Учение о коллективе в советской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.

Содержание работы

Введение
1. Учение о коллективе в советской педагогике
2. Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике
2.1 Коллективное воспитание А.С.Макаренко
2.2 «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому
2.3 Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Учение о коллективе  в советской педагогике

2. Диалектика взаимодействия  личности и коллектива в советской  педагогике

2.1 Коллективное  воспитание А.С.Макаренко

2.2 «Мудрая власть  коллектива» по В.А.Сухомлинскому

2.3 Педагогические  взгляды и деятельность С.Т.Шацкого

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено  развитием системы его взаимоотношений  с другими людьми – коллектива.

Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса, определявшего  коллектив специфической формой организации людей социалистического  общества. Впоследствии она нашла  продолжение в трудах психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский.

На протяжении всего советского периода отечественной истории  велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались  различные аспекты этой теории. После  распада СССР ее популярность пошла  на спад, изменилось отношение к  коллективу как форме организации  людей. Однако, несмотря на обилие новых  подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в  нем не отрицается. Таким образом, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в  современных условиях.

Вышеизложенные факторы  обусловили выбор темы работы и ее актуальность.

Объектом исследования является педагогика как научное направление.

Предметом - изучение роли коллектива в формировании личности как ведущая  идея педагогики.

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие  задачи:

Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в  истории педагогической мысли.

Поставленные  цели и задачи определили принцип  построения структуры работы. Она  представлена введением, тремя главами  основной части, заключением и списком  литературы.

Основные методы исследования, применявшиеся в работе, можно  разделить на следующие группы:

- Методы теоретического  изучения, к которым относится  поиск и анализ литературы  по теме, метод описания, метод  изложения материала.

- Эмпирические методы, представленные  констатирующим экспериментом, интервьюированием,  наблюдением, анкетированием, индивидуальной  беседой.

- Теоретическую основу  работы составили труды советских  педагогов по теории коллектива, учебная литература по теме  исследования, материалы периодической  печати, данные информационных сайтов  сети Интернет.

Исследование имеет теоретическую  и практическую значимость, а также  определенную степень новизны. Теоретическая  значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая – в  определении современного взгляда  на роль коллектива в формировании личности.

Новизна исследования заключается  в исследовании данной проблемы в  условиях современной педагогической системы, анализе данных последних  лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учение о коллективе  в советской педагогике

 

Можно утверждать, что в  советской педагогике разрабатывались  такие проблемы воспитания, которые  были характерны только для нашей  страны, для нашей науки и практики. К таким областям педагогической науки, безусловно, относится учение о коллективе. Широко известны имена  ученых, создавших, развивающих, реализующих  теорию и практику воспитания коллектива и личности в коллективе.

Станислав Теофилович Шацкий (01 (13).06.1878-30.10.1934) - педагог, организатор  системы внешкольного образования, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих  учреждениях Шацкий вёл поиск  новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия.

Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что  он не просто выделял ключевые позиции  воспитательного процесса, а определял  взаимосвязи как между его  участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил  умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение  связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка.

Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство  и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором  творческих потенций личности и коллектива.

Антон Семенович Макаренко (01 (13).03.1888-01.04.1939) — один из виднейших  отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с  воспитательной практикой. Макаренко  смог разработать систему воспитания, которая могла отвечать задачам  строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль  жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации  коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Неотделимая часть коллективного воспитания – индивидуальный подход.

Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного  оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют свое значение до сих пор. «... В краткой формуле  сущность моего педагогического  опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.

Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918-02.09.1970), является крупнейшим педагогом  нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов  мира, он рассматривал практически  все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и  теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего  поколения гражданственности. Он продолжил  развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в  коллективе. Сухомлинский вводит новое  понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов  и увлечений, обмен духовными  приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный  фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном  — в учении, а ведь учение —  главный совместный труд в школьном коллективе.

Воспитание в коллективе - один из основных принципов советской  системы воспитания, коллектив - главнейшая форма воспитательной работы, единственный и главный инструмент воспитания.

«Достойной нашей эпохи  и нашей революции организационной  задачей, — утверждал Макаренко, — может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в  то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность».

Знание же психологии детской  души, каждого отдельного человека, указывал Макаренко, только поможет  приложить метод наиболее удобно в одном случае, несколько отлично  в другом. В этих словах А.С.Макаренко  раскрывается значение и сущность индивидуального  воспитания. «Индивидуальный подход к ребенку заключается в том, чтобы применительно к его  индивидуальным особенностям сделать  его преданным и достойным  членом своего коллектива, гражданином  Советского государства».

Только в коллективном воспитании индивидуальный подход не связан с риском воспитать индивидуалистов. Организуя коллектив так, чтобы  у каждого его члена воспитывались  реальные качества личности, мы создадим условия, при которых индивидуальный подход будет действовать, по словам Макаренко, значительно сильнее, красивее и целесообразнее.

В связи с вопросом о  коллективе, который является кардинальным в советской педагогике, неизменно  встает и вопрос о создании правильного  коллектива, правильного влияния  коллектива на личность.

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение, которое выступает как  инструмент формирования личности ребёнка. Макаренко придерживался, как и  многие современные педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что  в каждый момент нашего воздействия  на личность эти воздействия обязательно  должны быть воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение  к коллективу обязательно будет  и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

Опыт творческого развития личности в коллективе принципиально  важен и для современной педагогической науки.

 

2. Диалектика взаимодействия  личности и коллектива

в советской педагогике

 

Важной проблемой педагогической теории и практики советского периода  были организация и воспитание детского коллектива. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени.

 

2.1 Коллективное  воспитание А.С. Макаренко

 

Самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» стал А.С.Макаренко.

В 20-30-е гг. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской  коммуной им. Ф.Э.Дзержинского в пригороде  Харькова.

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового  перевоспитания детей-правонарушителей. Внёс большой вклад в теорию и  практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного  воспитательного воздействия.

Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе через коллективную методику целесообразного в зависимости  от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения  личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений  в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и  развития традиций и др.

Сущность своего педагогического  опыта Макаренко определял принципом  «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к  нему». Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить  вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все  условия для расцвета творческих сил личности.

Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое  место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Учение А.С.Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон  жизни коллектива: движение — форма  жизни коллектива, остановка —  форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной  зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко  выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (педагог  как субъект управления) — становление  коллектива. В это время коллектив  выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в  коллектив. Первая стадия считается  завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей  цели, общей деятельности и общей  организаций.

На второй стадии усиливается  влияние актива. Теперь уже актив  не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает  как инструмент целенаправленного  воспитания определенных качеств личности. Практически только теперь коллектив  достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным  целенаправленно использовать его  в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей  атмосфере доброжелательности по отношению  к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны  личности, коллектив становится средством  развития социально важных качеств  личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём  развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между  общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися  в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Информация о работе Учение о коллективе в советской педагогике