Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование в педагогическом процессе музыкальной сказки положительно влияет на развитие социальных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
На основе анализа психологических источников выявить роль музыкальной сказки в развитии и формировании личности.
Дать психологическую характеристику младшего школьного возраста.
Раскрыть особенности восприятия и влияния музыкальной сказки на душевное состояние ребенка.
Опытно-экспериментальным путем выявить возможности использования музыкальной сказки как средства развития социальных качеств младших школьников.

Файлы: 1 файл

О. Ю. Иванова 2011 г. Дипломная работа.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

В. С. Мухина считает, что  восприятие в возрасте 6-7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.25

Переломный момент в  развитии внимания исследователи связывают  с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Таким образом, возможности  развития произвольного внимания уже  к 6-7 годам велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В. С. Мухиной, универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.26

По мнению Н. Г. Салминой, дети 6-7 лет овладевают всеми формами  устной речи, присущими взрослому. У  них появляются развернутые сообщения  – монологи, рассказы, в общении  со сверстниками развивается диалогическая  речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.27

Использование новых  форм речи, переход к развернутым  высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед  ребенком в этот период. Благодаря  общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух.28

По сравнению с дошкольным возрастом, как указывает А. А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания  у младших школьников несколько  снижается, вместе с тем прочность  запоминания возрастает.29 Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед младшим школьником может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.30

Таким образом,  структура  памяти младших школьников претерпевает существенные изменения, связанные  с развитием произвольных форм запоминания  и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.

Очень большие изменения  в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Предпосылками успешности занятий детей младшего школьного музыкально-театральной деятельностью являются высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, а также предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях.

Развитие творческого  мышления приводит к качественной перестройке  восприятия и памяти, к превращению  их в произвольные, регулируемые процессы.

К числу психологических  новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности.

Л. С. Выготский считает, что именно младший школьный возраст  является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается прежде всего в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий. Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.31

Кроме того, в этом возрасте формируются нравственные чувства  и волевые свойства личности. Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

Как показывают исследования К. М. Гуревич, В. И. Селиванова, ребенок  младшего школьного возраста может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.32

Изменяется мотивация  поведения школьника. По сравнению  с дошкольниками, младшие школьники  лучше осознают свои поступки – зачем и почему он их совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. В личности ребенка выстраивается иерархическая система побуждений, мотивов (в отличие от аморфной, одноуровневой системы в дошкольном возрасте).

Появляются новые мотивы, главными из которых становятся мнения товарищей, коллектива. Это делает младшего школьника особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими. Кроме того, дети стремятся завоевать и благосклонность, симпатию детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.33

Поступление в школу  изменяет и эмоциональную сферу  ребенка в связи с расширением  содержания деятельности и увеличением  количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции.34 Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.

Вместе с тем, необходимо отметить, что у младших школьников система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции – не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств.

В общем эмоциональная  сфера младших школьников характеризуется:

  • легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
  • непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
  • готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
  • большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
  • эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
  • свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.35

Все перечисленные особенности  младшего школьника сказываются  на развитии всех его психических  функций, в том числе и воображения.  Ориентация на воображение имеет  в плане построения развивающего музыкального образования двойные основания. Так, во-первых, оно должно быть направлено на развитие музыкального воображения, которое непосредственно связано с общей логикой развития воображения в онтогенезе. Во-вторых, чтобы образование было развивающим, оно должно быть непрерывным, т. е. между граничащими друг с другом периодами должна быть преемственность. С этой точки зрения, учитывая то, что в дошкольном возрасте воображение является центральным психологическим новообразованием и соответственно определяет логику и закономерности построения развивающего обучения, образование в младшем школьном периоде развития также должно строиться с учетом развития воображения.36

Индивидуальные особенности детей  младшего школьного возраста также  связаны с уровнями развития их игровой деятельности и спецификой развития воображения (как основ развития в младшем школьном возрасте). Помимо этого они аналогично детям дошкольного возраста связаны и с особой музыкальной восприимчивостью. В то же время у детей младшего школьного возраста индивидуальные особенности реализуются еще в произвольном внимании и учебной деятельности. Помимо возрастных характеристик детей, при построении развивающего музыкального обучения необходимо учитывать их индивидуальные особенности, которые связаны с соотношением эмоциональной и интеллектуальной сфер, а также с ролью музыки в жизнедеятельности каждого ребенка. Последние две характеристики часто бывают связаны между собой. Так, ребенок с преобладанием эмоциональной сферы часто использует музыку в самых разных видах деятельности: любит напевать, когда что-то делает, с удовольствием двигается под музыку, имеет любимые музыкальные произведения, предпочитает в свободное время слушать музыку и т. п.

Таким образом, в результате изучения особенностей развития детей младшего школьного возраста, мы пришли к следующим выводам:

  1. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. С поступлением ребенка в школу ведущим видом деятельности становится учение.
  2. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: познавательная мотивация и целенаправленность учебной деятельности; основы теоретического мышления; произвольность учебно-познавательных действий и психических функций; внутренний план сознания и психической деятельности.

 

1.3.  Особенности  восприятия и влияния музыкальной  сказки на душевное состояние  ребенка

 

 

Влияние музыки на самочувствие человека, его психическую активность разнопланово, и об этом написано немало работ. Музыкальное  оформление является сопровождением практически всех психологических тренингов. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Оно не зависит ни от возраста, ни от профессии, образования, менталитета, национальности. Это происходит потому, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека. Поэтому она свободно, ненавязчиво, но в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные реакции.

Музыка влияет на ритм дыхания, и  на работу сердца. Результаты ряда исследований показывают, что гармонические созвучия и повторения знакомых музыкальных фраз замедляют пульс, делают дыхание глубоким и равномерным. Диссонансы же, требующие напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Итальянские ученые отметили терапевтический эффект музыки, в первую очередь – классической, особенно произведений Моцарта. Отмечается влияние музыки и на работу мышц. Мышечная активность усиливается, если началу работы предшествуют звуковые впечатления.

Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей (импровизация типа «Гроза» и т.д.).

Музыка – важнейшее средство коммуникации и интеграции. Она невербальным образом отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие, влияет на характер человека.

В силу специфики своей природы музыка удобна в качестве «входа» во внутреннее пространство личности. Музыка отличается от других видов искусства особой тайной интимного воздействия на человека. Ее смысл проникает в слушателя не через рассудок, а через сочувственное напряжение. Музыка попадает в такие глубины человеческого существа, где все чувства находятся в гармонии, в целостности. Поэтому музыка подобна психической жизни, она адекватна человеческой душе. Основой содержания музыки является целостность эмоциональной и мыслительной жизни человека.37

В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, – не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души...»38  Действительно, восприятие является одним из ведущих видов детской музыкальной деятельности. Оно доступно детям с самого рождения, хотя, как показывают современные исследования психологов, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном периоде.

В чем же заключаются особенности  психологии музыкального восприятия как способа воздействия на развитие воображения младших школьников? Психологи рассматривают восприятие как «синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета»39 и считают его исходной формой чувственного познания действительности. Восприятие всегда связано с осмыслением того, что человек видит, слышит, чувствует. Следовательно, воспринимать какой-либо объект или предмет, значит, суметь отнести его какому-нибудь классу, более общему, чем данный, единичный предмет.

Дж. Брунер определил восприятие как  процесс категоризации, в ходе которого организм человека осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории.40 Он сделал вывод о том, что в конечном итоге познание сводится к усвоению определенных схем, которые можно использовать с целью донесения до субъекта необходимой информации. В музыкальном искусстве такими смысловыми единицами можно считать темп, лад, ритм, тембр, динамика и другие средства музыкальной выразительности. Их сочетание придает любому произведению своеобразие, позволяющее отличить одно сочинение от другого, то есть совершить акт категоризации, а также осознанно моделировать эмоциональное состояние слушателя, которое наступает в момент восприятия музыкального искусства.

Информация о работе Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка