Влияние семьи на личность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы влияния семьи на процесс формирования личности подростка………………………………………………………………….6
1.1 Формирование личности в процессе социализации…………………….6
1.2 Возрастные и психологические особенности личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….13
1.3 Роль семьи в процессе социализации подростка………………………18
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семейных отношений на формирование личности подростка………………………………24
2.1 Родительские отношения, как основной фактор, влияющий на формирование личности подростка………………………………………...24
2.2 Проведение рисуночных тестов в эмпирической группе подростков.32
2.3 Результаты эмпирического исследования……………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Библиография……………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование личности подростка.

Эмпирическое  исследование проходило в Муниципальном  образовательном учреждении «Кезская средняя школа №1» п.Кез. Контингент участников исследования составил 27 человек в возрасте 14 - 15 лет. На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу».

Рисуночные методики четко отображают внутрисемейные отношения. Тесты позволяют выявить проблемы подростков, так как ребят сложно вывести на откровенный разговор, а, рисуя, они бессознательно переносят свое отношение к семье на бумагу. Результаты эмпирической работы показали высокий уровень влияния семьи на формирование личности подростков: от стиля семейных отношений зависит психическое здоровье ребенка, его самооценка, личные качества, поведение в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.
  2. Андреева Т.М. Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.: ил.
  5. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. -  "Просвещение", Москва, 1976 г.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1977; изд. 2—е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
  7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001.
  8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
  9. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993. - 144 с.
  10. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2002.- № 6. - С. 54-58.
  11. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. - М., 2000. - С. 118-132.
  12. Драгунова Т.В. Подросток // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М., 2007.
  13. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
  14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1997,с.76.
  15. Рождественская Е.А, Рощина Н.А. Возрастная психология. - М., 1999.
  16. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей. – Мн.: Технология, 2000. - 100 с.
  17. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
  18. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
  20. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
  21. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
  22. Дубинин С.Н. Интеграция индивида в социальную систему / "Медицина и образование в Сибири" -  2006 г. - № 1.

 

 

 

 




Информация о работе Влияние семьи на личность ребенка