Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 23:03, курсовая работа
А.С. Макаренко – блестящий педагог и теоретик – поднял науку о воспитании на новую, качественную ступень. Макаренко был не просто педагогом с большой буквы, но и талантливым писателем, совершенно искренним, великодушным человеком, увлеченным жизнью со всей ее сложностью. Спустя время, когда мы «расстались» с коммунистическим воспитанием, учение Макаренко вновь возымело актуальность, возбудило интерес. Как одно из возможных объяснений – ведь каждый находит у таланта Макаренко нечто своё – тот момент, что процесс воспитания для Антона Семеновича не сводится к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. Это точка опоры, точка взлета, точка отсчета.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко ……….6
Глава 2. Колония им. М. Горького и коммуна имени Ф. Дзержинского как пример влияния воспитательного коллектива на формирование личности. ……………………………………………………………………………….. 14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Литература ………………………………………………………………….. 24
Как-то две воспитанницы колонии забрались на яблоню и стали рвать в подол еще не созревшие, совсем зеленые плоды. В этот момент под деревом проходил А. С. Макаренко. У кого-то из девчат выпало яблоко и прямо к ногам педагога. Он поднял голову, увидел колонисток. Помог им спуститься с дерева. К этому случаю он больше не возвращался. А когда поспели фрукты, на тарелку перед девочками легли два зеленых увядших яблока, у других же - были сочные, красочные плоды. На вопрос колонистов, почему так, был дан ответ: "Они своим яблокам не дали вырасти..."
Таких воспитывающих ситуаций в практике педагога А. С. Макаренко было очень много. Он использовал проступки учащихся в качестве примера «как не надо себя вести», выносил их на обсуждение коллективу, тем самым, создавая мощный воспитывающий фактор.
К 1926 году колония имени М. Горького под руководством А. С. Макаренко уже имела большой успех, успехи в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины. К этому времени в колонии решались вопросы, требующие организованности и крепкой дисциплины.
А. С. Макаренко создал среди своих воспитанников гармонию индивидуальных и коллективных чувств. Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в своих силах и в завтрашнем дне. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
С 1927 года. А. С. Макаренко возглавляет коммуну имени Ф. Э. Дзержинского, в состав которой вошли бывшие воспитанники Горьковской колонии. В коммуну поступали как беспризорные дети, так и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом.
А.С. Макаренко был
сторонником объединения в
Сложная система самоуправления имела у Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что дети оказывали большую помощь педагогам в управлении коммуной, выполняли множество важных организационных функций. Но и здесь А.С. Макаренко придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности "начальников", дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение "подчиняться товарищу" и "приказать товарищу", принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое поведение. Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.
Коллективную роль в воспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыграл производительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большую нужду. "Представьте себе, это нужда, - говорил Макаренко, - несмотря на это, что мы пережили ее тяжело и с обидой, - она-то и была прекрасным стимулом для развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства был настолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попросить их прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат "ФЭД".
Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, что большую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было выявлено, что о коллективе, как действенном средстве воспитания говорили многие, многие учились работать с коллективом. Была коммуна Шацкого, были коммуны Пистрака и других педагогов. Но только А. С. Макаренко сумел довести эти размышления, этот опыт до конца, только он сумел понять, что новое в “работе по-новому” заключается именно в коллективе. У всякого открытия есть предшественники, приблизившиеся к открытию, работавшие на него, но честь самого открытия достаётся одному: тому, кто сумеет его выразить до конца.
А. С. Макаренко всегда
оставался верен своим
Первые восемь лет (колония имени Горького) — поиски, вторые восемь лет (коммуна) — утверждение в своих мыслях. А. С. Макаренко с изумлением обнаруживает, что если коллектив детей организован по его системе, то «воспитание — очень лёгкое дело, воспитание счастливое дело, никакая другая работа по своей лёгкости... не может сравниться с работой воспитания». (1) Но Макаренко и вправду неделями не приходится делать ребятам ни одного замечания.
«Может быть, – писал Макаренко, – главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте». (12) Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждого воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения.
Выясняя воспитательную сущность коллектива, А.С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.
Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.
Таким образом, проблемы
воспитательного влияния
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу подлинных революционеров науки. Педагогический опыт и идеи Макаренко явились мощным стимулом развития советской педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории и методике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогического мастерства и подготовке учителей и воспитателей. Опыт и идеи Макаренко питают передовой педагогический опыт. Они оказывают благотворное влияние на возникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и других форм соединения обучения с производительным трудом, на расширение форм разнообразной клубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весь учебно-воспитательный процесс в целом.
Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период, развития педагогической науки и воспитательной практики.
Использование полученных результатов может осуществляться при разработке пограничных проблем философско-педагогического характера, критическом анализе прошлых и современных мировоззренческих систем, а также при осуществлении практической работы в качестве источника знаний о поэтапном становлении коллектива в опыте Макаренко, а главным образом – в качестве вдохновляющего примера деятельности самого Макаренко, побуждающего к самостоятельному социальному творчеству.
Литература