Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот каркас, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.

Содержание работы

Введение.
1. «Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».
1.1. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика.
1.3. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.


Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

история пед-к-р.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

В педагогической практике последнего десятилетия творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в  создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.

“Хозрасчет – замечательный  педагог” – эта мысль А.С.Макаренко приобретает сегодня поистине ключевое значение, при том внимании, которое придается ныне единству трудового и экономического воспитания. Элементы новых форм хозяйствования убедительно показывает практическую необходимость общеобразовательных, общетрудовых, экономических знаний и умений обеспечивающих повышение производительности труда и улучшение его условий. Использование учащимися этих знаний и умений на практике, в трудовой деятельности становится формой проявления творчества в труде, создает чувство глубокого удовлетворения в работе.

Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой  для удовлетворения физических и  духовных потребностей личности в настоящем, так и в будущем. Сегодня необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений. Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект. На примере организации производительного труда учащихся сельских школ можно проследить путь постепенного приобщения к более полному внедрению принципов хозрасчета: учебно-производительная бригада с операционной оплатой труда; коллективный подряд на выполнение определенных работ; коллективный подряд с использованием аренды земли, техники, материалов; организация самостоятельного школьного производства, типа школьного кооператива, фермерского хозяйства и т.п. Демократизация общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего времени должны соответствовать содержание и формы трудовой подготовки школьников. В современных школах, имеющих свое производство, хозрасчет, так же как у Макаренко, становится одним из воспитателей. Распределение средств часто идет по макаренковски. Все решает коллектив учащихся, все подчинено воспитанию коллективных интересов и разумному удовлетворению интересов личных. Школы с хозрасчетными предприятиями устраивают по примеру Макаренко интереснейшие походы, служащие могучим воспитательным средством, так как в руки учащихся передается обычно вся организация этих походов. Они сами разрабатывают маршрут, сами обдумывают и закупают все,

                                                                 13

что нужно для похода, распространяют между собой все  обязанности, во время похода сами отвечают за дисциплину. Вот тогда-то и узнаются качества каждого, раскрываются организаторские  таланты учащихся.

Под влиянием нового, прогрессивного в формах и методах организации  труда происходит в школах и распространение  бригадных форм организации труда  с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.

Воспитательная работа в ученических бригадах в соответствии с их многопрофильной структурой ведется с учетом специфики хозрасчетных отношений между трудовым объединением школьников и хозяйством в целом, т.е. организацией внутрихозяйственного хозрасчета. Оценка экономических результатов деятельности бригады ведется с учетом прибыли и рентабельности. Заработная плата школьников зависит не только от затрат времени и видов работы, но и от конечного результата работы хозяйства в данной сфере деятельности (валового сбора зерна, надоев молока, продуктивности животноводства и т.д.). Что же в конечном итоге поможет нашей школе изжить труд, нужный лишь “для придания ребенку трудового колорита”, поможет кратчайшим путем прийти к организации труда, призванного всесторонне развить школьников, привить им умения все делать, открыть перед ними путь ко многим профессиям, чтобы они смогли правильнее определить свое призвание?

При всех школах создаются  учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а  в сельской местности также и  пришкольные сельскохозяйственные участки; на крупных предприятиях – учебно-производственные цехи для школьников. Это раскрывает перед школой огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Такие учебные мастерские могут быть полностью производительными, с ответственностью за материал, за точность изготовления и своевременное выполнение заказов. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами. Переживание хозяйственной заботы учащимися становится отправной точкой в организации таких мастерских. Огромную роль в правильном решении политехнизации школы сыграли ученические сельскохозяйственные бригады. В их находках много интересного, но по существу они практически развивают ценнейшие положения педагогической системы А.С.Макаренко. Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, е только пробуждает у ребят любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, но и способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными их успехи в учебе. В современных передовых школах стремятся к тому, чтобы посильный для детей производительный труд был максимально приближен к труду взрослых, чтобы материальная база обеспечивала разнообразный труд, так как дитя утомляется, говорил К.Д.Ушинский, главным образом однообразием и односторонностью деятельности.                                         14

В школах в специальных  комнатах оборудуются станки для  обработки металла, приспособленные  для детей, делаются специальных  размеров инструменты. Учитывая интересы ребят, их симпатии к детским электростанциям, электрическим железным дорогам, оборудуются специальные комнаты, где пол руководством старшеклассников дети могут заводить и останавливать моторы небольшой мощности, учиться пользоваться генератором, монтировать различные модели, даже микролитражные автомашины с облегченным управлением.

Непосредственное участие  в производительном труде всех независимо от возраста приводит легким для них  путем к пониманию технологии производства, его основ.

“Наши общеобразовательные школы, – писала Н.К.Крупская, – должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками, требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ к целому ряду профессий”. Задачи трудового воспитания школа должна решать так, как это необходимо для школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-производственная база школы, ее связи с предприятиями, традиции общественно полезного труда стали прочной основой дальнейшего совершенствования трудового воспитания учащихся. В условиях всеобщего среднего образования выпускники средней школы за период обучения должны глубоко овладеть знаниями основных наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Решительный поворот школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии – веление нашего времени. Для организации эффективного трудового обучении и профориентации учащихся используются близлежащие к школе предприятия, коллективные хозяйства. Для трудовой подготовки, всесторонне используются исходя из условий сельской школы межшкольные учебно-производственные бригады, ученические производственные бригады, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты. В условиях сельской школы складывается система трудового обучения воспитания и профориентации учащихся. Характерным для этой системы является взаимодействие ряда факторов и условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников средней школы трудиться. Сюда относятся: трудовое воспитание с раннего детства; преемственность трудового обучения с 1 и IХ классы; единство трудового и нравственного воспитания на уроках, процесс трудового обучения, различных видов внеклассной работы и общественно полезной деятельности учащихся на базе сельскохозяйственного производства; производительный труд в летних лагерях труда и отдыха; ученические бригады; творческая работа в кружках; активное участие в общественно полезном труде; пример родителей (семейные трудовые традиции), новаторов, передовиков и специалистов сельского хозяйства; высокая общественная оценка сельскохозяйственных профессий – повышение их престижа; тесное сотрудничество школы, колхоза, семьи и широкой общественности в решении сложных задач трудового воспитания и ориентации

                                                                    15

юношей и девушек, оканчивающих школу, на труд в сельскохозяйственном производстве; всемерное укрепление учебно-материальной базы трудового  политехнического и производственного  обучения.

Воспитание в труде как педагогическая проблема требует планомерного и целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей. Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.

Анализируя свое участие  в трудовом коллективе, школьники  сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, “научились жить и работать в коллективе”, “уважать труд других”, “считаться с мнением товарищей”, “подчиняться воле коллектива”, “узнать цену труду”, “научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д. Возросло и доверие родителей к участию детей в трудовых объединениях. Вопрос об оплате труда школьников, вызывающий споры, находит правильное решение столько тогда, когда учитывается и направляется педагогами характер внутрисемейных отношений. Но, во-первых, школьники назвали в качестве побудительного мотива участия в производительном труде “возможность заработать”, во-вторых, как показывает педагогическая практика, “портят детей” так называемые карманные деньги, которые получены от родителей, деньги же, цену которым ребята постигли собственным трудом, вызывают бережное отношение уже не только к этим личным, но и родительским средствам. Ценить деньги человек начинает лишь тогда, когда сам зарабатывает, пусть хотя бы вначале и небольшие суммы. Такой подход будет способствовать экономическому воспитанию, даст возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволит усвоить связь труда и потребления. Новая система отношений в труде помогает школьникам осознать и учебу как разновидность трудовой деятельности, имеющей не только личный, но и общественный характер, требующей определенных усилий, планомерности и целеустремленности в решении поставленных задач, правильной организации самого процесса познавательной деятельности. Этого удается добиться в тех коллективах, в которых правильно решается проблема непрерывности педагогического воздействия в учебном году, и в условиях летних практических работ. Решается она не только с позиций использования знаний и умений учащихся, сформированных в учебном процессе ил в процессе их производительного труда, но и с позиций закрепления тех воспитательных результатов, которые дал общественно-полезный коллективный труд. Бережное отношение достигнутого воспитанием в труде имеет большое социальное значение. По справедливому замечанию В.А.Яковлева в труде формируется не только отношение к самому процессу труда, “… благодаря труду совершенствуются и другие системы отношений учащихся к обществу – его интересы стали ближе и понятнее им; к людям – повысилось уважение к рабочим                                                      16

          и колхозникам; к самим себе – возросла уверенность в своих силах и возможностях; к производительному труду пришло глубокое осознание его общественного значения; к народному достоянию – появилась забота”.

Замечательный педагог  В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде – это, прежде всего  воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд. Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат. Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.

  1. Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;
  2. Деятельностно-творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.
  3. Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу и всему этого уважаемой людьми, коллективам;
  4. Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми, строить свои отношения с учетом интересов трудового коллектива, правильно регулировать свое поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде.

Таким образом, распространение  идей А.С.Макаренко и внедрение  их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют  о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Заключение.

А.С. Макаренко – яркий представитель «воспитательной педагогики», ведущего направления в истории педагогической теории и практики. Это единственный классик педагогики, всецело посвятивший свое творчество воспитанию – в его качественном отличии от обучения и в органической связи с ним, на основе первенства воспитания. А.С. Макаренко – разработчик социально-личностной, активно-творческой концепции педагогики. В процессе становления личности она обеспечивает единство социального и природного,

Информация о работе Трудовое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко