Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование в педагогическом процессе музыкальной сказки положительно влияет на развитие социальных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
На основе анализа психологических источников выявить роль музыкальной сказки в развитии и формировании личности.
Дать психологическую характеристику младшего школьного возраста.
Раскрыть особенности восприятия и влияния музыкальной сказки на душевное состояние ребенка.
Опытно-экспериментальным путем выявить возможности использования музыкальной сказки как средства развития социальных качеств младших школьников.

Файлы: 1 файл

О. Ю. Иванова 2011 г. Дипломная работа.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Музыка помогает и развивает  умения распознавать эмоции, в чем  наглядно можно убедиться на следующем  примере. Детям заранее раздают  карточки с изображением различных  вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они должны поднять одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия. Прием подбора ритмической, тембровой и мелодической характеристики для сказочных персонажей, а затем перенос этого приема для эмоциональных характеристик друг друга успешно служат развитию воображения детей.

И. П. Воропаева в своих исследованиях отмечает, что в целом творческие проявления детей как бы легализуют их внутреннее эмоциональное состояние и педагог получает возможность ориентироваться в результатах коррекционного процесса в ходе занятий.12

Музыка, оказывая сильное эмоциональное  воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и  представления о мире. При систематическом  слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности Л. С. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.13 Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование у них элементов музыкальной культуры. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.

Восприятие музыкальной формы  предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из главных достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в процессе его осуществления творческого потенциала личности.

Музыкальная деятельность, музыкальное  искусство способствует нравственному  становлению человека, формированию его как личности. «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».14

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Но она может оказаться и враждебной, забирая неокрепшее сознание и вкусы молодого поколения в плен псевдомузыки «массовой культуры». Музыка может оказаться действенным средством воспитательного воздействия даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.15 Ни одна другая сфера творческой деятельности не занимает в социальной жизни человека такого значительного места, как музыка. Именно высочайшая мера обобщенности художественного смысла в сочетании с условной общепонятностью ее языка способствуют тому, что музыкальное высказывание и продуцируемые с его помощью образы, идеалы и художественные коллизии проникают в глубины сознания каждого человека, умеющего ее слышать.16

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия  музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

Музыка оказывает влияние и на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог В. М. Бехтерев подчеркивал эту особенность влияния музыки неоднократно. Выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность, вызывать или ослаблять возбуждение. Полученные им физиологические данные помогают обосновать роль музыки в физическом и всестороннем воспитании ребенка. П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.17

В процессе занятий музыкальной  деятельностью у детей воспитываются  нравственно-волевые качества: целенаправленно  заниматься, умение и потребность  доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания. Кроме того, создание атрибутов, декораций, подготовка красочных материалов к занятию, к спектаклю, к игре и уборка своего рабочего места требуют трудовых усилий. «Без применения трудового усилия ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим».18

Тесная связь возникает при  этом между музыкой и всеми  другими видами искусства, прежде всего литературой. Взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного искусства увеличивает радость детей. Выступления в красиво своими же руками или с помощью родителей и педагогов оформленных костюмах, под музыку, с выразительным чтением слов героя сказки, инсценировки, выполнения движений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д. – все это усиливает эмоциональный настрой, интерес детей, развивает их эстетические чувства, эстетическую оценку, творческую активность. Обучение приобретает развивающий характер и подготавливает детей к дальнейшим занятиям и музыкальной деятельности в школе. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий важное значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

Таким образом, воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальным искусством как продуктом общественного сознания и человеком – субъектом духовного «потребления», который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты. Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня.19

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

  1. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию.
  2. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Учитывая огромное значение музыки, в педагогическом процессе широко используются разные виды музыкальной деятельности, в том числе и музыкальная сказка. Музыкальная сказка помогает детям развивать их творческое воображение, и в то же время показывает на примерах, какие черты характера следует в себе воспитывать, запускают механизм саморазвития, пробуждая личностный потенциал ребенка.

 

1.2.  Психологическая характеристика младшего школьного возраста

 

 

Младший школьный возраст  – самый чувствительный период для  развития детей; это возраст примерно от 6 до 11 лет, что соответствует годам  обучения в начальных классах  общеобразовательной школы.

С приходом в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью: он вступает в новые взаимоотношения с миром, его деятельность становится социально значимой.20

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего  развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;
  • знаний;
  • норм, ценностей, традиций, правил;
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Н. И. Монахов выделяет социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников.

  • Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
  • Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
  • Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
  • Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
  • Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  • Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
  • Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам.
  • Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.21

А. Н. Леонтьев отмечает, что на каждой возрастной стадии выделяется  ведущая деятельность, т.е. такая  деятельность, в форме которой  возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.22

С поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированной характер. В процессе обучения в начальных классах игра тоже используется, но она уже связывается с задачами учения, изменяются ее цели, виды, условия организации.

Конечной целью учения является не только приобретение определенных знаний, навыков, но и формирование умений самостоятельно приобретать  знания для последующего решения сложных проблем производства, науки и других видов общественной деятельности людей.

Основным понятием возрастной периодизации, предложенной Л. С. Выготским, является понятие психологических  новообразований. По мысли Л. С. Выготского, возрастные психологические новообразования ответственны за совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и действительностью, прежде всего социальной. Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.23

А. М. Поляков называет следующие основные психологические  новообразования младшего школьного  возраста:

  • познавательная мотивация и целенаправленность учебной деятельности;
  • основы теоретического мышления;
  • произвольность учебно-познавательных действий и психических функций (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, восприятия, речи);
  • внутренний план сознания и психической деятельности (ее протекание «в уме»).24

Рассмотрим их подробнее.

Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.

Информация о работе Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка