Усение А.С. Макаренко о коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

А.С. Макаренко – блестящий педагог и теоретик – поднял науку о воспитании на новую, качественную ступень. Макаренко был не просто педагогом с большой буквы, но и талантливым писателем, совершенно искренним, великодушным человеком, увлеченным жизнью со всей ее сложностью. Спустя время, когда мы «расстались» с коммунистическим воспитанием, учение Макаренко вновь возымело актуальность, возбудило интерес. Как одно из возможных объяснений – ведь каждый находит у таланта Макаренко нечто своё – тот момент, что процесс воспитания для Антона Семеновича не сводится к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. Это точка опоры, точка взлета, точка отсчета.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко ……….6
Глава 2. Колония им. М. Горького и коммуна имени Ф. Дзержинского как пример влияния воспитательного коллектива на формирование личности. ……………………………………………………………………………….. 14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Учение А.С. Макаренко о коллективе.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Как-то две воспитанницы колонии забрались на яблоню и  стали рвать в подол еще  не созревшие, совсем зеленые плоды. В этот момент под деревом проходил А. С. Макаренко. У кого-то из девчат выпало яблоко и прямо к ногам педагога. Он поднял голову, увидел колонисток. Помог им спуститься с дерева. К этому случаю он больше не возвращался. А когда поспели фрукты, на тарелку перед девочками легли два зеленых увядших яблока, у других же - были сочные, красочные плоды. На вопрос колонистов, почему так, был дан ответ: "Они своим яблокам не дали вырасти..."

Таких воспитывающих  ситуаций в практике педагога А. С. Макаренко было очень много. Он использовал проступки учащихся в качестве примера «как не надо себя вести», выносил их на обсуждение коллективу, тем самым, создавая мощный воспитывающий фактор.

К 1926 году колония имени  М. Горького под руководством А. С. Макаренко уже имела большой успех, успехи в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины. К этому времени в колонии решались вопросы, требующие организованности и крепкой дисциплины.

А. С. Макаренко создал среди своих воспитанников гармонию индивидуальных и коллективных чувств. Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в своих силах и в завтрашнем дне. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.

С 1927 года. А. С. Макаренко возглавляет коммуну имени Ф. Э. Дзержинского, в состав которой вошли бывшие воспитанники Горьковской колонии. В коммуну поступали как беспризорные дети, так и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом.

А.С. Макаренко был  сторонником объединения в коллективе детей разных возрастов (это, в прочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные  классы). Необходимость этого была вызвана также педагогическими целями. "Такая организация, - писал А.С. Макаренко, - дает большой воспитательный эффект - она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многое другое".

Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое  значение. Ее непосредственный результат  состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но и здесь А.С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности "начальников", дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение "подчиняться товарищу" и "приказать товарищу", принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое поведение. Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.

Коллективную роль в  воспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыграл производительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большую нужду. "Представьте себе, это нужда, - говорил Макаренко, - несмотря на это, что мы пережили ее тяжело и с обидой, - она-то и была прекрасным стимулом для развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства был настолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попросить их прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат "ФЭД".   

Выдающийся педагог  требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

Период работы Макаренко  в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти  годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, что большую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования было выявлено, что о коллективе, как  действенном средстве воспитания  говорили многие, многие учились работать с коллективом. Была коммуна Шацкого, были коммуны Пистрака и других педагогов. Но только А. С. Макаренко сумел довести эти размышления, этот опыт до конца, только он сумел понять, что новое в “работе по-новому” заключается именно в коллективе. У всякого открытия есть предшественники, приблизившиеся к открытию, работавшие на него, но честь самого открытия достаётся одному: тому, кто сумеет его выразить до конца.

А. С. Макаренко всегда оставался верен своим принципам, не отступая от них даже под угрозой  увольнения. Его взгляды современники считали дерзкими, не соответствующими педагогической мысли того времени.

Первые восемь лет (колония имени Горького) —  поиски, вторые восемь лет (коммуна) —  утверждение в своих мыслях. А. С. Макаренко с изумлением обнаруживает, что если коллектив детей организован по его системе, то «воспитание — очень лёгкое дело, воспитание счастливое дело, никакая другая работа по своей лёгкости... не может сравниться с работой воспитания». (1) Но Макаренко и вправду неделями не приходится делать ребятам ни одного замечания.

 «Может быть, – писал Макаренко, – главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте». (12) Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждого воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С. Макаренко  подчеркнул, что настоящий коллектив  должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем  должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.

Таким образом, проблемы воспитательного влияния коллектива, организации коллективной деятельности, поиски и совершенствование форм деятельности, как своеобразное формотворчество – все это может быть оценено как золотой фонд педагогики, ее теории и практики. Однако, это не застывшее раз и навсегда данное наследие прошлого, а живой, создаваемый в равных условиях общественного развития итог и результат педагогических поисков, сочетание бесспорных, вечных истин и преходящих, определяемых данной, конкретной ситуацией педагогических идей, утверждений, советов и раздумий.

Выдающийся советский  педагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу подлинных революционеров науки. Педагогический опыт и идеи Макаренко явились мощным стимулом развития советской педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории и методике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогического мастерства и подготовке учителей и воспитателей. Опыт и идеи Макаренко питают передовой педагогический опыт. Они оказывают благотворное влияние на возникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и других форм соединения обучения с производительным трудом, на расширение форм разнообразной клубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весь учебно-воспитательный процесс в целом.

 

Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период, развития педагогической науки и воспитательной практики.

Использование полученных результатов может осуществляться при разработке пограничных проблем философско-педагогического характера, критическом анализе прошлых и современных мировоззренческих систем, а также при осуществлении практической работы в качестве источника знаний о поэтапном становлении коллектива в опыте Макаренко, а главным образом – в качестве вдохновляющего примера деятельности самого Макаренко, побуждающего к самостоятельному социальному творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Балабанович Е. З. А. С. Макаренко. Человек и писатель. – М., 1963. – 472 с.
  2. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике. – Тюмень, 1998. – 291 с.
  3. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: книга для учителя. – М., 1987. – 158 с.
  4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М.,1968. – 373 с.
  5. Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. – М., 1966. – 255 с.
  6. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. – Минск, 1978. – 96 с.
  7. Макаренко А. С. О воспитании. – М., 1990. – 414 с.
  8. Макаренко А. С. О воспитании в семье: избранные педагогические произведения. – М., 1955. – 319 с.
  9. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. – Минск, 1977. – 256 с.
  10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – Красноярск, 1974. – 639 с.
  11. Макаренко А. С.  Педагогическая поэма (первое полное издание, восстановленное по прижизненным изданиям и рукописям). -  М., 2003. – 763 с.
  12. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. – М., 1966. – 324 с.
  13. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. – М., 1980. – 287 с.
  14. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. – 576 с.
  15. Полякова М. А. Охрана культурного наследия России. – М., 2005. – 272 с.
  16. Беляев А. Наследие А. С. Макаренко: вначале было дело…// Народное образование. – 2004. - №6. – С. 133-138.
  17. Гриценко Л. И. А. С. Макаренко: педагогика, устремленная в будущее// Педагогика. – 2003. №2.  – С. 63-66.
  18. Гюнтер-Шелльхаймер Э. О макаренковедении в Восточной Германии после 1945 года// Народное образование. – 2005. - №9. – С.189-189.
  19. Кушнер Ю. Метод взрыва по А. С. Макаренко // Воспитание школьников. – 1990. - №5. – С. 22-25.
  20. Малинин В. И. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд // Советская педагогика. – 1990. - №3. – С.85-93.
  21. Морозов В. Сочетание совместного и индивидуального в педагогике А. С. Макаренко// Народное образование. – 2004. – №6. – С. 139-147.
  22. Плеханов А. А. С. Макаренко о формировании нравственно ценных потребностей // Народное образование. – 1988. – №2. – С. 85-86.
  23. Фролов А. Проблема «педагогической нейтральности трудового процесса» в наследии А. С. Макаренко// Воспитание школьников. – 2005. - №4. – С. 14-18.
  24. Фролов А. А. Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко// Педагогика. – 2002. - №6. – С. 71-77.

 

      

 

 

 

 

 


Информация о работе Усение А.С. Макаренко о коллективе