Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель исследования - выявление теоретических оснований и практических характеристик процесса обучения в вальдорфских школах, обеспечивающих качественное образование возможно большему числу детей, независимо от стартовых условий.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфских школах.
2. Провести анализ процесса обучения в вальдорфской школе при помощи основных категорий современной дидактики.
3. Выявить элементы системы обучения в вальдорфских школах, обеспечивающие интеграцию детей с разными исходными условиями в едином учебном процессе и получение ими качественного образования.
Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Понимание сущности процесса обучения в вальдорфской педагогике……………………………………………………………..….…..6
Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе…………………………………………………….….10
Глава II. Анализ принципов обучения вальдорфской школы по возрастным ступеням…………………………………………………...…..15
2.1. Дошкольный период…………………………………………………..…….….18
2. 2. Обучение и воспитание в младшей и основной школе (с 1 по 8 класс)………………………………………………………………...……...…19
2.3. Обучение в старшей школе (9-11-тый классы)……..……….……..27
Заключение ………………………………………………..…………………30
Список литературы …………………………………….…………..………32
Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).
Самый главный принцип вальдорфской школы это духовный принцип обучения, что является источником развития. В силу этого в обучении речь идет в первую очередь не о формировании, но о пробуждении и развитии духовного потенциала ученика, сил его «Я», раскрывающихся в деятельном соприкосновении и работе с материалом обучения
Вальдорфская школа не признает метод наглядности, так как, по их мнению, учащиеся должны работать через образ, который у них должен проявляться в воображении, а не через готовые формы. Именно благодаря включению художественного и символического образа в обучение как центрального элемента последнего, достигается интеграция всех остальных аспектов обучения в единое целое.
Она основывается на некоторых принципах таких как культуросообразность и природоосообразность, т.е воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.
Принцип дифференциации хорошо виден в том, как строится система обучения в вальдорфской школе. Для каждого возраста, для каждого класса учтены как физиологические так и умственные способности детей.
Список литературы