Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 05:13, реферат
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста
1.1 Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
1.3 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию тревожности как фактора успеваемости обучения детей младшего школьного возраста
2.1 Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы
2.2. Система работы по коррекции тревожности у младших школьников
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов
2.4. Методические рекомендации по повышению успеваемости младшего школьника по средством коррекции их тревожности
Заключение
Список литературы
Упражнение «Приятное
Инструкция: Ребята представьте себе ситуацию, в которой вы испытывайте полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представьте эту ситуацию. Все дети закрыли глаза и начали представлять. Но получилось ярко представить не у всех. Зина Р. отвлекалась и не поняла задания. Юля М. И Елена К. занимались своими делами, общались шепотом на свои темы. Особенно ярко получилось представить у Кати Ж., Бори Т. Катя представила, что она лежит на кровати и ест с мамой мороженное, на вопрос педагога «Почему именно в этой ситуации она испытывает покой?» Она ответила, что ей очень нравится проводить время с мамой и только рядом с ней она испытывает чувство радости и покоя.
Основная часть
Игра: «Тревожность»
Ребята давайте вспомним про Тревожность тяжело ей живется. Ни чего не может сделать до конца: ни дом достроить, ни цветы посадить. Зато тебе это под силу! Помоги бедняжке!
Послушайте внимательно
Заключительная часть
Порисовали, пофантазировали, а теперь расслабимся.
Упражнение «Волшебный сон»
Дети находятся в полном покое. Педагог читает установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «Волшебный сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесное расслабляется.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длинная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.
Дети закрыв глаза сидели и расслаблялись, кто-то баловался. Почти у всех ребят получилось это упражнение, особенно хорошо у: Николая П., Кристины С., Лиды Т., Бори Т., Зины Р., Жени М.
Беседа с участниками
Анализ: мы прошли огромный путь самоанализа и самораскрытия. Мы познакомились с различными чувствами, познакомились с собственными переживаниями, увидели свои достоинства, которыми теперь, я надеюсь, будем пользоваться и недостатки, от которых будем активно избавляться, увидели себя со стороны, узнали, что думают о нас окружающие, научились радоваться и передавать эту радость другим. Эти занятия показали, что у всех вас много возможностей, много того, что делает каждого из вас уникальным, неповторимым, и того, что доля всех вас – общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям с нами было веселее и радостнее жить.
Коррекционно-развивающие
2.3 Сравнительный анализ
результатов исследования на
этапах констатирующего и
Целью третьего этапа является: 1) проведение
повторной диагностики
После осуществления формирующего
эксперимента: проведение серии коррекционно-
Повторное диагностическое обследование показало, что процент младших школьников, которые учатся на оценку «удовлетворительно» возрос на 7,1%.Это можно увидеть на рисунке 5.До формирующего эксперимента успеваемость детей коррекционной группы составляла 57,1%, после посещения коррекционных занятий успеваемость младших школьников возросла и стала составлять 64,2%. Один ребенок перешел от оценки «неудовлетворительно» на «удовлетворительно»
После посещения коррекционных занятий у всех детей наметились изменения. Ребята стали более общительней, спокойней, уверенней в себе. У большинства детей в частности Николая П., Зины Р. повысилась самооценка, они теперь с легкостью, без особых переживаний берутся за любое порученное им дело. Костя К., Леша Х., Максим Ю. стали более раскованней, раскрепощенней, стали менее боятся трудностей. Особенно коррекционно-развивающая программа помогла таким детям как: Катя Ж., Кристина С., Боря Т.. Эти дети перешли от высокого уровня тревожности к оптимальному. У них наблюдается явное улучшение при общении со сверстниками, они стали активней работать на уроках, качественней выполнять домашнюю работу. Теперь они не боятся сталкиваться с трудностями, они менее беспокойны и раздражительны, намного уверенней в себе, в своих силах, более раскованны.
Если до формирующего эксперимента было 100% младших школьников с высоким уровнем тревожности, тогда как после коррекционных занятий стало 78,5%.
Полученный результат
Однако, процент изменений, которые
мы наблюдаем после посещения
детьми коррекционно-развивающих занят
Выводы: 1. Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и успеваемостью детей младшего школьного возраста.
2. Выявлен факт взаимосвязи
3. Существует возможность коррекции данной характеристики личности, но она требует комплексного подхода, для учета множества факторов, определяющих ее развитие.
2.4 Методические рекомендации
по повышению успеваемости
Правила работы с тревожными детьми:
1) избегайте состязаний и каких-
2) не сравнивайте ребенка с окружающими.
3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию
4) способствуйте повышению
5) чаще обращайтесь к нему по имени.
6) демонстрируйте образцы
7) не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8) будьте последовательны в
9) старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
10) используйте наказание в
11) не унижайте ребенка наказывая его.
Профилактика тревожности по Е.В. Новиковой и Б.И. Кочубею
1) общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2) будьте последовательны в
3) учитывайте возможности детей,
не требуйте от них того, что
они не могут выполнить. Если
ребенку с трудом удается
4) доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
5) если по каким-либо
Работа с тревожными детьми
Работа с тревожным ребенком
сопряжена с определенными
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1) повышение самооценки – надо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Играть в «Я дарю тебе…», «Комплименты».
2) обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях – избегать сравнения детей друг с другом. Нельзя сообщать о неудачах ребенка родителям. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, это учит выражать ребенка свою тревогу и страх.
4) снятие мышечного напряжения – упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания.
Для того чтобы выявить уровень тревожности у младшего школьника нужно провести следующие диагностические методики: «Шкала тревожности Кондаша», тест М. Люшера и анализ учебной документации. Эти методики являются эффективными в изучении данной проблемы. Так же для оптимизации уровня тревожности можно использовать коррекционно-развивающую программу, состоящую из 10 занятий, направленных на преодоление собственных страхов, на умение справляться с собственной тревожностью, на осознание собственного «Я», способствовать развитию общительности и активности, научиться понимать собственные эмоции и адекватно их выражать. Данная программа опробированна и принесла результат при работе с тревожными детьми.
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:
1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
3. Недопустимо сравнивать
Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
5. Детская тревожность часто
вызывается неизвестностью. Потому,
предлагая ребенку задание,
6. Развитие самостоятельности и
уверенности тревожного
Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения. Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
Информация о работе Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста