Учение о коллективе в советской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.

Содержание работы

Введение
1. Учение о коллективе в советской педагогике
2. Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике
2.1 Коллективное воспитание А.С.Макаренко
2.2 «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому
2.3 Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированности коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением  и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся  сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в  достаточной степени сформирован.

С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится членом детского общества, товарищем своих  сверстников; он овладевает нормами  поведения, выраженными в правилах; живи дружно, умей вместе с другими  детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо - уступить; будь готов помочь товарищу, позаботиться о нем; береги труд других, умей справедливо оценить  результаты труда, поступки свои и товарища. Товарищеские отношения формируются  прежде всего в процессе совместной деятельности, в общих переживаниях. Воспитатель вызывает у детей  чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы  основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу, тогда общение приобретает положительную  эмоциональную окраску. Педагог  помогает детям быстрее познакомиться, лучше узнать и оценить в каждом то, что ярче проявляется: один - хорошо рисует, другой - строит, третий - дежурит.

Со временем, в процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с понятиями  «я», «мне», «мое» появляются понятия  «мы», «нам», «наши», причем иногда они  отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления  в детский сад. Это значит, что  дети начинают осознавать себя как  часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого  ребенка. Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.

Изо дня в день учит воспитатель  детей совместной деятельности, вызывая  у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало  в нашей групповой комнате! Это  потому, что все дружно работали!»  В воспитании у детей товарищеских отношений помогут такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища»  Л. Толстого, «Когда в опасности жизнь» из книги «Самый лучший пароход» С. Сахарнова, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и  др.

Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие  условия: коллективная деятельность детей; совместные переживания; сплоченность коллектива работников детского сада.

Совместная деятельность является ведущим условием и средством  формирования детского коллектива. Когда  детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать  свои действия, а результаты их труда  оцениваются как общая работа, для них становится осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив  совместные переживания, вызывающие положительные  эмоции. Яркие впечатления, полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в детском  саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен - все это  вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей.

Формирование детского коллектива и коллективистического поведения  детей успешнее осуществляется в  тех детских садах, где есть дружный  коллектив взрослых. Дети изо дня  в день получают впечатления об укладе жизни дошкольного учреждения, о  взаимоотношениях его сотрудников. Если они видят, что взрослые относятся  друг к другу с уважением и  вниманием, искренне радуются успехам  товарища, всегда готовы помочь ему, дружно работают, ответственно выполняют свое дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, в свои взаимоотношения. Потребность в общении со сверстниками проявляется у детей очень рано, в конце первого года жизни. Воспитатель организует и налаживает взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряет и поддерживает проявления доброжелательности по отношению к сверстникам. Он организует, поддерживает и поощряет первичные объединения детей в игре: «Как хорошо, дружно играют Катя с Юлей!» В процессе совместной деятельности педагог учит детей помогать друг другу.

Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания  заслоняют все остальное, он как  бы не замечает других детей, захватывает  побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует  от воспитателя внимания только к  себе и т. д. Время и терпеливая работа педагога приводит к перестройке  в психике ребенка, он начинает проявлять  внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него появляется желание совместно  играть.

По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения  приобретают все более осознанный характер, связи друг с другом становятся более прочными. Воспитатель приучает каждого ребенка здороваться  со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, предлагает написать письмо больному ребенку, послать  ему рисунки, позвонить по телефону и т. д. Приход в детский сад  долго отсутствовавшего ребенка  отмечается радостной встречей и  особым вниманием к нему.

Объединения детей среднего возраста уже более устойчивы; они  не только играют, но и трудятся вместе. Например, нескольким детям дается задание протереть мебель или  листья комнатных растений. Они убеждаются в том, что вместе работать интересно  и можно больше сделать. Дети пятого года жизни должны уметь согласовывать  свои действия, договариваться до начала совместной игры или труда. Этому  способствуют вопросы воспитателя: кто с кем будет играть? Кто  кем хочет быть в игре? Он поощряет детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу, например во время одевания на прогулку помогают завязать шарф, помогают дежурному завязать фартук и т. д.

Теплоту во взаимоотношения  вносит традиция празднования в детском  саду дней рождения детей.

Воспитатель использует любую  возможность повседневной жизни, бытовой  деятельности для упражнения детей  в проявлении уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и  одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать  других детей; во время одевания и  раздевания воспитатель приучает детей  обращаться к своим товарищам  за помощью и охотно оказывать  ее.

Взаимоотношения детей 5-6 лет  становятся значительно сложнее. Педагог  добивается большей самостоятельности  детей в организации совместной деятельности, формирует у них  организаторские способности, умения справедливо и спокойно разрешать  споры и конфликты, считаться  с мнением коллектива. Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать  разумную помощь, т. е. не делать за него то, что он должен и может сделать  сам; отвечая на занятиях, ребенок  должен думать о том, чтобы всем его  было видно и слышно. Привлекая  детей к анализу и оценке работ  товарищей, воспитатель учит их быть взыскательными и объективными. Педагог  использует различные жизненные  ситуации для воспитания у детей  активного проявления доброжелательного  отношения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке  товарища, приветливо здороваться и  т. д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к  обсуждению отрицательных поступков  сверстников.

Воспитанию у детей  нежного и заботливого отношения  к малышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок  младшей группы, построить горку  из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т. п. Дети старшего возраста с удовольствием  выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у себя в группе и на участке малышей, показывая им кукольный  театр, организуя веселые игры с  их участием.

Для формирования у детей  представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель  использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно»  К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и  что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи  и песни о детском саде, о  дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!»  и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.

В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возникает благоприятная  возможность для бесед с детьми на этические темы.

Основанием для таких  бесед могут служить и поступки детей данной группы.

Яркие впечатления детства  связаны с праздничными утренниками  в детском саду, с вечерами веселых  развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.

Праздники в детском саду используются и для воспитания у  детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает  у них ощущение того, что детский  сад - это единая, дружная семья  взрослых и детей.

Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают  в дружеские отношения, которые  носят более интимный, избирательный  характер, охватывают более ограниченный круг детей - 2-4 человека.

Иногда поводом для  сближения детей являются внешние  обстоятельства (живут в одном  доме, сидят за одним столом и  т. п.). Эти отношения приобретают  более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и  тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.

Воспитатель, замечая появление  ростков дружбы, поддерживает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно.

Подружившихся детей можно  назначить вместе дежурить, ставить  их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог  реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.

 


Информация о работе Учение о коллективе в советской педагогике