеческое  измерение» социально-экономического развития, «качества жизни» человека. Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.

Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.

Каковы ценности трудового  воспитания А.С.Макаренко?

Во-первых, труд – это  подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.

Во-вторых, трудиться  можно из нужды, из жизненной необходимости.

В-третьих, в труде  воспитывается отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка. Это правильное отношение  состоит в том, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.

В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет большое  значение. Но главная польза труда  сказывается в психическом, духовном развитии человека.

В-пятых, объединение  детей разного возраста дает большой  эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.

“Преемственность поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.

В-шестых, защищая коллектив  во всех точках его соприкосновения  с эгоизмом

                                                                   19                                             

личности, коллектив тем  самым защищает и каждую личность. Здесь личность

выступает в новой  позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Трудовое воспитание – важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях. Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.

Для педагогического  дела две самые полезные характеристики личности – отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) – мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.

Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты – проявления ценностного  мира личности.

Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: “Самое ценное – человек”. Главная  цель – его рост, развитие и воспитание.

В систему ценностей  могут входить:

– единое представление  о духовных и нравственных ценностях;

– единое понимание цели деятельности коллектива;

– единый подход к личности ученика как субъекта.

В микросреде создаются  благоприятные условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.

Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.

И семейное воспитание как  источник народного воспитания поднимает  личность с микросреды семьи, т.е. иначе  говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.

Список использованной литературы:

  1. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.
  2.                                                         20

 

2Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с

  1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.:Знание,1988. – 79с.
  2. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-н/Дону, 1986. – 110 с.
  3. Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии – 1983 – “2– с76 – 77
  4. Введенский Б.А.Большая советская энциклопедия. –М.:Гос.науч.издание “БСЭ”., 1954. – Т.26. – 89-91 с.– 652 с
  5. Варнакова Е.Д. Творческое использование педагогического наследия А.С.Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. – М.:Высшая школа.,1991. – 445с.
  6. Варнакова Е.Д., Зарецкая И.И. Летние практические работы как средство трудового воспитания школьников.//НИИ общей педагогики. АПН СССР.Сб.науч.т. – М.,1978-82 с.
  7. Воробьев А.И.теория и практика производительного труда учащихся в условиях реформы общеобразовательной школы. – Ташкент. “ФАН”., 1986. – 110 с.
  8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей. –М.: Педагогическое общество России. – 1999.-192 с.
  9. Гордин А.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. Кишинев: Штиинца, 1987. – 28 с.
  10. Гордин Л.Ю. А.С.Макаренко 1888-1923. –М: Учебно-педагогическое.1963. – 213с.
  11. Гермогенова М.Д. Формирование коллектива в лагере труда и отдыха школьников. – Якутск: книжное изд., 1963. 213 с.
  12. Грищенко А., Петухов В.Летняя трудовая четверть. –М: Молодая гвардия, 1981. – 205с.
  13. Гущин Л.Н., Хилтунен В.Р. Учитель по имени Труд. –М: Политиздат, 1986. – 223 с.
  14. Ефимова К.А. Воспитательное пространство: концепция и проблемы моделирования.// Народное образование Якутии. – 1999. – №1. – с.144-147.
  15. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.– 159с.
  16. Иванович К.А. Андрианов П.Н., Каракашев Г.И. Организация и содержание работы межшкольных учебно-производственных комбинатов// Сб.науч.т. – М: академия пед.наук, 1983. – 102 с.
  17. Каиров И.А. Петров Ф.Н.Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – Т.3,4. – 879,911с.
  18. Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. – 1988. – № 3. – с.21-25.

                                                                             21


Информация о работе Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко