Вклад Н.К.Крупской в развитие дошкольной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:32, реферат

Описание работы

Выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Ближайший соратник В. И. Ленина, крупный теоретик советской педагогики, она совмещала государственную деятельность с разработкой вопросов марксистской теории воспитания.

Содержание работы

Введение 3
1. Советская дошкольная педагогика о значении развития взаимоотношений дошкольников. 4
2. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности Н.К. Крупской 8
3. Роль Н. К. Крупской в развитии общественного дошкольного воспитания 13
4. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании. 16
Заключение 21
Список использованной литературы : 22

Файлы: 1 файл

Дворцова реферат.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

 В ноябре 1917 года становится  правительственным комиссаром и  членом Государственной комиссии  по просвещению. Заведовала внешкольным  отделом Наркомпроса (народного комиссариата просвещения).

 В апреле 1918 Крупская назначена  заместителем наркома просвещения,  однако, уже в мае отказалась  от этого поста. Инициировала  создание и возглавила Главполитпросвет, в котором сосредоточила организацию идеологической и политической пропаганды идей советской власти.

 В 1919 участвовала в подготовке  программы РКП(б), способствовавшей возвращению школе идеологических функций, а знаниям - политического характера. В этом смысле она является основоположником советской педагогики формирования личности нового социалистического общества, инварианта авторитарной традиционной школы. Советская школа откажется от либеральных представлений о ней как образовательном центре, обеспечивающем учащегося объективными и независимыми знаниями. Крупская была инициатором чистки школьных библиотек как председатель Центральной библиотечной комиссии Наркомпроса РСФСР, курировала списки запрещенных книг.

 В 1920-е годы Крупская возглавляет  научно-педагогическую секцию Государственного  Ученого Совета (ГУС), является членом  редколлегий многих педагогических  журналов. Председатель общества  педагогов-марксистов при Коммунистической  Академии.

 С 1924 - член ЦК РКП(б), с 1927 - член Центральной контрольной комиссии, член ВЦИК и Совета культурного строительства при Президиуме ВЦИК.

 В 1929, после отставки Луначарского  становится заместителем наркома  по просвещению. Возглавляет Библиотечное  управление Наркомпроса. Ею была развернута широкая работа по организации массовых библиотек, изб-читален, рабочих клубов, пунктов ликвидации неграмотности, школ для взрослых и других культурно-просветительских учреждений для взрослых

 Надежда Константиновна являлась  участником всех партийных съездов.  Известен ее конфликт со Сталиным  в период болезни Ленина в  1922-1923 гг.

 В 1925-1926 гг. входила в зиновьевско-каменевскую оппозицию (так называемую "новую" - выступали за опору на зажиточных крестьян, утверждали невозможность построения социализма в одной стране; после поражения на XIV съезде партии объединились с Троцким, но Крупская из группы вышла). Не поддерживала сталинский террор, лично заступаясь за Н. И. Бухарина, И. А. Пятницкого и др. Большое внимание уделяла пропаганде идей Ленина.

 В 1935 награждена орденом Ленина.

 Н.К. Крупской была присуждена  степень доктора педагогических  наук без защиты диссертации.  Она являлась доктором педагогических  наук, почетным членом АН СССР (1931).

 Умерла Надежда Константиновна 27 февраля 1939 года на следующий  день после своего 70-летнего юбилея  от неясного желудочного заболевания.  Существует мнение, что отравлена  "с подачи" Сталина.

 Надежда Константиновна Крупская  была похоронена у Кремлевской  стены.

 

3. Роль Н. К. Крупской в развитии общественного дошкольного воспитания

 

 Выдающийся деятель Коммунистической  партии и Советского государства  Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль  в развитии теории и практики  воспитания детей дошкольного  возраста. Ближайший соратник В.  И. Ленина, крупный теоретик советской  педагогики, она совмещала государственную  деятельность с разработкой вопросов  марксистской теории воспитания.

 Большое внимание Надежда  Константиновна уделяла организации,  содержанию и методам общественного  дошкольного воспитания. Анализируя  положение женщин-работниц и их  детей в капиталистической России, Н. К. Крупская показала, что  изменить положение трудящейся  женщины может лишь ее активная  революционная борьба наравне  с мужчинами. Раскрепощение трудящейся  женщины-матери, возвращение ей радости  материнства возможно только  при социалистическом строе, когда  общество обеспечит каждому ребенку  не только материальные средства  существования, но и все условия  для всестороннего развития. «Женщина-работница, - писала Н. К. Крупская, - не  может не оценить всех благ  общественного воспитания. Материнское  чувство заставляет ее желать  общественного воспитания детей,  социалистического строя, победы  рабочего дела!».

 Полемизируя с буржуазной  шведской писательницей Эллен  Кей, сторонницей семейного воспитания, Н. К. Крупская убедительно  доказывала, что только в коллективе  дети смогут развиваться всесторонне  и полноценно и что общественное  воспитание окажет большое влияние  на укрепление семьи, поможет  поднять семейные отношения на  более высокую ступень. Накануне  Октябрьской революции в статье  «Школьная муниципальная программа»  Н. К. Крупская сформулировала  основные требования большевиков в области образования и воспитания детей: «...городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста».

 После победы Великой Октябрьской  социалистической революции Надежда  Константиновна внесла большой  вклад в разработку теории  дошкольного воспитания. Она считала,  что дошкольное воспитание является  составной частью социалистического  строительства, и много сделала  для определения конкретных задач  по физическому, нравственному,  умственному, сенсорному воспитанию  детей дошкольного возраста, указала  пути и методы работы советского  детского сада. Н. К. Крупская  рассматривала работу по развитию  речи как основу умственного  развития ребенка. Большое значение  придавала она эстетическому  воспитанию, считая его одним  из важнейших средств формирования  гармоничной личности.

 Организацию общественного  дошкольного воспитания детей  ранее угнетавшихся национальностей нашей страны Н. К. Крупская рассматривала как важный фактор в преодолении пережитков прошлого, остатков национальной вражды и розни, религиозных предрассудков, обычаев, закрепощавших женщину.

 Н. К. Крупская хорошо знала  и понимала психологию ребенка-дошкольника,  требовала бережно относиться  к его духовному миру, его потребностям  и интересам. На совещании заведующих  дошкольными секторами в 1931 г.  она говорила: «Как же можно  правильно наладить дело, если  мы не будем знать физических  способностей ребенка, если мы  не будем знать, что он может,  если мы перескочим через возрастные  особенности? Как же педагогика  может не изучать того ребенка,  с которым она имеет дело?».

 Н. К. Крупская рассматривала  детский сад как составную  часть общей системы народного  образования, указывая, что между  детским садом и школой должна  быть установлена преемственность  и в старшей группе детсада  необходимо готовить детей к  школе.

 Педагогические взгляды Н.  К. Крупской продолжают обогащать  науку, помогают решать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием. 

4. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании.

 

 В общественном воспитании  детей дошкольного возраста Н.К.  Крупская видела социально-политическую  и педагогическую задачу, которая  заключалась в воспитании человека  нового, социалистического общества. Дошкольное воспитание укрепляет  рабочую семью, создает более  благоприятные условия для воспитания  детей.

 Н.К. Крупская не только  теоретик, но и организатор дошкольного  воспитания.

 В брошюре "Женщина-работница", написанной в Шушенском в 1899 году, Н.К. Крупская не ограничивается  освещением бесправного положения  работницы при самодержавии и  капитализме. Крупская выдвигает  требование организовать общественное  воспитание детей.

 В статье "Пролетарские дети" Надежда Константиновна анализирует  материалы, опубликованные в брошюре  Московского педагогического кружка "Умственное развитие детей,  поступающих в московские школы". Эти материалы характеризуют  тяжелое положение детей дошкольного  возраста в рабочей семье: безнадзорность, перегрузка домашним трудом, ограниченный  круг представлений и, как результат  этого, полная неподготовленность  детей к школе.

 Крупская призывает учителей: "Нужно, прежде всего, самим  внимательнее относиться к детям,  к их духовным потребностям... Нужно, наконец, добиваться от  города учреждения целой сети  хороших детских садов, где  бы дети, начиная с трех- четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с природой, с широким божьим миром... ведь дети - это наше будущее! Они должны быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы".

 Полемизируя с Эллен Кэй, автором книги "Век ребенка", в статье "Семья и школа", вышедшую в 1913 году, Н.К. Крупская показала несостоятельность противопоставления семейного воспитания общественному. В самом противопоставлении современных детских садов с их недостатками буржуазному идеалу семьи будущего Надежда Константиновна видела методологическую ошибку Эллен Кэй, искажение перспективы развития общества и семьи. Только в определенных социальных условиях воспитание в коллективе создает предпосылки для всестороннего развития личности ребенка.

 В годы эмиграции Н.К. Крупская  уделяла много внимания вопросам  дошкольного воспитания: изучала  работы Фребеля и Монтессори, знакомилась с постановкой воспитания в детских садах Швейцарии и материнских школах Франции, следила за американской литературой о дошкольном воспитании.

 В книге "Народное образование  и демократия" Н.К. Крупская  изложила также и опыт Роберта Оуэна, создавшего в 1816 году первое учреждение типа ясли - детский сад.

 В мае 1917 года издается  статья Н.К. Крупской "Школьная  муниципальная программа". Первая  часть ее посвящается дошкольному  воспитанию. В ней Крупская писала, что война втянула в промышленную  жизнь широкие слои женщин. Матери  вынуждены были, уходя на работу, оставлять своих детей без  всякого присмотра. "Поэтому городское  самоуправление должно озаботиться  устройством возможно большего  числа бесплатных яслей и материнских  школ для детей дошкольного  возраста". Воспитание детей в  них должно быть поставлено "научным,  наилучшим образом".

 Будучи членом управы Выборгского  района Петрограда, Н.К. Крупская руководит организацией детских садов и детских площадок в районе.

 Н.К. Крупская призывает расширять  сеть дошкольных учреждений наиболее  экономичным путем. Наряду с  детскими садами нормального  типа устраивались детские сады-примитивы,  без больших затрат на оборудование. Однако уровень воспитательной  работы в них, подчеркивает  она, снизать нельзя. Неустанно изыскиваются способы наибольшего охвата детей дошкольного возраста. Там, где нет возможности организовывать детский сад, используются различные формы массовой работы с детьми: детские площадки на скверах, детские комнаты при клубах, домоуправлениях, объединение детей в группах для пребывания на воздухе хотя бы 2 - 3 часа под руководством квалифицированного воспитателя. Дошкольные работники должны уметь вовлекать массы в дошкольную работу, добиваться общественного внимания к детским садам, работать с общественными организациями, сообща с ними широко пропагандировать идеи дошкольного воспитания.

 Призыв Надежды Константиновны  получил широкий отклик по  всей стране. В деревню, используя  летние каникулы, двинулось студенчество  для организации детских садов  и площадок. Организуется шефство  работников городских детских  садов над деревенскими. Больших масштабов достигла работа по подготовке кадров дошкольных работников из среды сельских активисток.

 Надежда Константиновна категорически  возражала против идеи особых  детских городков, где дети воспитывались  бы в полном отрыве и изоляции  от семьи. Надо строить детские  учреждения внутри новых домов  или вблизи их, дать возможность  родителям постоянно общаться  со своими детьми.

 Коллективы работников детских  садов призваны наладить массовую  пропаганду основ дошкольного  воспитания в семье. Пропагандировать  нужно на научной основе, но  доступно, без употребления специальных  терминов, в духе товарищеских  советов, а не формального инструктажа.

 Отдавая должное теоретикам  дошкольной педагогики, Н.К. Крупская  критиковала буржуазные системы  дошкольного воспитания: теорию "свободного" воспитания, отрицавшую школьного  воспитания, стремившуюся увести  ребенка от окружающего мира; систему Монтессори, направленную на "архииндивидуальистическое" воспитание, воспитание одиночек; систему Фребеля, пронизанную духом религиозности и мистицизма, стремлением воспитать в детях привычку к беспрекословному подчинению. В основе коммунистического воспитания детей дошкольного возраста лежат цели всестороннего развития. В формировании сознания ребенка решающую роль играет окружающая действительность. Велико значение активной деятельности ребенка и воспитания его в условиях коллектива. От педагогов Н.К. Крупская требовала знания возрастных особенностей дошкольника, любви и уважения к ребенку.

 В решении этой проблемы  первостепенное значение имела  организация широкой сети яслей  и детских садов, где детям  обеспечивалось питание и гигиенический  уход, но и в нормальных условиях  ответственейшие процессы роста  и развития организма в дошкольном  возрасте требуют к себе самого  пристального внимания. У дошкольников  надо воспитывать культурные  и гигиенические навыки, служащие  укреплению их здоровья. Надежда  Константиновна перечисляла навыки, которые должны быть привиты  детям, писала о том, что  каждый детский сад должен  превратиться в очаг пропаганды  среди родителей основ санитарии  и гигиены. Она заботилась о  гигиеничной детской одежде, участвовала  в комиссии по просмотру проектов  мебели для детских садов, настаивала  на длительном пребывании детей на свежем воздухе летом и зимой.

Информация о работе Вклад Н.К.Крупской в развитие дошкольной педагогики