Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Наблюдая за социумом, мы приходим к выводу, что в современной России катастрофически падает культура, и нравственность большей части молодых людей.
Духовно-нравственное развитие молодого человека, это неотъемлемая часть в воспитании молодёжи. В связи с этим перед нами встаёт важная задача развития как духовного, так и нравственного потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует детального рассмотрения и изучения влияния референтных групп на культурно-нравственное развитие человека в современном мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА.
РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА…………………………………....……….....5
Определение понятия «референтная группа»……..………..…....5
1.2. Функции референтной группы………………………..............……6
1.3. Виды референтной группы……………………………………..…..8
ГЛАВА.
ФОРМИРМЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИУМА НА ИНДИВИДА………………….…....………………………………………..……11
Навязывание………………………………………………....……...11
2.2. Подражание…….……………………………………………………13
ГЛАВА.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ……………………………..19
Заключение…………………………………………………………..……20
Список используемых источников………………………………………22

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 654.13 Кб (Скачать файл)

 

 Вывод.

Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Многие психологи говорят о значительном влиянии референтных групп на человека. Учитывая референтные отношения индивида, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности. Изучение системы таких отношений индивида можно использовать как метод психодиагностики. И, конечно, определенным образом, влияя через значимого другого на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.

В следующей главе, мы рассмотрим фундаментальные формы влияния референтных групп на развитие молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ

 

    • Навязывание

В книге для будущих родителей пишут, что навязывая ребёнку слишком много вещей и действий, вы растите себе врага.

Навязывание можно определить, как попытку заставить человека кем-то быть, что-то иметь или что-то делать, что он не хочет, и к чему у него нет интереса.

Как правило, навязывание вызывает у ребёнка протест, он не хочет заниматься тем, что ему не интересно и активно возражает против этого. Если вы будете настаивать и заставлять его заниматься этим, он может перестать сопротивляться и впадёт в апатию по этому поводу. Вы как бы сломили его, и как личность он станет от этого слабее. Он может покорно выполнять всё, что вы говорите, но при этом в глубине души он будет ненавидеть вас, так как вы его сломили как личность. И конечно он не достигнет сколько-нибудь значительных результатов в той области, которую вы ему навязали. Когда он подрастёт и окрепнет как личность, он пошлёт вас подальше вместе с занятиями, которые вы ему навязали. А к деятельности, которую вы ему навязали, у него будет стойкое отвращение [3]

Согласимся с автором книги «Сделайте ребёнка счастливым или как быть хорошим родителем». В детстве, как кажется,  каждого третьего ребёнка  записали в музыкальную школу. Мамы очень хотели, чтобы их дети выросли большими музыкантами. Дети ходят на вокал, фортепиано и неотъемлемой частью музыкально образования является сольфеджо. Сначала им нравится задумка родителей. Один из них любит петь, учится играть на фортепиано, а вот с сольфеджо у него проблемы. Он не понимает ничего, что там происходит, зачем нужно учить размеры, октавы, биографии музыкантов и композиторов. С этого момента у него и начинаются портиться отношения с родителями. Мама заставляет ходить ребёнка в эту школу, и учить всё, что требуется. Но он не понимает для чего всё это нужно, зачем он должен туда ходить и там заниматься? Фортепиано у него нет, поёт в хоре, на заднем плане, а во время изучения сольфеджо плачет крокодильими слезами.

Спустя три года обучения, в один прекрасный день, он позвонит в музыкальную школу и сообщает о том, что больше не придёт к ним. Узнав об этом поступке родители, конечно, расстроились, но вовремя поняла, что ничего толкового из насильного обучения не вышло.

Такие ситуации не единичны, но не все решаются на таком уровне таким способом. Есть и с другим сценарием выхода из таких ситуаций, но они не всегда положительные. Родители настаивают на продолжении обучения. Родители считают, что чадо должно получить музыкальное образование, это правильно. Но так как занятия не приносят ребёнку никакого удовольствия, то спустя восемь лет, родители получают корочку о музыкальном образовании и ребёнка с чувством отвращения к  музыкальному инструменту.

Заставляя что-то делать человека против его воли возможно не так уж и плохо. Взять, к примеру, армию. Там жёсткий распорядок дня, расписанный по минутам. Ограниченное пространство, усиленная подготовка солдат к боевой готовности, постоянные тренировки на плацу, дежурство, проверка на выносливость, в общем, всё, что не доставляет  большого удовольствия молодому парню. Но, не смотря на всё это, молодые люди идут служить и гордятся этим.  Вы спросите почему? У каждого из тех, кто добровольно проходит службу есть свои мотивы. Для кого-то это дело чести, кто по стопам отцов и дедов пошёл, для кого-то это хорошая школа жизни, в которой они могут самоутвердиться и проверить себя на выносливость.

Иначе говоря, для того, чтобы индивид выполнял определённые действия, которые на ваш взгляд полезны для него или для вас, то необходимо это действие подкрепить мотивом.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация [9]

Следовательно, если бы мне в 10 лет объяснили, зачем я должна ходить в музыкальную школу: туда, где мне не уютно и ничего не получается, и ради какой цели мне нужно её закончить, то возможно я приложила бы все усилия для достижения этой цели и стала великим музыкантом, как хотела мама.

 

    1. Подражание

Подражание в психологии, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп.

        Ещё  Аристотель приписывал подражанию важнейшую роль в формировании человека. Тард в подражании видел основу развития общества. В биологизаторско-инстинктивистских концепциях (Мак-Дугалл и др.) подчёркивается врождённый характер подражания. В рамках ассоцианизма подражание рассматривается как особый вид воздействия, при котором реакция объекта подражания становится условным стимулом для собственной реакции субъекта подражания на стимул. В бихевиоризме подражание объясняется с позиций теории научения и рассматривается как результат подкрепления соответствующего поведения посредством прямых и косвенных видов поощрения и наказания. Сочетание ассоцианистских и бихевиористских влияний содержится в исследованиях подражания, основанных на концепции «замещающего научения» (А. Бандура и др.). Некоторые психологи отрицают существование единого механизма подражания, разделяя его на ряд самостоятельных  видов.

Фундаментальную основу изучения подражания составило исследование И. П. Павловым условных и безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В работах Л. С. Выготского подражание рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения человека, подчёркивается связь способности к подражанию с возможностями субъекта и пониманием им ситуации, подвергаются критике механистические и интеллектуалистические интерпретации подражания. Различные аспекты подражания в современной науке изучались с позиций общей (А. Н. Леонтьев и др.), сравнительной (Н. П. Ладыгина-Котс), педагогической (В. А. Просецкий и др.), возрастной психологии, а также палеопсихологии (Б. Ф. Поршнев) [6]

Самый популярный пример подражания – это ребёнок с расчёской вместо микрофона и табуретом вместо сцены, на диване родственники и друзья, вот он и известный певец.

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Имитационное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

 

 

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности. (Таблица 1)

 

 

 

 

(Таблица 1-  Возрастные особенности подражания) [12]

 

В детстве мы в первую очередь подражаем родителям. Девочки надевают мамины туфли, красят глаза и губы как у мамы, находят самое любимое мамино платье, и вот они принцессы! Она как мама. Мальчики, же в свою очередь подражают папе: крутят бублик, как папа в машине руль, идут на работу, со своим чемоданом, правда, максимум, куда они могут уйти, так это в соседнюю комнату, но это уже не важно, главное, что действия как у папы.

С взрослением ребёнка меняются и его референтные группы, семья заменяется знакомыми и друзьями.

Подражание ребёнка сверстникам. Каждый ребенок озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. (Таблица 2)

(Таблица 2- Подражание сверстникам) [13]

Примером подражания сверстникам отлично служит история известного и популярного американского социального психолога Роберта Чалдини о том, как он пытался научить сына плавать без круга.

«Крис не спускался в бассейн без надувного пластикового круга. И как бы я ни упрашивал его, ни умолял, ни заставлял – он ни за что не хотел расставаться с ним. После двух месяцев напрасных уговоров я решил нанять инструктора – моего студента-выпускника – здоровенного парня, бывшего телохранителя, который одно время работал инструктором по плаванию. Бесполезно. Ему тоже не удалось убедить Криса хотя бы раз поплавать без круга.

Примерно в это же время Крис посещал дневной лагерь. В программу входили различные оздоровительные мероприятия, в том числе и плавание в большом бассейне, чего мой сын старательно избегал. Однажды, вскоре после фиаско студента-выпускника, я пришел за Крисом немного раньше обычного и с изумлением увидел, как он сиганул с трамплина в центр самой глубокой части бассейна. В панике я начал скидывать туфли, чтобы прыгнуть вслед за ним. И тут я увидел, как он вынырнул на поверхность и благополучно приплыл к бортику бассейна – куда устремился и я с туфлями в руках, чтобы встретить его.

- Крис, ты научился плавать, - кричал я восторженно, - ты научился  плавать!

- Да, - ответил он спокойно, - я научился сегодня.

- Это потрясающе! Просто  фантастика, - бормотал я, при этом активно жестикулируя, чтобы выразить переполнявшие меня чувства. – Но как бы сумел обойтись сегодня без круга?

Глядя на меня слегка смущенно … Крис объяснил: «Мне три года, и Томми тоже три года. Раз Томми может плавать без круга, значит и я могу тоже» [7. C. 214-215].

После этого Чалдини долго раздумывал о том, что если бы он был более догадлив, то не ему не пришлось столько времени тратить на обучение сына плавать без круга. Крису нужен был не «громила» студент, а Томми.

 

Вывод.

Мы ориентируемся на действия других, чтобы определить для себя правильное поведение, особенно тогда, когда мы считаем этих других похожими на нас.

Это касается не только взрослых, но и детей. Исследователи, работающие, например, в сфере здравоохранения, выяснили, что проводимая в школах программа по борьбе с курением среди школьников имела устойчивые результаты только тогда, когда в качестве наставников были задействованы сверстники этих ребят. Другое исследование показало, что у детей, посмотревших фильм, где ребёнок спокойно реагирует на визит к стоматологу, заметно снизился страх посещения врача в случае, когда ребёнок из фильма был их сверстником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ

 

На сегоднешний день общество нуждается в широко образованных, высоко нравственных молодых людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание - это процесс постепенного расширения ценностно - смысловой сферы личности, осознанного восприятия и последовательного принятия ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества. [1]

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов

 

 Вывод.

В современном мире  молодёжь развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому наша задача, как будущих родителей, воспитателей, специалистов по работе с молодёжью, внимательно следить за влиянием окружающего социума  на развитие культурного, духовного и нравственного роста индивида, и уметь грамотно воздействовать на выбор индивидом той самой эталонной группы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшей задачей влияния референтных групп  на развитие человека  является развитие личности путём  выявления в себе недостатков и недочётов.

Но как выше было сказано, что референтные группы бывают не только положительными, но и отрицательными.

Дурное влияние на ребенка может быть разнообразным. Дети быстро перенимают не только нехорошие слова, но и все мировоззрение, и плохие поступки. Другие дети могут внушить вашему ребенку, что украсть булочку из магазина – это совсем не плохо, или старушка, которая упала на льду – это смешно, или можно плеваться – это интересно, а кто так не делает, значит, они «маменькины сыночки».

В ходе нашей работы проведено исследование участником, которого непосредственно являлся сам автор данной работы.

Всю свою школьную жизнь, я помню, как мама меня постоянно заставляла читать книги. Я ненавидела читать! Всё что предлагала мне школьная программа  - это были книги, до которых я тогда ещё не доросла умом. Мне это было не интересно. В моём окружении были ребята, для которых, чтение являлось одним из любимых видов времяпрепровождения. Все они не были моими кумирами для подражания.

Информация о работе Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида