Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 23:03, курсовая работа
А.С. Макаренко – блестящий педагог и теоретик – поднял науку о воспитании на новую, качественную ступень. Макаренко был не просто педагогом с большой буквы, но и талантливым писателем, совершенно искренним, великодушным человеком, увлеченным жизнью со всей ее сложностью. Спустя время, когда мы «расстались» с коммунистическим воспитанием, учение Макаренко вновь возымело актуальность, возбудило интерес. Как одно из возможных объяснений – ведь каждый находит у таланта Макаренко нечто своё – тот момент, что процесс воспитания для Антона Семеновича не сводится к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. Это точка опоры, точка взлета, точка отсчета.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко ……….6
Глава 2. Колония им. М. Горького и коммуна имени Ф. Дзержинского как пример влияния воспитательного коллектива на формирование личности. ……………………………………………………………………………….. 14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………….. 24
Смоленский государственный университет
Мироненкова Наталья Васильевна
3 курс факультета «Педагогика и психология»
«Учение А. С. Макаренко о коллективе».
Научный Руководитель: Чмелёва
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко ……….6
Глава 2. Колония им. М. Горького и коммуна имени
Ф. Дзержинского как пример влияния воспитательного
коллектива на формирование личности.
………………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………………………..
24
ВВЕДЕНИЕ
А.С. Макаренко – блестящий педагог и теоретик – поднял науку о воспитании на новую, качественную ступень. Макаренко был не просто педагогом с большой буквы, но и талантливым писателем, совершенно искренним, великодушным человеком, увлеченным жизнью со всей ее сложностью.
Спустя время, когда мы «расстались» с коммунистическим воспитанием, учение Макаренко вновь возымело актуальность, возбудило интерес. Как одно из возможных объяснений – ведь каждый находит у таланта Макаренко нечто своё – тот момент, что процесс воспитания для Антона Семеновича не сводится к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. Это точка опоры, точка взлета, точка отсчета.
Более сорока лет наследие А.С. Макаренко интерпретировалось как только педагогическое. Пару десятилетий назад в России стала набирать силу тенденция более широкого восприятия Макаренко, без узко педагогических штампов. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО, принятое в 1988 и касающееся четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Д.Дьюи, Г.Кершенштайнер, М.Монтессори, А.Макаренко. Отражением новых процессов в мировой общественной мысли стала инициатива Международного бюро просвещения в составе ЮНЕСКО, назвавшего в конце ХХ века 100 педагогов-философов, образующих собой «галактику пайдейи», отражающую разные культуры, цивилизации, эпохи. Русская культура представлена именами П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. (15)
Трудами А.С. Макаренко, новым
контекстом современного макаренковедения
стала гуманистическая
В настоящее время
«социальная вменяемость» личности,
имеющей возможности широкого воздействия
на людей, становится гарантом личной
и общественной безопасности. О противоположном
свидетельствует трагический оп
Вполне объяснимая в современном российском обществе «усталость» от идеологической эксплуатации темы коллектива и коллективности привела почти к полному её исчезновению из научного обращения.
Актуальность данной работы вызвана самой темой коллектива. Скептицизм перед коллективом в современном общественном сознании не носит всеобщего характера, но, безусловно, отражает угрозу большинства.
Тем более что в результате острых социальных катаклизмов в 90-е годы появилась беспризорность в «третьей волне» социального сиротства (первые две связаны с мировыми войнами). Этот процесс совпал по времени с фактически полным отказом общества от своих приоритетов в воспитании в пользу обучения, который существенно дегуманизировал социальную среду.
Достигнутые в 20-30-е годы успехи в борьбе с беспризорностью до сих пор не привлекли широкого общественного внимания к реальному опыту педагогики А. С. Макаренко – особенно актуально в настоящее время проанализировать ценностные основания его высокотехнологичной педагогики.
Существует обширное зарубежное макаренковедение, возникшее в 50-е годы в Германии. Исследования ведутся и в других странах: Венгрии, Великобритании, Италии, Китае, Польше, США, Франции, Чехии, Японии. Сравнительному анализу отечественного и зарубежного макаренковедения посвящена монография Л.И. Гриценко (1997). Одно из направлений зарубежных исследований посвящено разработке гуманитарных, социологических, этико-психологических основ наследия А. С. Макаренко и связано с именами З.Вайтца и В.Зюнкеля (Германия), Ф.Патаки, А.Петрикаша, Э.Фаркаша (Венгрия). Сторонники этого направления видят необходимость комплексного контекстуального изучения наследия Макаренко, переступая границы педагогического пространства.
В социально-психологической литературе история становления проблем малой группы и коллектива наряду с позитивной разработкой их актуальных проблем содержатся в работах Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Е.М. Дубовской, Я.Л. Коломинского, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина, А.Н. Лутошкина, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева.
Все названные авторы
считают опыт Макаренко и его
теоретическую интерпретацию
Объект: педагогические взгляды А.С. Макаренко.
Предмет: учение А.С. Макаренко о коллективе.
Цель работы: рассмотреть проблему коллектив в многогранной плоскости, выявив особенности «коллективного» мировоззрения по А. С. Макаренко и его роль в воспитании.
Задачи работы:
1) выявить основные понятия коллектива;
2) изучить теоретическое наследие А.С. Макаренко связанное с понятием «коллектив»;
3) определить социальную значимость открытий Макаренко для последующего развития педагогики.
Методы определяются задачами работы. В работе используются: метод сравнительного анализа литературы, в частности, принципы целостности охвата исследуемого явления.
ГЛАВА 1. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.
А.С. Макаренко во всех трудах, исходил из того, что "человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле..." (7)
Важнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная А.С. Макаренко теория воспитательного коллектива.
Воспитательным коллективом А. С. Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая позволяет детям ощущать свою жизнь полнокровно, красочно и радостно, максимально удовлетворяя детские потребности, в то же время являясь воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.
Детский коллектив - есть явление объективно-закономерное. Оно возникает повсеместно, так как потребность в общении является для детей неотъемлемой частью их жизни. Дети живут и воспитываются в коллективах различного типа. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и т.д. Но не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы детей возникают и живут стихийно, поэтому центральной задачей педагога является организация детского коллектива. Воспитать коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели.
А. С. Макаренко, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивал, что организованный детский коллектив является в руках педагога мощным фактором влияния на отдельных недисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общественной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. Но происходит это только в том случае, если коллектив более или менее дружный, организованный опытным руководителем, и эта сплоченность рассматривается как важный воспитательный фактор. Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это явления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности.
Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности той или иной группы советских людей, а специально с педагогическими целями научно организованный воспитательный коллектив как форма организации детской жизни.
Воспитательная система А. С Макаренко в полной мере была развернута в Коммуне им. Дзержинского, открытой 29 декабря 1927г., где воспитанники не только учились, но и работали на построенных ими же заводах. А.С. Макаренко говорил, что ее можно сравнить со спортивным залом. Как в специального оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами, точно также и коммуна была первоклассно оборудованным "воспитательным спортзалом". Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом представляли собой упражнения на сложнейших "воспитательных снарядах" под руководством педагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становились передовыми советскими людьми. (13)
Это была специально с педагогическими целями организовывающая воспитывающая школа жизни; она более эффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная школа. Вот в каком смысле нужно понимать А.С.Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.
Стадии развития коллектива
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. В частности, Антон Семенович сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти (14); определил принципы развития коллектива – гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие; вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
Группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований, чтобы стать коллективом. В данном случае мы будем рассматривать школьный коллектив. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок) превратить в коллектив – такую социально-психологическую общность, где отношения определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, и именно от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции: он способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными его учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.