Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Большое значение имеет учёт особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов, быстроты переработки информации в ЦНС. У каждого ребёнка существует свой личный темп деятельности, он обусловлен типологическими свойствами нервной системы. Часто неэффективность обучения детей младшего школьного возраста вызвана тем, что дети не поспевают за темпом подачи информации, не усваивают её. Если снизить скорость подачи информации, медлительные дети способны успешно усвоить её в полном объёме. Кроме того, любая деятельность для медлительного ребёнка является более напряжённой и быстрее приводит к утомлению.

Содержание работы

Вопрос 1. Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе………………………………………………..3
1.1 Необходимость учета индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе…………………………………………………3-7
Вывод по первому вопросу………………………………………………..7
Вопрос 2.Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание образования………………………………………...………..8
2.1 Общие требования к содержанию образования………………………8
2.2 Нормативные документы, регламентирующие содержание образования……………………………………………………………….…8-12
Вывод по второму вопросу…………………………………………………12
Вопрос 3. Сущность и содержание базовой культуры личности. Аксиологический аспект базовой культуры личности………………13
3.1 Содержание и сущность базовой культуры личности……………….13-14
3.2 Аксиологический аспект базовой культуры личности………………14-15.
Вывод по третьему вопросу……………………………………………….15
Спи сок использованной литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские (учебные программы). Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. Если же одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения.

Содержание учебной программы  более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т.д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, указывается литература для самообразования. Учебник выполняет ряд функций.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, способствующей формированию мировоззрения, духовному развитию учащихся и практическому освоению мира. Мотивационная функция заключается в создании стимулов к изучению предмета, в воспитании интереса и позитивного отношения к учению. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с практикой и др. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета. Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Координирующая функция способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации, фильмы и т.п.) в процессе работы над материалом учебника. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие).

Учебное пособие служит вспомогательным  средством обучения, в котором  учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным  пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео- , аудио- и другие средства обучения.

Вывод по второму вопросу.

Таким образом, характеризуя нормативные  документы, мы видим, что в каждом документе есть свои четко поставленные регламенты (цели, задачи), которые определяют всю сущность образовательного процесса. Но все они в той или иной степени переплетаются друг с другом.

Вопрос 3. Сущность и содержание базовой культуры личности. Аксиологический аспект базовой культуры личности

3.1 Содержание и сущность базовой культуры личности.

Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.

Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую, гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности – можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность – нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.

Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение  к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.

В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития.

В этой связи базовый комплекс культуры личности определим, как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принцип и способы своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественной и др.) и социального поведения. Иначе говоря, базовый компонент культуры поведения человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, что открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жизнью.

Базовый компонент культуры в системе  целей воспитания вынуждает по-новому относиться к самому воспитателю. Так, совершенно очевидно, что если мы будем передавать духовные ценности от первого поколения к другому в готовом, завершенном виде, ни о какой культуре не может быть и речи. Тут может возникнуть конфликт « отцов и детей».

3.2 Аксиологический аспект базовой культуры личности.

По сути, аксиология рассматривает  ценности, прямо или косвенно влияющие на поведение человека, определяя  специфику межличностных отношений. Согласно научным исследованиям, совокупность ценностей отражается на поведенческих  особенностях индивидуума, одновременно влияя на его жизнь и принятие решений.

Монументальным основанием аксиологии является интерпретация понятия  «ценность». Впервые о выделении  категории ценности заговорил Иммануил Кант, однако впоследствии это понятие  развивалось и толковалось с разных позиций. В итоге пришли к единому мнению, что ценности определяют идеалы добра, правды и красоты. При этом наметилась тесная связь ценностей с мировой культурой, объединяя в одно целое – искусство, науку, право и религию. Именно с этих позиций и исходит утверждение о том, что ценности определяют вектор человеческой жизни.

Каждый человек руководствуется  определенными ценностями, формирующими его представление о мире. Законопослушные  граждане следуют требованиям правовых норм, люди с религиозными взглядами не могут преступить предписания священных книг. Творческие и научные люди в личной жизни не могут нарушить определенных постулатов – ценностей, которые связаны с их работой. Общими же для всех людей являются ценности добра, правды и красоты. Именно из такой трактовки ценностей исходит аксиология при определении их значения для человека.

Отдельным проявлением социологии является возникшая сравнительно недавно педагогическая аксиология, которая специализируется на изучении ценностей в образовании. Эта отрасль общей аксиологии рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.

Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с подростком. Именно они влияют на формирование ценностей. Задачу педагогической аксиологии они видят в том, чтобы не пресекать естественное развитие личности, но органично дополнять его.

Вывод по третьему вопросу.

Таким образом, базовая культура личности – это та неотъемлемая часть структуры  личности, благодаря которой человек получает способность к жизненному самоопределению, то, что помогает ему открывать возможности достижения гармонии с собой и окружающей средой.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для педвузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
  3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д: Феникс, 1997.– 477 с.
  5. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  6. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические труды: в 2 т. / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 440 с. – 2 т.

 

 

 

 

 


Информация о работе Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе