Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:39, реферат
Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.
Введение
1. Учение о коллективе в советской педагогике
2. Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике
2.1 Коллективное воспитание А.С.Макаренко
2.2 «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому
2.3 Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Учение о коллективе в советской педагогике
2. Диалектика взаимодействия
личности и коллектива в
2.1 Коллективное воспитание А.С.Макаренко
2.2 «Мудрая власть
коллектива» по В.А.
2.3 Педагогические
взгляды и деятельность С.Т.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучением процесса формирования
личности и факторов, влияющих на него,
занимались представители разных наук
- психологии, социологии, философии, педагогики.
Одним из наиболее значимых достижений
в этом направлении является разработка
теории коллектива, которая утверждает,
что развитие личности человека обусловлено
развитием системы его
Впервые подобная мысль была
высказана в трудах Маркса, определявшего
коллектив специфической формой
организации людей
На протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР ее популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.
Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ее актуальность.
Объектом исследования является педагогика как научное направление.
Предметом - изучение роли коллектива в формировании личности как ведущая идея педагогики.
Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.
Поставленные цели и задачи определили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части, заключением и списком литературы.
Основные методы исследования, применявшиеся в работе, можно разделить на следующие группы:
- Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.
- Эмпирические методы, представленные
констатирующим экспериментом,
- Теоретическую основу
работы составили труды
Исследование имеет
Новизна исследования заключается в исследовании данной проблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данных последних лет.
1. Учение о коллективе в советской педагогике
Можно утверждать, что в советской педагогике разрабатывались такие проблемы воспитания, которые были характерны только для нашей страны, для нашей науки и практики. К таким областям педагогической науки, безусловно, относится учение о коллективе. Широко известны имена ученых, создавших, развивающих, реализующих теорию и практику воспитания коллектива и личности в коллективе.
Станислав Теофилович Шацкий (01 (13).06.1878-30.10.1934) - педагог, организатор системы внешкольного образования, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Шацкий вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия.
Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка.
Организующим ядром школьной
жизни Шацкий считал эстетическое воспитание,
которое охватывает весь мир прекрасного
(музыку, живопись, театр, прикладное искусство
и т. д.) и в единстве с трудовым
воспитанием выступает
Антон Семенович Макаренко
(01 (13).03.1888-01.04.1939) — один из виднейших
отечественных педагогов, всю свою
научную деятельность связывал с
воспитательной практикой. Макаренко
смог разработать систему
Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют свое значение до сих пор. «... В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.
Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918-02.09.1970), является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе.
Воспитание в коллективе - один из основных принципов советской системы воспитания, коллектив - главнейшая форма воспитательной работы, единственный и главный инструмент воспитания.
«Достойной нашей эпохи
и нашей революции
Знание же психологии детской души, каждого отдельного человека, указывал Макаренко, только поможет приложить метод наиболее удобно в одном случае, несколько отлично в другом. В этих словах А.С.Макаренко раскрывается значение и сущность индивидуального воспитания. «Индивидуальный подход к ребенку заключается в том, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива, гражданином Советского государства».
Только в коллективном
воспитании индивидуальный подход не
связан с риском воспитать индивидуалистов.
Организуя коллектив так, чтобы
у каждого его члена
В связи с вопросом о коллективе, который является кардинальным в советской педагогике, неизменно встает и вопрос о создании правильного коллектива, правильного влияния коллектива на личность.
При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение, которое выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.
Опыт творческого развития
личности в коллективе принципиально
важен и для современной
2. Диалектика взаимодействия личности и коллектива
в советской педагогике
Важной проблемой
2.1 Коллективное воспитание А.С. Макаренко
Самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» стал А.С.Макаренко.
В 20-30-е гг. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной им. Ф.Э.Дзержинского в пригороде Харькова.
Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.
Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе через коллективную методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др.
Сущность своего педагогического
опыта Макаренко определял
Исходя из этого положения,
Макаренко исключительно
Учение А.С.Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.
На второй стадии усиливается
влияние актива. Теперь уже актив
не только поддерживает требования педагога,
но и сам предъявляет их к членам
коллектива. Таким образом, на второй
стадии развития коллектив уже выступает
как инструмент целенаправленного
воспитания определенных качеств личности.
Практически только теперь коллектив
достигает определенного уровня
своего развития как субъект воспитания,
в результате чего и становится возможным
целенаправленно использовать его
в целях индивидуального
Развитие коллектива на этой
стадии связано с преодолением противоречий:
между коллективом и отдельными
учениками, опережающими в своём
развитии требования коллектива или, наоборот,
отстающими от этих требований; между
общими и индивидуальными
Информация о работе Учение о коллективе в советской педагогике