Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 05:13, реферат
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста
1.1 Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
1.3 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию тревожности как фактора успеваемости обучения детей младшего школьного возраста
2.1 Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы
2.2. Система работы по коррекции тревожности у младших школьников
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов
2.4. Методические рекомендации по повышению успеваемости младшего школьника по средством коррекции их тревожности
Заключение
Список литературы
Заключение
В психолого-педагогической литературе существует множество подходов к рассмотрению проблемы школьной неуспеваемости и факторов ее обуславливающих. Среди последних отмечают, физиологические нарушения, особенности воспитания ребенка в семье, определенные личностные характеристики. В данной работе мы уделили внимание рассмотрению тревожности как фактора школьной неуспеваемости.
В контексте темы выпускной квалифицированной работы «Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста» мы ставили цель: выявить влияние тревожности на успеваемость обучения младших школьников и определение возможности ее коррекции у младших школьников.
Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что тревожность оказывает неоднозначное влияние на успеваемость детей младшего школьного возраста. Так оптимальный уровень тревожности может рассматриваться как позитивный фактор – это вера в свои силы, достижения успеха, и пр., высокий и низкий уровни тревожности, как правило, дезорганизует учебную деятельность. Мы обосновали 3 группы условий, детерминирующих появления высокого и низкого уровней тревожности: 1 группа – личностные особенности ребенка, 2 группа – физиологическая сохранность ребенка, 3 группа – социальные условия, преимущественно семейный фактор.
Нами организована опытно-экспериментальная работа по изучению зависимости типа успеваемости и уровня тревожности детей. Реализация опытно-экспериментальной работы была осуществлена в период с 9.02 по 9.03 2006 учебного года. Для реализации поставленной цели нами были использованы такие методики как «Шкала тревожности Кондаша», тест М. Люшера и анализ учебной документации. На этапе формирующего эксперимента мы разработали и опробировали коррекционно-развивающую программу оптимизации уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста, состоящую из 10 занятий, направленных на воспитание уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, помощь в снятии страхов, а так же негативных переживаний. Наблюдается динамика оптимизации тревожности после коррекционных занятий и, следовательно, улучшается успеваемость младшего школьника.
Использование эмпирических методов
исследования позволяет нам констатировать
определенную зависимость между
уровнем тревожности и
Таким образом, решение поставленных перед нами задач, подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели.
Список литературы
1. Айсмонтос Б.Б. Общая психология. – М.: Владос-пресс, 2002. – 288 с.
2. Айзенк Х. Психологические теории тревожности Тревога и тревожность Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
3. Блонский П.П. Школьная успеваемость: Изб. педагог. произв. – М.: Педагогика, 1961. – 234 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Педагогика, 1994. – 356 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Педагогика, 1982, – 60 с.
7. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности Тревога и тревожность Под ред. И.В. Дубровиной. – М. Просвещение, 1991. – 400 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1961. – 538 с.
9. Солдатов Г. Оценки и отметки начальной школе. Сост., Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
10. Словарь психолога-практика. Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
11. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И.
12. Хекхаузен Х. Тревожность Тревога и тревожность Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
13. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации Хрестоматия по гуманистической психотерпии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с.
14. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Карл Рождерс и клиент-центрированная терапия Хрестоматия по гуманистической психотерпии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с.
15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителю. – М.: Просвещение, 1993. – 348 с.
16. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с.
17. Якобсон Т.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Педагогика, 1996. – 341 с.
Информация о работе Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста