Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психо-фихического статуса детей с двигательной патологией.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития детей с двигательной патологией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Категории детей с двигательной патологией………..…………………….5
Причина и характеристика двигательной патологии у детей………………...5
Психолого-педагогическая характеристика детей с двигательной патологией………………………………………………………………………..9
Развитие общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………….15
Глава II. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры ……………………..18
2.1. Общие вопросы и направления коррекционной работы с детьми с двигательной патологией на уроках физической культуры ……………………………………...18
2.2. Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психофизического статуса детей с двигательной патологией……………………20
Заключение……………………………………………………………………………21
Литература…………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Vvedenie2.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Кроме двигательных и речевых  нарушений, структура дефекта при  церебральном параличе (ЦП) включает в  себя специфические отклонения в  психическом развитии. Они могут  быть связаны как первичным поражением мозга, так и с задержкой постнатального созревания. Большая роль в отклонениях  психического развития детей с детским  церебральным параличом принадлежит  двигательным, речевым сенсорным  нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение) способствуют ограничению полей зрения, что в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

Двигательные нарушения  ограничивают предметно- практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно- моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Отклонения в психическом развитии у детей с ЦП в большей степени обусловлены недостаточностью их практического и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта может быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений. Большую роль в познавательной деятельности у детей с ЦП играют и речевые расстройства.

Отклонения в психическом  развитии значительно утяжеляются  под влиянием ошибок воспитания, педагогической запущенности. Особенности психологических  отклонений в большей мере зависят  от локализации мозгового поражения.

Нарушения умственной работоспособности  у этих детей проявляются в  виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это  повышенная истощаемость психических  процессов, утомляемость, с другой – чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдается более стойкие дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства). Дети с детским церебральным параличом психически истощены, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

Синдром раздражительной  слабости сочетается у этих детей  с повышенной чувствительностью  к различным внешним раздражителям (громкий звук, яркий свет, различные  прикосновения). Определенная роль в  утяжелении указанного синдрома принадлежит  социальным факторам, в частности  воспитанию по типу гиперопеки. В результате может произойти недоразвитие мотивационной основы психической деятельности. В этих случаях более четко проявляется астеноаденомический синдром. Дети с этим синдромом вялые, заторможенные. Они малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задание, двигаться, говорить. Их мыслительные процессы крайне замедлены.

Астеноадиномический синдром по большей части отмечается у детей со спастической диплегией и атонически-астатической формой ЦП. При гиперкинетической форме более часто наблюдается астеногипердиномический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительности, суетливости. Цереброастенические синдромы наиболее отчетливо проявляются в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. Так во время увеличения интеллектуальной нагрузки или нарастания ее длительности наблюдается выраженное снижение психической работоспособности. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной  сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения в школе может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова, как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общие стратегии познавания. Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с ЦП является также то, что многими понятиями они владеют пассивно, не умея ими оперировать.

Это особенно проявляется  в трудностях усвоения математики. Особенности мышления обнаруживаются при выполнении заданий, требующих  симультанного характера хода интеллектуальных процессов, то есть целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с  детским церебральным параличом обычно отмечается не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.

Эти специфические особенности  мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность  мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству  и побочным ассоциациям. Замедленность  мышления обычно сочетается с выраженностью  цереброастенического синдрома. Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

По состоянию интеллекта дети с детским церебральным параличом  представляют крайне разнообразную  группу: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у  некоторых имеет место олигофрения  разной степени. Для детей с детским церебральным параличом так же характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто наблюдается оптико-пространственные  нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь). Для детей с детским церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувственности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок часто не может остановиться.

Повышенная эмоциональная  возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами; особенно характерен страх высоты. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и являются одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера. Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе, обусловленные двигательными и речевыми расстройствами, в сочетании с раним органическим поражением мозга, способствуют своеобразному формированию личности.

Наиболее часто наблюдается  диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием  уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью.

Личностная незрелость проявляется  в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности бытовых  и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация  может увеличиваться. У детей  и подростков легко формируются  иждивенческие установки, неспособность  и нежелание к самостоятельной  практической деятельности. Поэтому  при встрече с реальными трудностями  у них легко возникают различные  афферентные состояния, иногда истерические реакции. Выражение трудности социальной адаптации способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.

При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетается с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены реактивные состояния с чувством неполноценности. Отгороженность от сверстников, ограничение  контактов с окружающими связаны  не только с реакций личности на свой дефект, сколько с безразличием, слабостью мотивации и волевых  усилий.

Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом должны учитываться при  проведении логопедических мероприятий. Необходим комплексный подход к  ребенку с детским церебральным параличом; оценка его речевых нарушений  проводится с учетом особенностей двигательных расстройств и психического развития в целом. Эта же взаимосвязь кладется в основу коррекционной логопедической работы. Эта необходимость определяется тесной взаимосвязью между развитием  речи, моторики и интеллекта, как  в норме, так и в условиях патологии.

Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющий основу детского церебрального паралича, обуславливает сложное сочетание  двигательных и психически недостатков, что и составляет специфическую  структуру психического дизонтогенеза при этом заболевании. В структуре двигательных и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формируются в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Психолого-педагогическое развитие имеет огромное значение, а также оказывает большое влияние на развитие опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, психологические  нарушения у детей  определяются как первичным органическим повреждением центральной нервной системы (ЦНС), так и вторичными специфическими условиями их развития. В процессе развития ребенка устанавливается тесная взаимосвязь первичных и вторичных факторов, которые формируют своеобразные психопатологические нарушения. Наибольшее значение среди них имеют следующие синдромы.

 

1.3. Развитие общих движений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Движения играют важную роль в развитии организма в целом. Основу движений нужно закладывать  с детства.

У детей с детским церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. С трудом и опозданием формируется  функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей обусловлено  действием ряда факторов, непосредственно  связанных со спецификой самого заболевания.

В зависимости от тяжести  поражения мозга может наблюдаться  полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное  поражением двигательных зон коры головного  мозга и проводящих двигательных путей, называется центральным параличом, а ограничение объема движений –  центральным парезом. Ограничение  объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может  поднять руки вверх, вытянуть их вперед, согнуть или разогнуть ноги. Все  это затрудняет развитие важнейших  двигательных функций и прежде всего  манипулятивной деятельности и ходьбы.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные  переменным тонусом мышц с наличием неестественных поз и незаконченных  движений. Они могут проявляться  в покое и усиливаться при  попытках произвести движения, а также  во время волнения.

Тремор – дрожание пальцев  рук и языка. Он наиболее выражен  при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце движения тремор усиливается (например, пальценосовая  проба по выявлению тремора).

Атаксия – нарушения равновесия и координации. Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при  сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых  случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят  на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения  координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего  рук). Ребенок не может точно захватить  предмет и поместить его в  заданное место. При выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается  тремор.

Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки, ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

Развитие моторики при  детском церебральном параличе чаще всего останавливается на той  стадии, где тонические рефлексы оказывают  решающее влияние. Ребенку может  быть 2 года, 5, 10 лет и более, а его  двигательное развитие будет находиться на уровне 5 – 8 месячного здорового  ребенка.

Двигательные нарушения  у детей могут иметь различную  степень выраженности. При тяжелой  степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельостью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно. Часто при помощи специальных приспособлений (костылей, палочек). Навыки самообслуживания у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деятельность. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипуляивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.

Информация о работе Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психо-фихического статуса детей с двигательной патологией.