Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, дипломная работа
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование в педагогическом процессе музыкальной сказки положительно влияет на развитие социальных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
На основе анализа психологических источников выявить роль музыкальной сказки в развитии и формировании личности.
Дать психологическую характеристику младшего школьного возраста.
Раскрыть особенности восприятия и влияния музыкальной сказки на душевное состояние ребенка.
Опытно-экспериментальным путем выявить возможности использования музыкальной сказки как средства развития социальных качеств младших школьников.
Научные исследования в области психологии музыкального восприятия показывают, что строение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой логике. В частности, можно говорить о количестве и соотношение длинных и коротких повторов. Воспринимая любое произведение. Слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашиваются извне. Исследователи полагают, что совпадения ожидания с реальным развитием музыкальной фразы и создает то прекрасное чувство удовлетворения, которое можно охарактеризовать как эстетическое восприятие.
Д. Б. Кабалевский в своей «Программе по музыке для общеобразовательной школы» уделяет значительную роль восприятию музыки как одному из основных видов деятельности на уроке, подчеркивая, что школьники должны получать удовольствие от слушания музыки. Осознание учащихся средств музыкальной выразительности посредством музыкально-педагогического анализа, полагал он, позволит детям углубить эмоционально-эстетическую реакцию. Таким образом, автор традиционной и общепринятой в нашей стране «Программы по музыке» видит в данных уроках путь к приобщению школьников к музыкальной культуре и осознанию ее основных закономерностей.
В науке давно выведена закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни. Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Сказка для ребенка – это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это – жизнь, это – приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают взрослых и детей.41
Если в психологии различают три момента протекания эмоции: восприятие какого-либо предмета, события или представления о нем (А), вызываемое этим чувство (В) и телесные выражения этого чувства (С), то в психологии искусства внешнее выражение того или иного чувства вызывает само это чувство (А-С-В). Первая ступень восприятия музыкального образа связана с анализом своего переживания. Учащиеся не путем вербализации, а через активное действие с образом (вокальное, пластическое интонирование) проходят путь от себя к образу и от образа к себе. Проигрывание интонации телом, вокальное «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонации, способствует выявлению его смысловой выразительности. Таким образом, утончается интонационный слух, а восприятие музыкального произведения дает возможность пережить определенные жизненные ситуации, отраженные в свете определенного мировоззрения, заставляет внутренне стать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, поступки людей и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.42 Следовательно, можно сделать вывод, что в основе этого процесса положен субъективный характер чувства, обусловленный интонационным опытом человека, а музыкальная активность детей при неоднократном возвращении к произведению (его прослушивание в различных звучаниях, трактовках, пропевание отдельных интонаций в их взаимодействии, обращение к нотной записи) становится важнейшим условием продуктивности их непроизвольного запоминания, его прочности, что способствует глубине понимания художественного образа.
При отборе музыкальных произведений учитывается, что мелодические произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают у слушателей практически всех возрастов эмоциональную ответную реакцию. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выраженного ритма, то воспринимать его во всей полноте могут лишь слушатели, знакомые с основами музыкального языка и получившие музыкальную подготовку. Ответная реакция на прослушивание такой музыки возникает замедленно, примерно через три-пять минут после начала прослушивания. Е. И. Рогов отмечает, что наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальные произведения проявляют слушатели со средним уровнем музыкальной культуры. Они достаточно подготовлены, чтобы воспринимать даже сложное музыкальное произведение, и в тоже время их внимание не отвлекают какие-либо несовершенные нюансы интерпретации или технического исполнения. В процессе организации восприятия музыки необходимо учитывать время звучания музыкального произведения в зависимости от силы нервной системы (в спокойной ситуации – 20-30 минут, в условиях напряжения – 10-15 минут).43
Кроме того, как подчеркивает Р. А. Матвеева, при всем многообразии сказочных персонажей, характеризующих так или иначе мир фантазий, не следует углубленно изучать тему сказки с детьми младшего школьного возраста. Однозначно в творчестве композиторов преобладают негативные «страшилки». Достаточно одной «Бабы-Яги» из «Детского альбома» П. Чайковского, чтобы дети потом постоянно вспоминали, как она летит. Автор приводит интересный факт из своей практики. Через несколько недель после прослушивания «Бабы-Яги» дети знакомились с «Грозой» из увертюры к опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини и опять вспоминали «Бабу-Ягу». Напряженное звучание специфических гармоний и низкий регистр напомнили детям о Бабе-Яге. Попытка педагога развить сказочную линию персонажами Э. Грига также не увенчалась успехом. «Шествие троллей», как и «В пещере горного короля», не было понято детьми как и «Гном» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. В этом возрасте такими «страшилками» являются Волк, Медведь, Баба-Яга. Также была прослушана фрагментарно и сюита из балета Стравинского «Жар-Птица».44
По мнению И. В. Просандеевой, целесообразным и педагогически эффективным видом театра для младших школьников является музыкальный кукольный театр. Основой репертуара музыкального кукольного театра является пьеса-сказка, написанная специально для театра кукол. Условная природа театра кукол, широта и разнообразие его изобразительных возможностей, увлекательная сила обобщения, свойственная кукольному образу, позволяют с особой убедительностью передавать и обобщенность сказочных характеров, и символичность образов, занимательность, динамику, живописность сказки. Понятно, что учащимся начальной школы довольно трудно осваивать навыки кукловождения, поэтому изначально необходимо избегать излишних психологических перегрузок. С этой целью для постановки в кукольном театре на начальном этапе можно предложить такие музыкальные сказки, как «Зайкина избушка», «Кот, Петух да Лиса» (муз. В. Герчик), «Теремок» (муз. М. Красева, сл. С. Маршака), сюжеты и тексты которых хорошо знакомы учащимся.45
Таким образом, на данном этапе дипломного исследования мы пришли к следующим выводам:
Информация о работе Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка