Вальдорфская педогогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было изучение Вальдорфской педагогики, как одной из систем, альтернативных стандартной классно-урочной. Так же нам хотелось понять, насколько она «жизнеспособна» на российской почве и как обстоят дела с дальнейшей социализацией ее выпускников, дает ли она знания, необходимые для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Содержание работы

Задание №1. Вопросы стр. 2
1. Человек – индивид – личность – субьект стр. 2
2. Эмоции, чувства и воля стр. 4
Задание №2. Виктор Э. Франкл стр. 7
Жизненный путь стр. 7
Логотерапия стр. 9
Выводы стр. 12
Список литературы стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая по теор обуч.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

            Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение еще только начинается. В данной беседе мы коснулись лишь некоторых аспектов, связанных в основном с тем, чтобы дать элементарную достоверную информацию. Мы не касались философско-методологических основ, антропологии развития, интереснейших форм самоуправления школой и многих многих других сторон и аспектов, представляющих несомненный интерес и актуальность. Все это мы надеемся будет предметом нашей дальнейшей научной работы. Только серьезный научный подход может сделать эту безусловно интереснейшую и живую педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь, конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной для жизни.

 

            Остается только добавить, что  большинство вальдорфских инициатив,  которым сейчас исполнилось шесть—семь  лет, начинали свою работу и  продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных условиях проходило становление и многих других школ. Хотелось бы выразить благодарность пионерам вальдорфского движения, а также всем, кто помогает им в их нелегком труде, за их мужество и стойкость.

III.     Заключение 

 

            Вальдорфская педагогика занимает  среди других инновационных начинаний  особое место, так как представляет  педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.

 

            Детей за уши не вытянуть  из школы — явление, которое  наблюдается в ряде вальдорфских  школ, речь идет об общей тенденции.  Когда я рассказал дочери, что  есть такая школа, где детям  хорошо, реакция была лаконичной. Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

 

            Главная идея, положенная в основу  вальдорфской педагогики, это идея  общечеловеческого образования.  Школа не должна ставить перед  собой иных задач, кроме наиболее  полного раскрытия заложенных  в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».

 

            В нашей стране под названием  общеобразовательной осуществлялась односторонняя система политехнической школы, решавшей сугубо специальные задачи, поставленные перед обществом, в котором человек являлся лишь средством для достижения каких-то целей. В обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных детей.

 

            «Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо — не теряя завоеваний эпохи Нового времени — обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.»

 

 

Э. О. Скляренко 

“Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?”

 “По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования  базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским  мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя  как в обычном, так и в  духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

 В России его последователями  были многие люди науки и  искусства, в том числе Андрей  Белый, Максимилиан Волошин, Михаил  Чехов, Андрей Тарковский и  другие.

Антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

 Главная задача антропософской  педагогики видится в том, чтобы  сохранить ощущение животворящего  дыхания жизни, которое свойственно  детству, но, к сожалению, так  редко встречается у наших  рано взрослеющих детей, чьи  родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный  с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с  возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.”

 

 

 

 

 

Вальдорфская школа «В Дачном»  — Государственное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа № 658 Кировского административного  района города Санкт-Петербурга. Открытие школы состоялось 10 сентября 1994 г. В 2000 г. был выпущен первый 9-й класс, в 2004 г. — первый выпуск 11- класса.

 

Школа имеет государственную лицензию серия, А № 286789 рег.№ 154-II от 19.07.2008 г. и аккредитацию.

СОШ № 658 с элементами вальдорфской педагогики. Режим работы: по четвертям, по 5-дневной неделе с 1- по 6 классы, по 6-невной неделе для 7–11 классов. Продолжительность уроков 45 минут. В школе работают кружки: лепка, живопись, рукоделие, искусство движения, театральный костюм, клуб путешественников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейший путь выпускников Смоленской вальдорфской школы

(по состоянию на 1 сентября 2006 г.)

 

В России пока нет обобщённых данных по выпускникам российских вальдорфских школ (первый выпуск был в 2000 г., таким  образом, есть уже первые «вальдорфцы», закончившие вузы).

 Из 39 выпускников Смоленской  вальдорфской школы (на 1 сентября 2005 г.) 29 обучались в высших учебных  заведениях (в том числе, в Москве  и Санкт-Петербурге), что составляет 74,36%.

 Поступили в средние специальные  – 6 учеников (15,38%), в профессиональные училища и лицеи – 3 ученика (7,69%).

 Один ученик работает (2,56%).

 Одна ученица из первого  выпуска после окончания 11-го  класса ещё один год училась  в 12-м классе партнёрской вальдорфской  школы в г. Хаген (Германия). Затем она возвратилась в Россию и поступила в высшее учебное заведение.

 

Профессиональная направленность наших выпускников (2005 г.):

 

- 7 человек (17,95%) в языковой сфере  (лингвистика, журналистика);

- 6 человек (15,38%) в сфере менеджмента,  предпринимательства и финансов;

- 5 человек (12,82%) в социально-педагогической  и психологической сфере;

- 5 человек (12,82%) в сфере изобразительного  искусства, архитектуры и дизайна;

- 3 человека (7,69%) в юридической  сфере;

- 3 человека (7,69%) в сфере информационных технологий и компьютерной техники;

- 3 человека (7,69%) в сфере автотехники;

- 2 человека (5,13%) в сфере регионального  туризма;

- 1 человек (2,56%) в сфере истории;

- 1 человек (2,56%) в сфере эстрадного  искусства;

- 1 человек (2,56%) в военной сфере;

- 1 человек (2,56%) в сфере обслуживания.

 

После выпуска 2006 г. (14 учеников) картина  изменилась следующим образом.

 Из 53 выпускников Смоленской  вальдорфской школы 4 окончили  школу с золотой медалью, 6 –  с серебряной (всего – 18,87%).

40 обучаются в высших учебных заведениях (в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге), что составляет 75,47%.

 Поступили в средние специальные  – 8 выпускников (15,09%), в профессиональные  училища и лицеи – 3 выпускника (5,66%).

 Один выпускник работает (1,89%).

 Одна выпускница не поступила сразу в тот вуз, который хотела. Сейчас обучается на подготовительном отделении (1,89%).

 

Профессиональная направленность наших выпускников (2006 г.):

 

- 10 человек (18,87%) в языковой сфере  (лингвистика, журналистика);

- 8 человек (15,09%) в сфере изобразительного искусства, архитектуры и дизайна;

- 7 человек (13,21%) в сфере менеджмента,  предпринимательства и финансов;

- 7 человек (13,21%) в социально-педагогической  и психологической сфере;

- 4 человека (7,55%) в сфере автотехники;

- 4 человека (7,55%) в сфере информационных  технологий и компьютерной техники;

- 3 человека (5,66%) в юридической  сфере;

- 2 человека (3,77%) в сфере регионального  туризма;

- 2 человека (3,77%) в сфере медицины;

- 1 человек (1,89%) в сфере энергетики (инженер);

- 1 человек (1,89%) в сфере истории;

- 1 человек (1,89%) в сфере эстрадного  искусства;

- 1 человек (1,89%) в военной сфере;

- 1 человек (1,89%) в сфере обслуживания.

 

Таким образом, на данный момент времени  выпускники вальдорфских классов в большей степени ориентированы на гуманитарные профессии и в меньшей степени – на технические. Здесь совершенно чётко отражается ситуация общей гуманитарной направленности учебных заведений г. Смоленска.

 Ниже приводится список учебных  заведений, в которых обучаются выпускники Смоленской вальдорфской школы.

 

• Смоленский государственный университет,

• Смоленский гуманитарный университет,

• Санкт-Петербургский государственный  университет,

• Санкт-Петербургский международный  институт менеджмента,

• Московский государственный педагогический университет,

• Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

• Московский университет потребительской  кооперации, экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание),

• Военная Академия Войсковой противовоздушной обороны ВС РФ,

 • Институт истории Российского  гуманитарного университета (г. Москва),

 • Смоленская государственная  медицинская академия,

 • Смоленский филиал московского  энергетического института, 

• Смоленский государственный институт искусств,

• Московский государственный университет  сервиса,

 • Государственный институт  по землеустройству (г. Москва),

 • Санкт-Петербургский медицинский  колледж №2,

• Смоленский промышленно-экономический  колледж,

 • Смоленский педагогический колледж,

 • Смоленский колледж менеджмента  и туризма.

 

С более подробной аналитической  информацией о Смоленской вальдорфской школе можно познакомиться в  разделе «Анализ деятельности Областной  экспериментальной площадки «Экология детства» в период с 1995 по 2005 гг.» на нашем сайте.

 

 

 

 

2005г.

 

Результаты поступления выпускников бюджетное платное вечернее заочное

ВУЗы 4 7 1 2

Колледжи 4 2  

Итого 8 9 1 2

 

 

Не поступили — 3 человека.

 

 

Выбор направлений профессиональной деятельностиГуманитарно-педагогическое Художественно-прикладное Экономическое Техническое Медицинске

3 4 2 9 2

Информация о работе Вальдорфская педогогика