Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель исследования - выявление теоретических оснований и практических характеристик процесса обучения в вальдорфских школах, обеспечивающих качественное образование возможно большему числу детей, независимо от стартовых условий.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфских школах.
2. Провести анализ процесса обучения в вальдорфской школе при помощи основных категорий современной дидактики.
3. Выявить элементы системы обучения в вальдорфских школах, обеспечивающие интеграцию детей с разными исходными условиями в едином учебном процессе и получение ими качественного образования.
Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Понимание сущности процесса обучения в вальдорфской педагогике……………………………………………………………..….…..6
Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе…………………………………………………….….10
Глава II. Анализ принципов обучения вальдорфской школы по возрастным ступеням…………………………………………………...…..15
2.1. Дошкольный период…………………………………………………..…….….18
2. 2. Обучение и воспитание в младшей и основной школе (с 1 по 8 класс)………………………………………………………………...……...…19
2.3. Обучение в старшей школе (9-11-тый классы)……..……….……..27
Заключение ………………………………………………..…………………30
Список литературы …………………………………….…………..………32
Обучение в младшей школе. В соответствии с задачами развития данного возраста подбираются содержание и методы преподавания. Универсальными средствами для достижения вышеназванных целей являются:
1. Обучение на модели, - через показ («делай, как я»). При этом используется живая способность детей к подражанию и впитыванию внешних впечатлений; учитель демонстрирует образцы правильного, красивого и гармоничного действия. Эта форма обучения особенно важна в работе с речью (ежедневное хоровое говорение и слушание правильной и красивой речи на уроках родного и иностранных языков, пение), но широко используется и в обучении другим предметам, как элемент методики (рисование форм, письмо, эвритмия, рукоделие, искусства, математика).
2. Включение элементов
движения в предметное
3. Обогащение памяти через
заучивание наизусть, восприятие
и пересказ большого
4. Образная подача материала
является универсальным
5. Занятия искусствами
и рукоделием развивают
Перелом в развитии в возрасте 9-10-ти лет.
Перелом в развитии, происходящий в возрасте 9-10-ти лет, описывается Штайнером практически во всех курсах лекций по педагогике [3, 262-285;14, 89-90]. Он также отмечается и другими авторами [20, 146] Для нашего анализа важно выявить способ описания данного психологического факта и его связи с обучением на уровне целей, содержания и методов, то есть то, как психологическое знание становится в вальдорфской школе дидактическим.
Согласно Р.Штайнеру в возрасте 9-10-ти лет в развитии ребенка происходит важный перелом, связанный с его самоощущением по отношению к миру и собственной жизни. Происходит рост самосознания, сознание собственного «я» усиливается. В связи с этим усилением самосознания переживается дистанция между «я» и миром. Естественное единство с миром разрывается. Также и субъективно переживаемое отношение к учителю, как к естественному любимому авторитету ослабевает, хотя объективная потребность в авторитете и поддержке со стороны взрослого сохраняется. Исчезают естественность и спонтанность – последние отзвуки дошкольного детства. Восприятие окружающего мира становится более реалистичным, ребенок «пробуждается» к реальности внешнего мира. Понимание мира становится более осознанным. До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» в виду того, что формирование понятий естественно для природы ребенка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребенка, которые являются опорой для памяти.
Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с ее радостью и болью, с ее приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребенка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностью ребенка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребенку легко дается заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.
Обучение в период с 4 по 6 классы. Появляются дополнительные задачи этой возрастной ступени: 1. поддержать процессы развития самосознания; 2. Помочь преодолеть связанные с этим психологические кризисы и чувство изоляции от мира. 3. Укреплять и развивать точное восприятие реальности внешнего мира.
Обучение отвечает на эти задачи следующим образом:
1. Отказ от элементов,
свойственных дошкольному
2. Укрепление самосознания (тонкая цель). Самосознание не может развиваться без усиления элементов мышления, что строится на основе аналитического метода. Выделение структур и элементов в целом (например, грамматических структур и правил в языке, введение дробей и действия с ними и т.д.), точность построений в составлении элементарных карт, геометрических рисунках, наблюдениях и описаниях природы, растений и животных, введение нотного письма и начал теории музыки т.п. – все эти новые элементы считаются с ослаблением непосредственного переживания единства с предметом и укрепляют самосознание и самостоятельность мышления детей.
3. Укрепление связи с миром (тонкая цель). Если усиление мышления поддерживает процессы самосознания, то с другой стороны необходимо создать противовес негативным следствиям одностороннего развития самосознания. Преобладание исключительно аналитического теоретического рассмотрения привело бы к отчуждению детей от мира. Поэтому важная задача поддержать и укреплять связь с миром на новом, более сознательном уровне. Ребенок не только узнает что-то о мире, наблюдает и анализирует, но выстраивает с миром эмоционально и ценностно окрашенную связь. Эти процессы поддерживаются благодаря тому, что исходным пунктом преподавания выступает собственный душевный и телесный опыт детей. Связь с живым переживанием не должна теряться. Например, преподавание предметов естественнонаучного цикла (учение о животных, растениях) берет за исходный пункт человека и собственный телесный опыт детей: строение животного в сравнении со строением тела человека, например, конечности лошади осмысливается в их отличии от моих руки, ноги, ступни и пальцев; форма цветов приводится в связь с человеческими чувствами и т.д. Процессы самопознания и процессы познания природы взаимопроникают друг друга.
Большую роль при таком обучении играет искусство, которое методически включено в преподавание всех предметов.
Ребенок 12-14-ти лет. Возраст 11-12-ти лет также характеризуется Р. Штайнером, как важный переходный этап. На этот раз переход связан преимущественно с телесным развитием и отражением этого развития в душевно-интеллектуальной области. До этого возраста в теле преобладали ритмическая система и динамика мышц, в связи с чем ребенку более близкими были понятия из живой природы. Это – физиологическая основа склонности детей к живому, образному мышлению. Теперь, по Р.Штайнеру, на передний план выходит костная система, скелет. Возникает импульс роста конечностей и минерализации всей костной системы. Впервые ребенок переживает свое тело как внутреннее препятствие [26;2]. Параллельно с этим постепенно начинают вступать в игру гормональные изменения, связанные с половым созреванием. Эти физиологические процессы ведут ко второму изменению облика.
На душевно-интеллектуальной плоскости эти процессы отражаются в способности и склонности к образованию (пониманию) понятий, относящихся к неживой природе, к абстрактным понятиям, свободным от образности, к самостоятельному, критическому суждению, особенно к поиску причинно-следственных связей в природе, истории и человеческой жизни. На душевном уровне подросток переживает окончательную утерю чувства детства. Нарастает разлад между телесными и душевными процессами. Перед ним возникают вопросы о загадках собственного существования, смысле человеческой жизни и своем месте в ней.
Начало пробуждения бурной жизни чувств, связанное с половым созреванием, которое идет параллельно со скачком в развитии интеллекта, способности независимого суждения и потребности в нем приводит подростка к остро ощущаемым вопросам о места человека в мире и о своем индивидуальном смысле жизни. Социальные связи должны быть установлены заново на всех уровнях – с друзьями, учителями, родителями. Т.е. в этот период особенно важно правильно и целесообразно применить принцип культуросообразности. А именно учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества[21].
Обучение в 6-8 классах. Также и на этом этапе задача преподавания – поддержать процессы, находящиеся в развитии, - это прежде всего относится к пробуждению и укреплению сил интеллекта, - восполнить те односторонности и опасности, которые связаны с чрезмерным преобладанием негативных тенденций возраста (тенденция к замыканию в себе), оказать внутреннюю поддержку подростка в его поисках, сомнениях и проблемах.
2.3. Обучение в старшей школе (9-11-тый классы)
Подросток и молодой человек 15-18-ти лет.
Перелом в развитии данного возраста особенно отчетливо демонстрирует, как происходит переход от одной ступени развития к другой: сначала новая ступень «возвещает о себе» (12-14лет) как душевно, так и телесно; затем наступает пик в отчетливом, переживаемом часто драматически физиологически-психологическом процессе (14-16 лет), который на все последующее время утверждает свое значение; затем процесс завершается, оставляя за собой некий след (16-21 год). Этот след относится не только к биологическому процессу созревания, - последний перешел свою высшую фазу - в способность к продолжению рода - но к сопровождающему это биологическое созревание душевному и социальному созреванию.
Тенденции и потребности,
о которых мы писали в предыдущем
разделе, достигают своей кульминации.
Период подросткового кризиса
Вывод
Концепция старшей школы должна в идеале соответствовать потребностям данного возраста, имеющего для всей последующей жизни важнейшее значение. Фактически вальдорфские школы в разных странах мира создают концепции старшей школы, идя на более или менее большие компромиссы, учитывая требования системы образования соответствующей страны. Для России – это прежде всего сокращение времени обучения: в классической вальдорфской школе обучение продолжается 12 лет + 13 класс для подготовки в ВУЗ. В России – это 11 лет. Одиннадцатый класс в значительно степени посвящен подготовке к выпускным экзаменам и поспуплению в вуз. Поэтому предусмотренные вальдорфской программой широкие образовательные перспективы, (индустриальная, сельскохозяйственная и социальная практики, проекты, образовательные путешествия, занятия искусствами и др.), отвечающие потребностям и задачам возраста, могут осуществляться лишь частично. Подготовка к государственным экзаменам и дальнейшему обучению является важной задачей любой школы. Р.Штайнер подчеркивал, что целью вальдорфской школы не может быть реализация ее педагогических идеалов в отрыве от конкретного социального мира, в котором она существует. Поэтому компромиссы, на которые приходится идти, составная часть любой здоровой педагогики [25, 81-90]. Все остальное - само собой разумеющееся выполнение требований закона, в обосновании которых нет никакой необходимости. В классической вальдорфской школе переход от 8-го к 9-тому классу характеризуется тем, что время «классного учителя», - педагога, преподававшего все или много предметов, сменяется на «время» специалистов – учителей предметников. Если раньше отношение к предмету определялось через отношение к учителю, то теперь отношение к учителю во многом определяется тем, насколько учитель суверенно и компетентно способен давать свой материал, насколько он, как личность, уверенно стоит в мире, представленном в его предмете и ориентируется в нем.
Заключение
В этой курсовой работе мы проанализировали обучение в вальдорфской школе, а так же педагогические принципы обучения и воспитания в ней. И мы пришли к выводу, что вальдорфская система обучения является отличной во многом от традиционной системы, хотя и пользуются одними и теми же принципами. Основатель вальдорфской школы Рудольф Штайнер. Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании.