Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:17, курсовая работа
Целью исследования является изучение и анализ условий развития интеллектуальной одаренности у детей среднего (12–14 лет) и старшего (15–16 лет) школьного возраста в области физико-математических дисциплин.
Задачи исследования: Раскрыть понятие «интеллектуальная одаренность», возрастные особенности и формы ее проявлений. Определить условия, необходимые для развития способностей интеллектуально одаренных детей.
Охарактеризовать возможности педагога по координации развития способностей одаренных детей.
Проанализировать условия профильного обучения в специализированных школах физико-математической направленности.
Введение
1. Понимание феномена одаренности
1.1 Интеллектуально одаренные дети
1.2 Возрастные проявления одаренности
2. Обучение и развитие интеллектуально одаренных детей
2.1 Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности
2.2 Возможности педагога по координации развития способностей одаренных детей
3. Школы для интеллектуально одаренных детей
3.1 Профильные школы с физико-математическим уклоном в Западно-Сибирском регионе
3.2 Физико-математическая школа Томского государственного университета
3.2.1 Творческие задания по физике
Заключение
Литература
Приложение 1
Условия развития
интеллектуально одаренных
физико-математических дисциплин
Содержание
Введение
1. Понимание феномена одаренности
1.1 Интеллектуально одаренные дети
1.2 Возрастные проявления одаренности
2. Обучение и развитие интеллектуально одаренных детей
2.1 Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности
2.2 Возможности педагога по координации развития способностей одаренных детей
3. Школы для интеллектуально одаренных детей
3.1 Профильные школы с физико-математическим уклоном в Западно-Сибирском регионе
3.2 Физико-математическая школа Томского государственного университета
3.2.1 Творческие задания по физике
Заключение
Литература
Приложение 1
Введение
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Вместе с тем, практика отечественного образования не изобилует исследованиями в области развития одаренности, что, следовательно, обуславливает актуальность проблемы определения организационно-педагогических основ деятельности по обучению, развитию и поддержке одаренных учащихся [11].
На сегодняшний день большинство специалистов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [1].
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей. При этом одни дети могут достаточно легко проявлять особую успешность в широком спектре деятельностей, другие же напротив могут долго не проявлять свои таланты, оставаясь нераскрытыми для педагога. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной (актуальной) для педагога [1].
Несомненно, что одаренность ребенка чаще проявляется вне учебной деятельности, определяя перед учителем задачу быть более внимательным и больше интересоваться увлечениями своих учащихся, не делая отметку главным мерилом способностей.
В работе с данным феноменом важно учитывать и то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Возможен и психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности.
Вместе с тем, сложность
и многогранность форм и проявлений
детской одаренности очевидна, как
очевидно и другое – необходимость
создания и поддержания условий (
Специфичная обучающая среда – стартовая площадка для выполнения центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми – привить им вкус к серьезной творческой работе, требующей от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей, прогнозирования результата [8].
Развитие творческого потенциала одаренных детей также напрямую связано с разработкой и реализацией специальных творческих программ обучения и учебных материалов. Чем они отличаются и как по ним обучать? – на эти и другие вопросы, касающиеся определения благоприятных условий, нам необходимо будет ответить в ходе выполнения курсовой работы.
Целью исследования является изучение и анализ условий развития интеллектуальной одаренности у детей среднего (12–14 лет) и старшего (15–16 лет) школьного возраста в области физико-математических дисциплин.
Задачи исследования:
Как показывает практика,
для успешного интеллектуальног
В настоящее время
не существует четкого определения
одаренности. Значительные трудности
в определении понятия
Ананьев Б.Г. ввел следующее определение одаренности – «Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)» (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Т. II. М., 1980. С. 78).
В основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
Дети с интеллектуальной одаренностью легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию. Интеллектуальную одаренность различают в зависимости от предметного содержания деятельности: одаренность в области технических, естественных и гуманитарных наук.
Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности действий, принимаемых решений.
Выявление одаренных детей является важным процессом в школьной жизни. В силу того, что одаренность не является неизменным качеством личности, результаты ее ранней диагностики не могут считаться абсолютно надежными. Одаренность ребенка может обнаружиться и на более поздних этапах его развития. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент учащихся, и служить основой для корректировки учебных программ каждого ребенка [10].
Попадая в подготовленную социальную среду, проявления усиливаются и получают дальнейшее развитие. Важным оказывается и момент создания и поддержания условий среды, способствующих индивидуальному закреплению отличительных способностей ребенка.
Каждый период детства по-своему эмоционален и чувствителен, и каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к подъему определенных сторон интеллекта. Такого рода предпосылки развития, обусловленные эмоциональными периодами, можно рассматривать, как возрастные факторы одаренности [2].
Так, уже в средних классах, у учащихся подросткового возраста (12-14 лет) вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать и действовать в логике рассуждения, независимо от воспринимаемой реальности.
Он может совершать гигантский по своему качеству скачок – он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, – и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.
Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств. Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего перечня всех возможностей.
В таком возрасте «ищущий»
подросток готов активно
В старшем школьном возрасте (15-16 лет), который уже относят к ранней юности, сама «ситуация развития» (предстоящее окончание школы, изменение положения среди окружающих, возрастание обязанностей), равно как и характерные для этого возраста «внутренние условия» (интенсивное формирование мировоззрения, рост самосознания, влияние установок на будущее), обусловливают поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
У старших школьников очень заметна работа анализирующей мысли, также готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение «мыслительного» и «художественного» типов, расположенность к самовоспитанию и самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для развития индивидуальных способностей.
Школьники в этот период (15-16 лет) наиболее активны. Они посещают факультативные занятия, дополнительные занятия, связанные с углубленной подготовкой в интересующей области знаний, являются членами научных обществ учащихся, а также включаются в научно-исследовательскую деятельность с последующим представлением результатов на школьных, районных, ученических конференциях, принимают участие в предметных олимпиадах. Их активное участие в различных проектах создает условия и обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности, развитие и раскрытие интеллектуального потенциала школьников.
Проявляющие себя на разных возрастных этапах предпосылки развития – это специфические, на время возникающие внутренние условия умственного роста, другими словами – возрастные факторы одаренности.
Понятие «возрастная одаренность» означает отсутствие уверенности, что необычно высокий умственный уровень и ранние успехи ребенка действительно являются предвестниками собственно одаренности – ведь они могут оказаться чем-то временным, преходящим. Выражение «возрастная одаренность» имеет и некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости незаурядных умственных качеств ребенка от хода возрастного развития и специфических возможностей детства [2].
Рассматривая подростковый и старший школьный возраст можно утверждать, что одаренность необходимо начинать развивать с подросткового возраста. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного, носят исследовательский характер. Дети отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования. В период же старшего школьного возраста нужно поддерживать развитие и выводить на более высокий уровень.
одаренность интеллектуальный способность школа
2. Обучение и развитие интеллектуально одаренных детей
2.1 Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.
В современной практике
организации обучения интеллектуально
одаренных детей в любой