Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление теоретических оснований и практических характеристик процесса обучения в вальдорфских школах, обеспечивающих качественное образование возможно большему числу детей, независимо от стартовых условий.





Задачи исследования:

1. Выявить педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфских школах.

2. Провести анализ процесса обучения в вальдорфской школе при помощи основных категорий современной дидактики.

3. Выявить элементы системы обучения в вальдорфских школах, обеспечивающие интеграцию детей с разными исходными условиями в едином учебном процессе и получение ими качественного образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3

Глава I. Понимание сущности процесса обучения в вальдорфской педагогике……………………………………………………………..….…..6
Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе…………………………………………………….….10

Глава II. Анализ принципов обучения вальдорфской школы по возрастным ступеням…………………………………………………...…..15

2.1. Дошкольный период…………………………………………………..…….….18

2. 2. Обучение и воспитание в младшей и основной школе (с 1 по 8 класс)………………………………………………………………...……...…19

2.3. Обучение в старшей школе (9-11-тый классы)……..……….……..27

Заключение ………………………………………………..…………………30

Список литературы …………………………………….…………..………32

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 63.62 Кб (Скачать файл)

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

Самый главный принцип  вальдорфской школы это духовный принцип обучения, что является источником развития. В силу этого в обучении речь идет в первую очередь не о формировании, но о пробуждении и развитии духовного потенциала ученика,  сил его «Я», раскрывающихся в деятельном соприкосновении и работе с материалом обучения

 

Вальдорфская школа не признает метод наглядности, так как, по их мнению, учащиеся должны работать через образ, который у них должен проявляться в воображении, а не через готовые формы. Именно благодаря включению  художественного и символического образа в обучение как центрального элемента последнего, достигается интеграция  всех остальных аспектов обучения в единое целое.

 Она основывается на  некоторых принципах таких как культуросообразность и  природоосообразность, т.е воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Принцип дифференциации хорошо виден в том, как строится система  обучения в вальдорфской школе. Для  каждого возраста, для каждого  класса учтены как физиологические так и умственные способности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Концепция модернизации российского образования на период  до 2010 года. – М.: Б.и., 2002. – 28 с.
  2. Патцлафф, Р. Лейтмотивы вальдорфской педагогики: [пер. с нем.] / Р. Патцлафф, В. Засмансхаузен. - К.: Наири, 2008. – 144с.
  3. Штейнер, Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного / Р.Штейнер. – Калуга: Духовное познание, 1995. – 463 с.
  4. Учебные программы вальдорфских школ / под ред. В.К. Загвоздкина. - М.: Народное образование, 2005. – 524 с.
  5. Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штейнер. - М.: Парсифаль, 1994. – 74 с.  
  6. Штейнер, Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека / Р. Штейнер. - М.: Парсифаль, 1997. – 189 с.
  7. Учебные программы вальдорфских школ / под ред. В.К. Загвоздкина. - М.: Народное образование, 2005. – 524 с.
  8. Штейнер, Р. Общее учение о человеке как основа педагогики / Р. Штейнер. - М.: Парсифаль, 2005. – 192 с
  9. Штейнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос / Р. Штейнер. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 111 с.
  10. Хондзинский, П. Против Штайнера: о вальдорфской педагогике / П. Хондзинский. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – 96 с.
  11. Штейнер, Р. Духовно-душевные основы педагогики / Р. Штейнер. - М., 1997. – 144 с.
  1. Штейнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Р. Штейнер. - М., 1993. – 35 с.
  1. Штейнер, Р. Духовное обновление педагогики / Р. Штейнер. - М.: Парсифаль, 1995. – 251 с.
  2. Штейнер, Р. Искусство воспитания: методика и дидактика / Р. Штейнер. - М.: Парсифаль, 1996. – 174 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 423с., с. 199-224.
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.:1982г.,с.242-404.
  5. Загвоздкин, В.К. Вальдорфский детский сад: в  созвучии с природой ребенка / В.К. Загвоздкин. - М.: Народное образование, 2005. –  150 с.
  6. Загвоздкин, В.К. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики / В.К. Загвоздкин // Развитие личности. - 2001. - № 2. – С. 169-191.
  7. Загвоздкин, В.К. Мимесис – забытая категория педагогики / В.К. Загвоздкин // Развитие личности. - 2002. - № 3.  – С. 67-91.
  8. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штейнера / Ф. Карлгрен. - М.: Парсифаль, 1995. - 267 с.
  9. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
  10. Паулик, П. Значение вальдорфских школ для государственной школьной системы / П. Паулик // Вальдорфская педагогика: антология. - М.: Просвещение, 2003. – С. 436-447
  11. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 423с., с. 199-224.
  12. Эльконин. Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. – 358 с.
  1. Вальдорфская педагогика: антология / сост. А.А. Пинский, В.К. Загвоздкин, С.А. Ловягин. - М.: Просвещение, 2003. – 494 с.
  1. Обзор программ и методик по обучению дошкольников чтению и математике. - М.: Б.и., 1997. – 160 с.

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика