Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Большое значение имеет учёт особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов, быстроты переработки информации в ЦНС. У каждого ребёнка существует свой личный темп деятельности, он обусловлен типологическими свойствами нервной системы. Часто неэффективность обучения детей младшего школьного возраста вызвана тем, что дети не поспевают за темпом подачи информации, не усваивают её. Если снизить скорость подачи информации, медлительные дети способны успешно усвоить её в полном объёме. Кроме того, любая деятельность для медлительного ребёнка является более напряжённой и быстрее приводит к утомлению.

Содержание работы

Вопрос 1. Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе………………………………………………..3
1.1 Необходимость учета индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе…………………………………………………3-7
Вывод по первому вопросу………………………………………………..7
Вопрос 2.Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание образования………………………………………...………..8
2.1 Общие требования к содержанию образования………………………8
2.2 Нормативные документы, регламентирующие содержание образования……………………………………………………………….…8-12
Вывод по второму вопросу…………………………………………………12
Вопрос 3. Сущность и содержание базовой культуры личности. Аксиологический аспект базовой культуры личности………………13
3.1 Содержание и сущность базовой культуры личности……………….13-14
3.2 Аксиологический аспект базовой культуры личности………………14-15.
Вывод по третьему вопросу……………………………………………….15
Спи сок использованной литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              студента III курса заочной формы     

    обучения

                                                             факультета   (пишите свой),

                                                            группы № ????                                    

ФИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

Оглавление

Вопрос 1. Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном  процессе………………………………………………..3

1.1 Необходимость учета индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе…………………………………………………3-7

Вывод по первому вопросу………………………………………………..7

Вопрос 2.Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание образования………………………………………...………..8

2.1 Общие требования к содержанию образования………………………8

2.2 Нормативные документы, регламентирующие содержание         образования……………………………………………………………….…8-12

Вывод по второму вопросу…………………………………………………12

Вопрос 3. Сущность и содержание базовой  культуры личности. Аксиологический  аспект базовой культуры личности………………13

3.1 Содержание и сущность базовой культуры личности……………….13-14

3.2 Аксиологический аспект базовой культуры личности………………14-15.

Вывод по третьему вопросу……………………………………………….15

Спи сок использованной литературы……………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном  процессе

1.1 Необходимость учета индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе.

В образовательном процессе необходимо принимать во внимание не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности. Так, например, учителю  необходимо помнить, что дети меланхолического (слабого) типа очень медлительные, не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы. Тогда как дети сильного типа могут достаточно долго и напряжённо (в пределах возрастных возможностей) работать с высоким темпом и интенсивностью.

Таким образом, существенные различия в проявлении основных свойств нервных  процессов диктуют необходимость  строго дифференцированных педагогических воздействий. Очевидно, что ребёнку меланхолического типа, ни при каких обстоятельствах нельзя сделать резкий упрёк.

Большое значение имеет учёт особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов, быстроты переработки информации в ЦНС. У каждого ребёнка существует свой личный темп деятельности, он обусловлен типологическими свойствами нервной системы. Часто неэффективность обучения детей младшего школьного возраста вызвана тем, что дети не поспевают за темпом подачи информации, не усваивают её. Если снизить скорость подачи информации, медлительные дети способны успешно усвоить её в полном объёме. Кроме того, любая деятельность для медлительного ребёнка является более напряжённой и быстрее приводит к утомлению.

Ещё одна особенность медлительных детей – трудное переключение с одного вида деятельности на другой. Внешне это может выражаться в отсутствии реакции на команду учителя, что и вызывает негативную оценку с его стороны. Медлительные дети живут как бы в постоянном временном цейтноте, хроническом дефиците времени, и это является сильным стрессовым фактором, который может приводить к расстройству нервной системы и развитию самых разнообразных психосоматических нарушений.

С целью повышения эффективности  обучения медлительных детей, реализации дифференцированного подхода М.В. Антропова и Г.Г. Манке рекомендуют следующее:

* снижать темп опроса, не торопить  ученика, давать время на обдумывание,  подготовку;

* при организации самостоятельной  работы подбирать задания, одинаковые  по сложности для всех, но для медлительных детей меньшие по объёму, чтобы за отведённое время все успели выполнить работу (современный подход к решению проблемы организации дифференцированного обучения в учебно-методических комплектах нового поколения заключается в подборе заданий не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее – легче»);

* при объяснении нового материала  использовать опережающее обучение, когда школьники заранее самостоятельно  по учебнику знакомятся с содержанием  новой темы, а затем прослушивают объяснения учителя.

Развитию положительной мотивации  способствует работа в малых группах, которые составляют из учащихся со сходной по темпу деятельности. Учебная  работа в группах должна занимать 50-70% времени на уроке, чередуясь  с фронтальными и индивидуальными формами. Групповые и индивидуальные формы обучения дают лучшие результаты, поскольку каждый школьник работает в своём темпе.

По мнению М.М. Безруких, особое внимание в работе с медлительными детьми следует обращать на развитие моторики. Основная тактика – не торопить, не подгонять ребёнка, создавать условия, чтобы его деятельность соответствовала индивидуальному темпу. Только в этом случае трудности обучения медлительных детей к концу начальной школы могут быть преодолены.

Следует принимать во внимание тот факт, что часто видимые слабость и инертность нервной системы могут быть не врождёнными, а результатами временного ухудшения функционального состояния ребёнка вследствие болезни, утомления.

Важной индивидуальной особенностью ребёнка, которую необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, является леворукость. Необходимо чётко себе представлять, что леворукость не является патологией, так как обусловлена особой организацией мозга. Только бережное отношение к индивидуальным особенностям леворукого ребёнка, отказ от переучивания позволяют успешно решить проблемы, связанные с обучением этих детей. Следует помнить о том, что леворукий ребёнок склонен к повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Для таких детей особенно важно соблюдение режима дня, их нельзя перегружать дополнительными занятиями.

На начальном этапе обучения леворукому ребёнку нужна специальная  помощь:

- ручка должна составлять одну  линию с рукой и располагаться  под линией письма;

- он держит ручку выше, чем  праворукий (на расстоянии примерно 4 см от кончика);

- бумага располагается под наклоном  вправо примерно в 20 сантиметров. 

  При учете возрастных особенностей  развития детей педагог во  многом опирается на обобщенные  данные педагогики и возрастной  психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

  Весьма важно знать особенности  познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности  и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

  Большое внимание необходимо  уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы учащихся и своевременно  выявлять тех, кто отличается  повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

  Сложным, но очень важным  является изучение внутренних  побудительных факторов поведения  и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

  Наконец, значительное место  занимает знание учителями таких  важных вопросов, которые связаны  с обучаемостью и воспитуемостью  учащихся и включают в себя  степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Вывод по первому вопросу.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет индивидуальных особенностей в образовательном процессе играет существенную роль, но ещё более значимым является то, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание образования

2.1 Общие требования к содержанию образования.

Содержание образования является одним из факторов экономического и  социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства.

 Содержание образования  должно обеспечивать:

* адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

* формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

* интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

* формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

* формирование духовно-нравственной личности;

* воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

 Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

2.2 Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (их характеристика).

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, регламентирующие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия. [3]

Государственные образовательные  стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Государство определяет стандарты  образования в разных типах учебных  заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением  прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п.

В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям. Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы. Часы школьного компонента могут использоваться для изучения отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, для факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, индивидуальных или групповых консультаций, организации профильного обучения.

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе