Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.
Введение.
1. «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».
1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.
1.3. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.
Заключение.
Литература.
всеобщего и индивидуального, прав и обязанностей, регламентации и творчества, знаний и практики. Здесь иное соотношение воспитания и обучения: воспитание базируется не на знании, а на жизненном опыте; обучение во многом определяется воспитанием.
А.С. Макаренко – сторонник педагогики как «активной, целеустремленной» науки, «созидающей личность», направленной, прежде всего на воспитание ее нравственно-волевых качеств, «развитие ее сил», «творческого актива». Он уже в 1922 г. утверждал: объектом исследования в педагогике является не ребенок, а «педагогический факт (явление)», т.е. закономерности работы по приобретению воспитанником качеств личности и индивидуальности.
А.С. Макаренко
внес огромный вклад в переход
педагогической деятельности с уровня «трансляции»
знаний, интеллектуально-словесной выучки
и профессионально-
А.С. Макаренко кардинально изменяет взгляд на связь процессов воспитания и развития личности: воспитание (и обучение) не следует за развитием, а опережает его путем создания объективной потребности в этом развитии и условий, при которых эта потребность удовлетворяется.
Антипод творческой педагогики А.С. Макаренко – педагогика умозрительно-декларативная, отдающая свою прикладную часть педагогам-практикам. Свою беспомощность она оправдывает апелляцией к педагогической деятельности как к искусству: необходимо учитывать конкретные условия, возрастные и индивидуальные особенности и т.д. Область научной педагогики фактически ограничивается некоторыми педагогическими и этическими принципами, которые должны приниматься на веру, не будучи серьезно проверенными и разработанными на практике, в экспериментально-опытной работе.
Это педагогика, «основанная на дедукции», как говорит А.С. Макаренко, на гипотетических, абстрактных, общих положениях. Ей свойственен «этический фетишизм», т.е. абсолютная уверенность в несомненном положительном результате педагогической направленности на священные понятия: личность, свобода, коллектив, труд, любовь, доброта и т.д. Проблема оценки педагогической теории по его результативности в массовой практике здесь принципиально недопустима.
Характерным является малоуспешное применение эпизодических «уединенных» педагогических средств, сведение системы воспитания к минимуму – персональным взаимоотношением в системе «учитель–ученик» (как в обучении, что А.С. Макаренко называет «парной педагогикой»), а также к системе учебного класса и «малой группы».
А.С. Макаренко определяет педагогику как опытно-экспериментальную науку, методологически построенную на «индуктивной логике», т.е. на закономерном восхождении от разрозненных абстрактных положений к конкретной целостности, развивающейся педагогической системе. Только в этой системе, совершенствующейся в своих основах и конкретных элементах, при тщательном анализе и корректировке процесса ее развития, – могут проявляться
педагогические закономерности. В процессе дальнейшего исследования «феномена Макаренко», его истории, основ и «деталей», в ходе закономерного изменения социальной действительности – будут открываться его новые аспекты и потенциалы. Это наследие остается живым, действенным фактором развития современной социально-педагогической мысли и практики. Они все более будут концентрироваться на основной функции воспитания и обучения – укреплении преемственности поколений, без чего общество не может успешно функционировать и развиваться.
Педагогика А.С. Макаренко – наука о творческом взаимодействии поколений. Она войдет в систему главных факторов, от которых зависит «человеческое измерение» социально-экономического развития, «качества жизни» человека. Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.
Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.
Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?
Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.
Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.
В-третьих, в труде
воспитывается отношение к
В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.
В-пятых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.
“Преемственность поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.
В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом
личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность
выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.
Трудовое воспитание – важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях. Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.
Для педагогического дела две самые полезные характеристики личности – отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) – мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.
Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты – проявления ценностного мира личности.
Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: “Самое ценное – человек”. Главная цель – его рост, развитие и воспитание.
В систему ценностей могут входить:
– единое представление о духовных и нравственных ценностях;
– единое понимание цели деятельности коллектива;
– единый подход к личности ученика как субъекта.
В микросреде создаются благоприятные условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.
Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.
И семейное воспитание как источник народного воспитания поднимает личность с микросреды семьи, т.е. иначе говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.
Список использованной литературы:
2Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с
Информация о работе Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко