Влияние семьи на личность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы влияния семьи на процесс формирования личности подростка………………………………………………………………….6
1.1 Формирование личности в процессе социализации…………………….6
1.2 Возрастные и психологические особенности личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….13
1.3 Роль семьи в процессе социализации подростка………………………18
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семейных отношений на формирование личности подростка………………………………24
2.1 Родительские отношения, как основной фактор, влияющий на формирование личности подростка………………………………………...24
2.2 Проведение рисуночных тестов в эмпирической группе подростков.32
2.3 Результаты эмпирического исследования……………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Библиография……………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

При этом надо помнить, что чем длительнее по времени  разногласия в семье, тем сильнее  их отрицательное влияние на ребенка.

Влияние структуры  семьи на формирование личности ребенка  неразрывно связано с царящими в  семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

В жизни каждого  человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

У детей много  потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой  только основных:

1. Потребность  в любви, доброжелательности и  теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.

2. Необходимость  в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.

3. Потребность  в уважении. Ребенок плохо себя  чувствует, если к нему относятся  пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют  и непрерывно поучают. От постоянной  критики он будет склонен ощущать свою неполноценность.

Неудовлетворение  основных потребностей детей очень  быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

Рассматривая  основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

Позиция отвержения способствует формированию у ребенка  таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность  к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

Если родители проявляют позицию уклонения  от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным  к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Родительская  позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

При родительской позиции признания прав ребенка  он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти  дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

Родительская  позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную  личность, тогда он может прекрасно  общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться  в различных общественных ситуациях.

У родителей, имеющих  детей-подростков, и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между  родителями и детьми, достигшими подросткового  возраста, постоянно возникают конфликты  по самым разным вопросам.

Конфликты между  подростками и родителями в семье - очень часто встречающееся явление. Оно в определенной степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей.

Такие конфликты  обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого  обычно способствует установление между  ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку, с какими - то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами [20].

Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут  быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

Однако подростковый кризис может затянуться, и если с отрицательными симптомами в поведении не бороться, то, в конечном счете, это может привести к закреплению в личности и поведении подростка весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные привычки [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проведение рисуночных тестов в эмпирической группе подростков

 

Теоретический анализ проблемы показал, что социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

Цель эмпирической работы состояла в исследовании влияния  семейных факторов на формирование личности подростка.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

- Рисуночный  тест «Моя семья»;

- Рисуночный  тест «Семья, которую я хочу»;

Эмпирическое  исследование проходило в Муниципальном  образовательном учреждении «Кезская средняя школа №1» п.Кез.  Контингент участников исследования составил 27 человек в возрасте 14 - 15 лет.

 

Состав эмпирической группы

участники

возраст

1

Андреева Елена

15 лет

2

Артемьев Павел

14 лет

3

Белослудцева  Юлия

15 лет

4

Боговаров Артем

15 лет

5

Брожкина Виктория

15 лет

6

Волкова Любовь

14 лет

7

Данилов Дмитрий

15 лет

8

Ельцов Денис

15 лет

9

Ехлоков Дмитрий

14 лет

10

Жигалов Руслан

14 лет

11

Иванов Максим

14 лет

12

Каракулова  Дарья

15 лет

13

Кондратьева Диана

15 лет

14

Копатова Екатерина

15 лет

15

Корепанова  Анастасия

15 лет

16

Никитин Кирилл

14 лет

17

Никитина Анастасия

15 лет

18

Никитина Яна

15 лет

19

Обухова Светлана

14 лет

20

Серебрянникова  Юлия

15 лет

21

Снигирева Ольга

14 лет

22

Суднева Софья

15 лет

23

Сунцов Виталий

15 лет

24

Тронин Игорь

14 лет

25

Широбоков Михаил

15 лет

26

Чащина Ирина

14 лет

27

Юферев Илья

14 лет


 

Дадим описание данных методик.

1. Рисуночный  тест «Моя семья» 

Материал:

- лист бумаги;

- набор цветных карандашей.

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие им своей роли в семье, характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность).

Ребенку предлагается чистый лист А4. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать каких-то указаний и уточнений; на вопросы отвечать уклончиво: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок  рисует, следует ненавязчиво наблюдать, отмечая такие моменты, как:

  • Порядок заполнения свободного пространства.
  • Порядок появления персонажей рисунка.
  • Время начала и окончания работы.
  • Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
  • Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
  • Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании  рисунка попросите ребенка назвать  всех изображенных персонажей рисунка.

Второй этап исследования – беседа, которая  должна носить легкий, непринужденный характер.

Вопросы:

  • Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
  • Где эта семья находится и, чем заняты ее члены в настоящее время?
  • Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
  • Кто в семье самый хороший и почему?
  • Кто самый счастливый и почему?
  • Кто самый грустный и почему?
  • Кто больше всех нравится ребенку и почему?
  • Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
  • Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Полученное  изображение отражает отношение  ребенка к членам его семьи, то какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит  каждому.

Первый шаг в интерпретации детского рисунка – оценка общей структуры. Что мы видим на рисунке: действительно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Причем любое изображение семейной ситуации, может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему (отражать желаемое). Если персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни, и выделяет ее. Один из членов семьи выше остальных – придание исключительного статуса, обладание (по мнению ребенка) наибольшей властью в семье, даже этот персонаж меньшего размера, чем остальные. Ниже остальных ребенок помещает того, чье влияние в семье минимально.

Второй  этап – определение наиболее привлекательного персонажа. Его можно выявить по следующим признакам: он изображается первым, помещается на первом плане; он выше и крупнее остальных персонажей; выполнен с большей любовью и тщательностью; остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. Возможно выделение его особенной одеждой, наделение какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя себя с этим персонажем. Размер того или иного члена семьи – значение, которое имеет этот персонаж для ребенка. Наименее значимый персонаж – самый маленький, рисуется в последнюю очередь и, помещается в стороне от остальных; может быть перечеркнут или стерт. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры – чувство тревоги по отношению к этому человеку. Или же такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. Предпочтение того или иного родителя выражается в более близком расстоянии от ребенка, какое выражение лица у родителей. Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции: наиболее близкие люди изображены ближе к ребенку.

Ребенок о себе. Фигура ребенка наиболее выделена, нарисована более тщательно, прорисованы детали, яркая фигура – важность собственной личности, считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье; самым значимым и уникальным. Маленькая, слабая фигурка, в окружении родителей – чувство беспомощности и требование заботы и ухода; возможно ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки в семье. Ребенок вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи – подчеркивание своего исключительного статуса среди других детей. Ребенок рядом с отцом и размеры собственной фигуры преувеличены – сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье.

Информация о работе Влияние семьи на личность ребенка