Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 23:03, курсовая работа
А.С. Макаренко – блестящий педагог и теоретик – поднял науку о воспитании на новую, качественную ступень. Макаренко был не просто педагогом с большой буквы, но и талантливым писателем, совершенно искренним, великодушным человеком, увлеченным жизнью со всей ее сложностью. Спустя время, когда мы «расстались» с коммунистическим воспитанием, учение Макаренко вновь возымело актуальность, возбудило интерес. Как одно из возможных объяснений – ведь каждый находит у таланта Макаренко нечто своё – тот момент, что процесс воспитания для Антона Семеновича не сводится к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. Это точка опоры, точка взлета, точка отсчета.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко ……….6
Глава 2. Колония им. М. Горького и коммуна имени Ф. Дзержинского как пример влияния воспитательного коллектива на формирование личности. ……………………………………………………………………………….. 14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………….. 24
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Принципы «построения» коллектива
Сплоченный воспитательный коллектив – результат трудоемкой работы, как воспитателя, так и собственно членов коллектива. Вся работа по построению коллектива основывается на определенных принципах, являющихся «базовым» материалом, из которого «лепится» дружное сплоченное сообщество детей.
1. Традиции как форма коллективной жизни
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.
Традиции – это устойчивые формы коллективной жизни, эмоционально воплощающие нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям, так как учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
2. Перспектива – элемент сплочения коллектива
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
3. Принцип параллельного действия
Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на подопечного по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Суть: каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив.
При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).
В сочинениях А.С. Макаренко «олицетворены» многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.
Современная практика воспитания
обогатилась новыми примерами применения
принципа параллельного действия. Наряду
с умелым, вдумчивым использованием
преимуществ параллельного
Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри-коллективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал:
1) мажор – постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
2) ощущение собственного
достоинства, вытекающее из
3) дружеское единение его членов;
4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;
5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
6) привычку к торможению,
сдержанности в эмоциях и
ГЛАВА 2. Колония им. М. Горького и коммуна имени Ф. Э Дзержинского как пример влияния воспитательного коллектива на формирование личности.
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Много ведущих педагогов занимались данным вопросом, но наибольших успехов добился А. С. Макаренко.
А. С. Макаренко был не только теоретиком педагогической системы, но и активно внедрял свои идеи в процесс образования и воспитания. Его большая заслуга заключается в том, что он указал и глубоко обосновал ряд методов педагогического воздействия, проверенных им лично на практике. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.
А. С. Макаренко осуществлял свою педагогическую деятельность в трудовой колонии имени М. Горького, основателем которой он являлся и где работал с 1920 по 1928 г. Перед ним встала задача создать из воспитанников, которые были беспризорниками и малолетними преступниками, крепкий трудоспособный коллектив, который сам бы стал воспитывающей силой. А. С. Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда, в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
Его колонисты работали в полях и в саду, охраняли государственный лес от незаконных вырубок, а дорогу от грабителей. Кроме того, А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. По вечерам в созданной им библиотеке проводились коллективные чтения, которые имели большой воспитательный эффект. «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали о темах наших похождений, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького» - писал А. С. Макаренко в своем произведении «Педагогическая поэма» (10)
Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив.
В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приема новых членов и другие.
При воспитании своих колонистов А. С. Макаренко делал упор на такие человеческие понятия, как долг, честь, надежность, дисциплина, взаимовыручка, а так же на основании тех идей, которые были основными в его воспитательной системе:
Антон Макаренко преподавал и учил своих подшефных так, что бывали случаи, когда за проступок одного человека отвечала вся колония, опять же - чувство ответственности за свои поступки перед всем коллективом, что немаловажно в каждом современном обществе.
Примером такого подхода может служить книга А. С. Макаренко «Педагогическая поэма». На ее страницах ярко отражено становление человеческого коллектива от низменных страстей (воровство, беспредел, неуважение, эгоизм и т. д.) до тесно-сплоченной организации ответственных людей, именуемой уже воспитательный коллектив.
Так, в колонии им. Горького, которой длительное время руководил педагог, по системе воспитания Макаренко, ключи от всех помещений хранились не на вахте под роспись, а были у воспитанников (многие из них - с уголовным прошлым), в колонии не было сторожей, вместо них - развитый коллективный интерес. Если среди колонистов появлялся вор, он быстро понимал, что "дело ему приходится иметь не с заведующим, а со значительной частью коллектива". Изначально при становлении отношений, проявивших свою слабость и что-либо украв (или при попытке), воспитанники могли учинить "самосуд", отлупив воришку, однако система Макаренко смогла оказать влияние и на этот суд Линча - по прошествию некоторого времени самосуды заменил совет командиров и совет колонистов, где, перед всей колонией провинившийся "отдувался на середине" и "давал разъяснения, как и что".
Сам Антон Макаренко не часто хвалил колонистов, скорее - ругал или наказывал, воспитывая этим волю и ответственность. Наказания могли быть разные, но, однако в колонии отсутствовал карцер. Вместо этого виновник проступка мог отправиться "под арест" - должен был указанное время отсидеть в рабочем кабинете Антона Семеновича. При этом мог свободно читать книгу, этого не запрещалось.
Влияние воспитательного
коллектива, созданного А. С. Макаренко
очень велико. Без нравоучений
и серьезных наказаний
Один из воспитанников-колонистов постоянно недосдавал молоко с удоя, был уличен в этом. Наказание было следующим: ему выделили в столовой отдельное место и каждый раз ставили к моменту приема пищи ведро молока на стол. По прошествию некоторого времени юноша сам попросил прощения у ребят за свои действия.