Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:39, реферат
Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.
Введение
1. Учение о коллективе в советской педагогике
2. Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике
2.1 Коллективное воспитание А.С.Макаренко
2.2 «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому
2.3 Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого
Заключение
Список использованной литературы
Третья и последующие
стадии характеризуют расцвет
Макаренко считал, что воздействовать
на отдельную личность можно, действуя
на коллектив, членом которого является
эта личность. Это положение он
назвал «Принципом параллельного действия».
В этом принципе реализуется требование
коллектива – «один за всех и
все за одного». «Принцип параллельного
действия» не исключает применения
«принципа индивидуального
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели.
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение.
На основе своей модели
воспитания в коллективе и через
коллектив великий педагог
2.2 «Мудрая власть
коллектива» по В.А.
Для Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность.
В нач. 60-х гг. центральной
для Сухомлинского стала
Коллектив, по мнению В.А.Сухомлинского должен являться авторитетом для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым.
Рассматривая коллектив,
как воспитывающую силу, при этом
он отмечает: «Коллектив становится воспитывающей
силой лишь в том случае, если
он одухотворен моральным
Большое значение Сухомлинский уделял духовному обогащению ребёнка. И имея такие взгляды на воспитание, он предлагал строить «всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, что бы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, обо всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке».
Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи.
Признавая необходимость заботы коллектива о личности, он выступал за правильное духовное взаимодействие коллектива и личности, что предполагает чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо интимному. И в этих отношениях должен играть определённую роль и сам воспитатель: осторожно подходить к решению, о том можно ли посвящать коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным и неприкосновенным.
Также как и Макаренко,
он считал, что свобода личности
выражается не в независимости человека
от общества, а в гармоничном сочетании
личных интересов и интересов
общественных. Свобода личности подразумевает
ответственность перед
Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не мог не затронуть вопросы интереса личности к коллективу: «жизнь и деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов». А коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы что-то своё.
В целостном виде гуманистические
педагогические идеи Сухомлинского
воплощались в следующих
В.А.Сухомлинский реализовал принцип заботы о каждом члене коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках. Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А.Сухомлинский главным в превращении ребёнка в полноценного члена общества и гражданина такого общества.
Павлышская школа была
научной лабораторией, в которой
весь педколлектив участвовал в многолетней
опытно-экспериментальной
Рассмотрев взгляды В.А. Сухомлинского, мы можем высоко оценить его справедливое понимание сущности коллектива, взаимоотношений личности и коллектива, в уважении к человеку и вере в него.
2.3 Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого
Основное место в
После 1917 года Шацкий развернул
теоретическую и опытно-
Станция была комплексом, состоящим
из педагогических учреждений, детских
садов, школ, внешкольных учреждений
для детей и культпросвет организаций
для взрослых, где на основе единой
исследовательской программы
По Шацкому, материальную,
дисциплинирующую и опытную канву
воспитания составляет физический труд,
организует жизнь детей деловое
самоуправление, эстетические чувства
формируют искусство, а также
игра, задающая бодрый тон детской
деятельности, направляет же общую
жизнь и дух исследования работа
ума. Эффективным средством
Шацкий основное внимание уделял развитию детской самодеятельности, считал необходимым всячески поддерживать инициативу и творческую активность ребят.
Шацкий много внимания уделил проблемам воспитания детей в коллективе, в процессе трудовой деятельности. По его мнению, посильный и разумно организованный физический труд способствует организации детской жизни, дает возможность для развития самоуправления. Но при этом он подчеркивал, что жизнь детей должна быть пронизана эстетическими чувствами, положительными эмоциями. В ней должно быть много места для игры и художественной деятельности. Шацкий говорил о необходимости гармонизации всех сфер школьной жизни, где учеба сочеталась бы со свободными занятиями по интересам, где интеллектуальный труд дополнялся бы практической деятельностью детей в разных художественных, спортивных, технических кружках и клубах. Занятия искусством он ставил в центр своей системы, т. к. считал, что через них возможно комплексное воздействие на личность, одновременное развитие ее познавательных и эмоциональных качеств. Решение этой задачи он ставил в зависимость от перехода от нормативной педагогики к демократической.
Педагогический талант Шацкого многообразен. Он внес вклад в теорию и методику внешкольного образования детей разного возраста, а также в развитие детского коллектива, политехнического обучения, социальной и дошкольной педагогики.
3. Воспитание у дошкольников чувства коллективизма
Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.
Сложное нравственное качество - коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе совместной деятельности
появляется умение договориться, согласовать
свои действия, справедливо разрешить
спор. Так, постепенно, по мере накопления
опыта, в результате целенаправленных
воздействий воспитателя
Формирование детского коллектива
- длительный и сложный процесс. Вначале
это небольшие по численности
объединения детей (по 3-6 человек), возникающие
в связи с общей деятельностью,
чаще всего игрой; эти объединения
очень неустойчивы по составу, недлительны
по времени, легко распадаются. Организатором
первых объединений детей младшего
дошкольного возраста является воспитатель;
например, по его предложению небольшая
группа играет с общей игрушкой (один
нагружает автомобиль, другой возит
его, а третий разгружает; 4-5 девочек
вместе играют с куклами в «семью»,
а педагог помогает им распределить
роли и т. д.). На первых шагах создания
детских объединений
Следующий этап - формирования
детского коллектива заключается в
том, чтобы сделать эти первые
объединения более устойчивыми,
продлить их деятельность во времени.
На этом этапе дети проявляют больше
самостоятельности и
Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива.
Теперь открывается
Информация о работе Учение о коллективе в советской педагогике