Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психо-фихического статуса детей с двигательной патологией.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития детей с двигательной патологией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Категории детей с двигательной патологией………..…………………….5
Причина и характеристика двигательной патологии у детей………………...5
Психолого-педагогическая характеристика детей с двигательной патологией………………………………………………………………………..9
Развитие общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………….15
Глава II. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры ……………………..18
2.1. Общие вопросы и направления коррекционной работы с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры ……………………………………...18
2.2. Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психофизического статуса детей с двигательной патологией……………………20
Заключение……………………………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Vvedenie2.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Категории детей с двигательной патологией………..…………………….5

    1. Причина и характеристика двигательной патологии у детей………………...5
    2. Психолого-педагогическая характеристика детей с двигательной патологией………………………………………………………………………..9
    3. Развитие общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………….15

 Глава II. Организация и содержание  коррекционной работы с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры ……………………..18

  2.1. Общие вопросы и направления коррекционной работы с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры ……………………………………...18

  2.2. Уроки физической культуры и их потенциальные возможности  в коррекции психофизического статуса детей с двигательной патологией……………………20

Заключение……………………………………………………………………………21

Литература…………………………………………………………………………….22

Приложение……………………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Ортопедические заболевания занимают особое место в детской патологии, влияя на характер детской и подростковой инвалидности. Нарушения функций стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедическими патологиями продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у подростков 15-18 лет.

Стопа, как ведущий компонент  рессорной системы организма  при ее патологическом формировании и в сочетании с другими  вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к  нарушениям осанки, сколиозу, утомляемости и болям в ногах, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний, развитию соматической патологии.

Нарушения рессорной системы организма снижают показатели годности к военной службе. Рост числа допризывников, направленных на дополнительное обследование, указывает на недостаточную эффективность лечебно-оздоровительных мероприятий в детских лечебно-профилактических учреждениях, отсутствие должной профилактики и ранней диагностики заболеваний   опорно-двигательного аппарата.

Профилактика, мероприятия с первых месяцев жизни ребенка до завершения подросткового возраста являются основой в борьбе с распространением этого недуга и предупреждением обусловленной им тяжести инвалидности. Значение санитарно-гигиенических требований к статической нагрузке, детской мебели, условиям обучения ребенка является залогом успешной профилактики нарушений осанки, плоскостопия, сколиоза.

Актуальность избранной темы объясняется тем, что физическое воспитание является  важной  частью  общей системы воспитания,   обучения   детей   с опорно-двигательными нарушениями.

Цель исследования: изучение особенностей развития детей с двигательной патологией.

Задачи исследования:

1.     Выяснить психолого-педагогическое развитие детей с двигательной патологией.

2.     Изучить формирование двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3.     Изучить характеристику заболеваний.

4.     Выявить способы коррекции двигательной патологии.

5.     Дать практические рекомендации по коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования: особенности развития детей младшего школьного возраста с нарушениями.

Предмет исследования: особенности развития детей с двигательной патологией.

Гипотеза предположим, что разработанная нами программа физического воспитания средствами ЛФК улучшит физическое состояние и здоровье школьников с двигательными патологиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Категории  детей  с двигательной патологией.

    1. Причины и характеристики двигательной патологии у детей.

В последние  годы наблюдается огромный интерес  к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем  нового человека XXI века и будущим  России.

Опорно-двигательный аппарат - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

Опорно-двигательная система человека - функциональная совокупность костей скелета, сухожилий, суставов.

Опорно-двигательный аппарат - главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а  причиной тому бывает слабость мышц спины  и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т.д. Тренированные  мышцы спины укрепляют позвоночный  стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Поэтому коррекционная работа с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры очень актуальна для современного человека.

Детская инвалидность в связи  с нарушениями опорно-двигательной системы может наступить в  результате следующих причин:

— наследственные аномалии (например, плоскостопие) и травмы опорно-двигательной системы при рождении, в детском  возрасте, болезни костной системы (например, остеомиелит — воспаление костного мозга);

—   заболевания центральной нервной системы на уровне спинного мозга: радикулит (воспаление спинномозговых нервов), полиомиелит (детский паралич, вызванный вирусной инфекцией), рассеянный склероз;

—     травмы спинного мозга, искривления позвоночника (сколиоз);

—   заболевания центральной нервной системы на уровне головного мозга: детский церебральный паралич, рассеянный склероз;

—      травмы головного мозга;

—      нарушение обменных процессов (рахит);

—      болезни мышечной системы: миопатия, миастения, атрофии;

— болезни суставов: артриты (воспаления), артрозы (зарастание соединительной тканью), болезнь Бехтерева (спондилоартрит — воспаление межпозвоночных суставов);

—      болезни сосудов (облитерирующий эндартериит).

Вследствие широкой распространенности и множественности осложнений наиболее изучен детский церебральный Паралич (ДЦП), заболевание, которое может служить и общей моделью дизонтогении на почве нарушений со стороны опорно-двигательной системы.

Детский церебральный паралич – врожденное или приобретенное в младенчестве и детстве заболевание вследствие инфекций, интоксикации, гипоксии, кровоизлияния, повреждающих белое вещество коры головного мозга и подкорковые структуры, главным образом ретикулярно-лимбическую систему. Характеризуется, прежде всего, парезами и параличами, нарушенным тонусом мышц (гипер- или гипотонус) и гиперкинезами конечностей. Нередки дизартрия, тугоухость, вегетодистонии, психоорганический синдром (задержки умственного развития, повышенная эффективность, инертность нервно-психических процессов). Вследствие физического и психического дизонтогенеза появляются неврозоподобные и психопатоподобные расстройства.

Начальная стадия ДЦП продолжается первые три года, далее наступает  поздняя резидуальная стадия болезни. ДЦП как состояние двигательной системы с не прогрессирующим течением, которое в то же время изменяется по клинической симптоматике (особенно неврологической и психиатрической) по мере развития ребенка.

ДЦП является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа  больных заболеванием в клинике  детских нервных болезней. Оценки частоты заболевания значительно  разнятся, главным образом вследствие различных методов исследования случаев заболевания, изменяющихся демографических тенденций и социальных условий. Согласно исследованиям, проведенным в некоторых развитых странах, частота, заболевания ДЦП составляет приблизительно 2 случая на 1000 живорожденных детей. В развивающихся странах оценочные коэффициенты частоты заболевания варьируют от 2,5 до 5 на 1000. В России ежегодно рождается свыше 4,5 тысяч детей с ДЦП.

С медицинской точки зрения это состояние обычно определяется преимущественно как неврологическое - как устойчивого характера различного рода нарушения движения. Основная медицинская проблема ДЦП - поражение  двигательного аппарата: параличи, парезы, дизартрии, спастические и гиперкинетические состояния мышц, тремор, расстройства координации. 
Еще одним аспектом рассмотрения медицинской проблемы ДЦП являются сопутствующие этой патологии соматические заболевания. Основной механизм такого развития ДЦП - психосоматический (Н.А. Государев). Выделяются основные системы, требующие в этой связи первоочередного внимания (Семенова К.А., 1997; Зелинская Д.И., 1996; Тактаров ВТ., 1997; Перепонов Ю.П., 2000): иммуннокомпетентная, сердечно-сосудистая, моче-поло-вая, бронхолегочная, система пищеварения.

Косвенно о сопутствующих  ДЦП соматических заболеваниях можно  судить по информации о причинах смерти. Респираторные заболевания (42,1%) и  сердечные заболевания (38,0%) являлись лидирующими причинами смерти. Большая  часть смертей приходится на возраст 30 лет и позже. 
ДЦП подразделяют на несколько форм. Согласно применяемой в нашей стране классификации К.А. Семеновой выделяются пять форм церебрального паралича. В основу этой классификации положена специфика клинической картины, которая в значительной мере обусловлена разным характером поражения мозга. 
Спастическая диплегия. При спастической диплегии (болезнь Литтля), являющейся самой распространенной формой церебрального паралича, у больных отмечается высокий (спастический) тонус мышц сгибателей конечностей, тетрапареа (парезы обеих рук и ног), при котором руки страдают меньше, чем ноги. 
Гимипаретическая форма — парезы одной стороны тела (поражение тяжелей в верхних конечностях).

При гиперкинетической форме гиперкинезы могут сочетаться с парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств.

Атонически-астатическая форма. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностью формирования вертикальной позы (астазия), нарушениями равновесия и координации движений (атаксия), динамическим тремором, который усиливается по мере развития двигательного акта. В половине случаев сопровождается олигофренией.

Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма ДЦП. Дети не ходят, не стоят, не сидят, не держат голову. Сочетается с олигофренией. 
Все формы ДЦП так или иначе уродуют внешний вид больных. И хотя в силу резидуального течения заболевания параличи со временем могут переходить в парезы, негативные последствия социального развития личности продолжает во многом определять фактор двигательных расстройств (обусловленные двигательной недостаточностью задержки формирования навыков самообслуживания, речи и письма, ограничения в общении).

ДЦП  (детский  церебральный  паралич)  –  заболевание,  возникающее  в результате поражения мозга, перенесенного  в перинатальный период. Двигательные расстройства  проявляются  в  недостатке  или  отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Факторами  предрасполагающими  к появлению   церебрального   паралича являются  ранние,  обычно  внутриутробные   повреждения   или   недоразвитие головного мозга. Причиной могут послужить различные хронические заболевания матери,  перенесенные  ею  инфекционные  и вирусные   инфекции   во   время беременности, интоксикация, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, ушибы во время  беременности.  Так  же  большое  влияние  оказывает недоношенность или переношенность плода. В отдельных случаях причиной  ДЦП может быть акушерский травматизм, затяжные роды с обвитием  пуповины  вокруг шеи плода,  что  ведет  к  гипоксии  плода. 

Асфиксии могут возникнуть у доношенных.  Иногда  церебральный  паралич возникает  после  рождения  в  возрасте  до  года  в  результате   различных инфекций, осложняющихся энцефалитами, после тяжелых травм  головного  мозга. Уже  первые  авторы,  давшие  классическое  описание  клиники  церебрального паралича указывали на роль неблагоприятной наследственности в  их  развитии. Сюда  относятся: психическая отягощенность родителей, их алкоголизм, различные тяжелые  заболевания  нервной  системы,  голодание.

 

 

 

 

1.2Психолого-педагогическая  характеристика детей с двигательной  патологией.

Недостатки развития движений у детей обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики является имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба и бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются мышечные подергивания. В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляются  в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. Обследование психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью тестов Н. И. Озерецкого показало, что выполнение многих из тестовых заданий вызывает определенные трудности у детей. Все задания они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся дети, обнаруживаются неточность, неловкость движений.

Информация о работе Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психо-фихического статуса детей с двигательной патологией.