Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы влияния семьи на процесс формирования личности подростка………………………………………………………………….6
1.1 Формирование личности в процессе социализации…………………….6
1.2 Возрастные и психологические особенности личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….13
1.3 Роль семьи в процессе социализации подростка………………………18
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семейных отношений на формирование личности подростка………………………………24
2.1 Родительские отношения, как основной фактор, влияющий на формирование личности подростка………………………………………...24
2.2 Проведение рисуночных тестов в эмпирической группе подростков.32
2.3 Результаты эмпирического исследования……………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….45
Библиография……………………………………………………………………….47
Дополнительные персонажи. Дополнение людей, не относящихся к семейному кругу или животных – попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей. Присутствие вымышленных персонажей – неудовлетворенные потребности ребенка (расспросить ребенка об этом персонаже). Изображение вблизи одного из членов семьи домашнего животного, в действительности отсутствующего – потребность ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.
Родительская пара. Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Ребенок, который воспитывается одним родителем, может изобразить обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет – принятие им реально существующей ситуации. Один из родителей (одного пола с ребенком) в изолированном положении – желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга – незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола. Родители контактируют друг с другом (держатся за руки, др.) – тесный психологический контакт в жизни. Если контакта на рисунке нет, то, скорее всего его нет и в реальности. Изображение одного из родителей неестественно большого размера (чаще матери) – этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение. Родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает – небольшого размера, с маленькими руками или вообще без них.
Идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка (отцом, матерью, сиблингом). Идентификация с родителем своего пола – нормальное положение вещей, отражает желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим сиблингом (независимо от пола) – нормальное явление, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной, ей уделяется больше времени. Достаточно информации можно узнать из беседы. Если ребенок идентифицирует себя с самым невзрачным персонажем, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от остальных – ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.
Отказ от изображения того или иного члена семьи. Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи – чувство одиночества и изолированности. Ребенок вообще отсутствует на рисунке – то же самое, но в более сильном проявлении, чувство неполноценности, отчужденность. Ребенок рисует себя в последнюю очередь – заниженное самоуважение. Отказ рисовать младшего сиблинга (брата я забыл нарисовать, для брата места не хватило) – ничего случайного в рисунке нет; часто ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку; в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существенную проблему. Либо ребенок может изобразить младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых – негативное отношение ребенка к этому человеку, отсутствие эмоциональной связи с ним.
И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что подросток тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем «бурлит» и «закипает», все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, «вырывается» наружу и застывает с «немым криком» на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот «крик» должен услышать каждый из родителей. Ведь родителям навряд ли придет в голову, что очень часто они - виновники всех бед ребенка.
2. Рисуночный тест «Семья, которую я хочу»
Инструкция:
Переверните лист бумаги на другую сторону нарисуйте теми же карандашами еще одну семью, но не семью - близнец, а ту, которую бы вы хотел иметь, иначе говоря - «Семью, которую хочу».
Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это «вход» в желаемое, «вход» в «Прекрасное Далеко», которое бы подросток не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Подросток это просто вам еще не в силах сам изобразить.
«Семью, которую хочу» он представляет только в настоящем. «Прекрасное Далеко» для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их «устраняет» на бумаге, «нейтрализуя» их собственными методами. Поэтому обычно на рисунке «Семья, которую хочу» нередко «исчезает» кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или «укорачивает», или «удлиняет» свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе «Моя семья». Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в «ежовых рукавицах» и из-за этого был первым на рисунке «Моя семья», то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда ребенок все-таки решает в новой семье «оставить» даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.
Тот родственник, которого подросток почему-то «забывает» изобразить в «Семье, которую хочу», как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, «исключив» его самостоятельно из членов собственной семьи и, таким образом, свершив свой «суд», художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и «намекает», как его осуществить.
Чаще всего многое в анализе рисунка «Моя семья» объясняет только лишь рисунок «Семья, которую хочу». И если бы пришлось ограничиться одним рисунком, мы сомневались бы в собственных догадках. Поэтому, когда было трудно интерпретировать рисуночный тест «Моя семья», мы использовали вариант «Семья, которую хочу».
2.3. Результаты эмпирического исследования
В ходе эмпирического исследования были получены качественные результаты.
Приведем качественный анализ результатов по методике рисуночный тест «Моя семья».
Илья, Миша, Ирина, Софья, Ольга, Юля Серебрянникова, Дима Ехлоков, Катя, Даша, Дима Данилов, Юля Белослудцева осветили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем-то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями.
Игорь, Виталий, Света, Настя Никитина, Паша, Лена считают себя самыми значительными в семье, т.к. нарисовали себя первыми, а Денис, Настя Корепанова, Артем, Диана и Настя Никитина изобразили второй мать, что говорит об ее высоком авторитете в семье. Также высокий авторитет матери можно наблюдать в рисунках Ирины, Любы, Ольги, Максима, Юли Серебрянниковой, Даши, Кати, Ильи, Юли Белослудцевой, т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая.
Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Кирилла, Максима, Кати, Яны, т.к. отец изображен последним.
Руслан изобразил себя последним и едва ли приметным, он ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям.
О конфликтной ситуации в семье, об эмоциональной разобщенности свидетельствуют рисунки Виталия, Светы и Руслана, т.к. фигуры расположены далеко друг от друга. А Илья, Юля Белослудцева, Миша, Ирина, Софья, Катя изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Димы Ехлокова, Мишы, Насти Корепановой, Вики; высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Ирины, Ольги, Даши, Максима, Яны, они очень близко изобразили себя к матери.
Руслан считает себя отвергнутым, он отделил себя на рисунке значительным пространством от других членов семьи. Между мамой и папой изобразили себя Ольга, Катя, Миша и Ирина - ощущают себя нужными и необходимыми в семье.
Виталий и Света не нарисовали младших братьев и сестер, т.к. они являются источником дискомфорта, переживаний и мучений, тем самым они «устраняют» конкурентов.
Руслана постоянно подавляет старшая сестра, т.к. он ее не изобразил и на вопрос: «Где этот член семьи?» ответил, что она вышла в магазин. Жаждет быть кому-то нужной Света, она изобразила кошку, которая на самом деле не существует.
Света и Кирилл нарисовали отцу только глаза, тем самым они осведомляют нас, что отец все время наблюдает и следит за ними, не допускает шалостей и баловства, он - источник конфликтных ситуаций для них. Миша, Ирина, Софья, Ольга акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник. Также изображают себя Игорь, Лена, Виталий, Юля Серебрянникова, Дима Ехлоков, что дает возможность говорить о любовании собою, либо они серьезно озабоченны своею внешностью. Теплыми ласковыми тонами рисовали Илья, Юля Белослудцева, Миша, Ирина, Софья, Ольга, Юля Серебрянникова, Дима Ехлоков, Катя, Даша, Настя Корепанова - любят свою семью. А холодными тонами рисовали Руслан, Света, Виталий - конфликтные отношения между детьми и членами семьи.
Распознавание типов воспитания по рисункам.
Игорь, Лена, Виталий, Света и Настя Никитина - кумиры в семье. Максим, Юля Серебрянникова, Артем, Дима Ехлоков, Миша, Настя Корепанова, Даша - гиперопека. Воспитание по типу «Золушки» - Руслан. Ольга, Катя, Ирина, Дима Данилов - воспитание «в культе болезни».
Приведем качественный анализ по методике рисуночный тест «Семья, которую я хочу».
Илья, Лена, Миша, Ирина, Софья, Ольга, Юля Серебрянникова, Дима Ехлоков, Катя, Даша, Руслан, Света, Кирилл, Дима Данилов осветили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем-то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями.
Игорь, Лена, Руслан, Света считают себя самыми значительными в семье, так как нарисовали себя первыми. Высокий авторитет матери можно наблюдать во всех рисунках Руслана, Паши, Светы, так как они первой изобразили мать и ее фигура самая большая.
Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Яны, так как отец изображен последним.
Все ребята изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Димы Ехлокова, Миши, Насти Корепановой, Светы, Ильи, Юли Белослудцевой, Кати, Дениса, Любы, Вики, высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Ирины, Ольги, Даши, Максима, Яны, Виталия, Кирилла, Насти Никитиной, Дианы, Софьи, они очень близко изобразили себя к матери.
Между мамой и папой изобразили себя Света, Максим, Диана, Ольга, Катя, Миша, Ирина, Руслан, Денис, они ощущают себя нужными и необходимыми в семье.
Максим, Диана, Ольга, Катя, Миша, Виталий изобразили кошек и собак, объясняя это тем, что родители позволили им завести домашних животных.
Миша, Ирина, Софья, Ольга, Руслан и Света акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник, а Дима Ехлоков, Миша, Настя Корепанова, Света, Илья, Юля Белослудцева, Катя и Денис акцентируют внимание на голове отца и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник.
Итак, анализируя особенности интерпретации рисунка "Моя семья", мы словно заново узнали своих учеников и поняли, что ребенок - личность, пусть еще маленькая, несмышленая, но личность, смотрящая на мир своими собственными чистыми глазами, имеющая свой особый угол зрения на жизнь. И этот угол зрения должен быть известен родителям. Иначе вдруг окажется, что родители и ребенок все видят по-разному и разными глазами и говорят часто на разных языках. И чтобы все-таки язык был единым, им надо знать символику своего ребенка хотя бы на рисунке.
Заключение
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.