Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы влияния семьи на процесс формирования личности подростка………………………………………………………………….6
1.1 Формирование личности в процессе социализации…………………….6
1.2 Возрастные и психологические особенности личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….13
1.3 Роль семьи в процессе социализации подростка………………………18
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семейных отношений на формирование личности подростка………………………………24
2.1 Родительские отношения, как основной фактор, влияющий на формирование личности подростка………………………………………...24
2.2 Проведение рисуночных тестов в эмпирической группе подростков.32
2.3 Результаты эмпирического исследования……………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Библиография……………………………………………………………………….47
Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование личности подростка.
Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Кезская средняя школа №1» п.Кез. Контингент участников исследования составил 27 человек в возрасте 14 - 15 лет. На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу».
Рисуночные методики четко отображают внутрисемейные отношения. Тесты позволяют выявить проблемы подростков, так как ребят сложно вывести на откровенный разговор, а, рисуя, они бессознательно переносят свое отношение к семье на бумагу. Результаты эмпирической работы показали высокий уровень влияния семьи на формирование личности подростков: от стиля семейных отношений зависит психическое здоровье ребенка, его самооценка, личные качества, поведение в обществе.
Библиография