Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:18, курсовая работа
Наблюдая за социумом, мы приходим к выводу, что в современной России катастрофически падает культура, и нравственность большей части молодых людей.
Духовно-нравственное развитие молодого человека, это неотъемлемая часть в воспитании молодёжи. В связи с этим перед нами встаёт важная задача развития как духовного, так и нравственного потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует детального рассмотрения и изучения влияния референтных групп на культурно-нравственное развитие человека в современном мире.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА.
РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА…………………………………....……….....5
Определение понятия «референтная группа»……..………..…....5
1.2. Функции референтной группы………………………..............……6
1.3. Виды референтной группы……………………………………..…..8
ГЛАВА.
ФОРМИРМЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИУМА НА ИНДИВИДА………………….…....………………………………………..……11
Навязывание………………………………………………....……...11
2.2. Подражание…….……………………………………………………13
ГЛАВА.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ……………………………..19
Заключение…………………………………………………………..……20
Список используемых источников………………………………………22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА…………………………………....………....
1.2. Функции референтной
группы………………………..............…
1.3. Виды референтной группы……………………………………..…..8
ФОРМИРМЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО
СОЦИУМА НА ИНДИВИДА………………….…....………………………
2.2. Подражание…….……………………………………………
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ……………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдая за социумом, мы приходим к выводу, что в современной России катастрофически падает культура, и нравственность большей части молодых людей.
Духовно-нравственное развитие молодого человека, это неотъемлемая часть в воспитании молодёжи. В связи с этим перед нами встаёт важная задача развития как духовного, так и нравственного потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует детального рассмотрения и изучения влияния референтных групп на культурно-нравственное развитие человека в современном мире.
Система знаний о влиянии референтных групп призвана направить и развить те качества индивида, которые необходимы для достойного существования и самореализации. Все вышеизложенное определило актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является выявление источника и силы влияния окружающего социума на духовно-нравственное развитие молодёжи.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Объектом исследования в курсовой работе являются пути реализации влияния окружения на развитие индивида.
Предметом исследования в курсовой работе являются молодёжь и его окружение.
В данной курсовой
работе мы обращались к
Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке различных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что еще не было специально изучено духовно-нравственное воспитание молодежи под воздействием влияния на него референтных групп. Это и определило выбор темы курсовой работы «Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида».
«Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - очень интересное выражение. Без сомнения, каждый из нас его слышал не раз. Не случайно с него бы и хотелось начать нашу работу. Если в рамках сегодняшнего дня сложить эту крылатую фразу с пословицей: «ты есть то, что ты ешь» и приложить это в сектор информации, то появляется интересная тема для размышлений. А именно, кто же влияет на твоё миропонимание.
С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием, так называемых референтных (эталонных) групп.
Референтная группа (от лат. referens - сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Упоминание о референтных группах встречаются в трудах известных советских и российских психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» принадлежит кандидату психологических наук, главному редактору журнала "Вопросы психологии" Екатерине Владимировне Щедриной.
Понимание референтности, по мнению Е. В. Щедриной, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» [8. С. 116].
Классификация групп:
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав, которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).
Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы [11].
Референтная группа выполняет в основном две функции:
Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Группа может выполнять нормативную функцию, если она в состоянии вознаграждать индивида за конформность и наказывать за неконформность[5].
Конформность - свойство личности, выражающееся в
склонности к конформизму (от позднелат. c
Сравнительная функция проявляется в персептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.
К примеру, нормативной группой может являться семья, школа, лагерь и т.п. Родители могут, как поощрять ребёнка за труд, так и лишать его каких-то привилегий. Как известно, существует так называемый метод воспитания поощрение и взыскание – в народе более известен как метод «Кнута и пряника». Несомненно, каждый из нас себе в детстве испытал этот метод: двойку из школы принёс, значит, на улицу даже не смотри. А если и в школе хорошо, да ещё и в комнате пыль вытер, то всё, получай лишний рубль на мороженное.
А вот мы выросли и теперь сами можем пользоваться таким методом. Но, что это значит, нами теперь никто не может так манипулировать?! Конечно - нет. Если вы студент, то за хорошие отметки вы получаете стипендию, а за плохие оценки вы теряете место в вузе. Так же и с работниками. За выполнение работы существует ряд возможных санкций и поощрений.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д.). Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида [11]. К примеру, девушка закатила скандал своему парню из-за того, что увидела, как он курит. Молодой человек не понимает, почему этот факт её так возбудил. Оказывается, что девушка не курила и не употребляла алкоголь, только из-за того, что её парень активно занимался спортом и вёл здоровый образ жизни. Таким образом, выясняется, что молодой человек был для девушки референтной группой, действиям которой она подражала. В таких случаях, как правило, индивид строит свои предположения о возможном мнении референтной группы о себе или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.).
Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи. Например, девушка являлась поклонницей знаменитого российского тележурналиста и телеведущего Владимира Владимировича Познера. Он был для неё идеалом: остроумный, эрудированный и один из самых интересных людей современного мира. Она смотрела все выпуски телепередачи «Познер» на первом каннеле, читала все его книги. Одним словом очень ценила его работы. Но в последнем выпуске своей телепередачи известный ведущий решил обсудить тему «антимгнитского закона», принятого на днях в Госдуме. Если вкратце, то позиция Познера сводилась к тому, что данная инициатива в глобальном плане выглядит неадекватной и выставляет Россию на посмешище. Но возмутило депутатов отнюдь не аналитика, а то, что в запале Владимир Владимирович обозвал Госдума «госдурой» [2]. Этот инцидент не оставил равнодушной и мою подругу. Она долгое время не могла поверить, что человек, который был для неё идеалом тактичности и лаконичности допустить такое высказывание с телеэкрана.
Проблема медиа-лиц, заключается в том, что если они являются яркими деятелями культуры, то у них, рано или поздно, появляются поклонники и единомышленники, которые следуют их примеру (одежда, образ жизни, кино, музыка и т.п.). И если популярный человек знает о своём статусе среди народных масс, то ему стоит вести себя аккуратно в своих действиях и высказываниях.
Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия или членская группа - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то, как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.
Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой, являющейся результатом социального конструирования, выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка" [4]
Информация о работе Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида