Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:36, курсовая работа
Целью исследования является исследование взаимосвязи условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть возрастную периодизацию.
Ознакомиться с особенностями воспитания различных возрастных групп.
Выявить влияние воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности.
Введение…………………………………………………………….
3
1.
Основные психологические особенности развития в раннем детстве……………………………………………………………….
6
1.1
Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве………………………………………………………
6
1.2
Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста……………………………………………………………...
23
2.
Основные психологические особенности развития в ранней юности……………………………………………………………….
28
2.1
Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте…………..
28
2.2
Личностное самоопределение в ранней юности………………….
32
2.3
Становление мировоззрения в ранней юности…………………...
33
3.
Влияние условий воспитания в раннем детстве на формирование личностных особенностей в ранней юности…….
40
Заключение………………………………………………………….
57
Список литературы…………………………………………………
59
Влияние условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности
Содержание.
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Основные психологические особенности
развития в раннем детстве…………………………………………………………… |
6 |
1.1 |
Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве……………………………………………………… |
6 |
1.2 |
Методы научно-психологического изучения
детей дошкольного возраста………………………………………………………… |
23 |
2. |
Основные психологические особенности
развития в ранней юности……………………………………………………………… |
28 |
2.1 |
Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте………….. |
28 |
2.2 |
Личностное самоопределение в ранней юности…………………. |
32 |
2.3 |
Становление мировоззрения в ранней юности…………………... |
33 |
3. |
Влияние условий воспитания в раннем детстве на формирование личностных особенностей в ранней юности……. |
40 |
Заключение…………………………………………………… |
57 | |
Список литературы………………………………………………… |
59 |
Введение.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.
Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.
В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания.
Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким,- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.» [Ушинский К. Д.]
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью механизмов становления индивидуального опыта и взаимосвязей раннего индивидуального опыта с особенностями личности в юности, отсутствием адекватных методов исследования и необходимостью учета генетических основ развития индивидуального опыта.
Целью исследования является исследование взаимосвязи условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования - этапы возрастного развития.
Предмет исследования - содержание раннего индивидуального опыта и его взаимосвязи с личностными особенностями в юношеском возрасте.
Аттестационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
В первой главе «Основные психологические особенности развития в раннем детстве» изучаются психологические особенности в раннем возрасте, а также рассматриваются особенности воспитания.
Во второй главе «Основные психологические особенности развития в ранней юности» изучаются психологические особенности в ранней юности.
В третьей главе «Влияние условий воспитания в раннем детстве на формирование личностных особенностей в ранней юности» рассматривается взаимосвязь между воспитанием в раннем детстве и отражение результатов в ранней юности.
В заключении делаются выводы, полученные в результате исследования.
В списке литературы дан перечень книг, статей, использованных в процессе работы над выбранной темой.
1. Основные психологические особенности развития в раннем детстве.
1.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве.
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.
Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
1. Наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям).
2. Индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро).
3. Высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию.
4. Восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).
К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое - ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни, как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития, фиксируется ряд противоречий:
1. В это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативные, многозначны, полисемантичны, они лишь части слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.
2. До сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, и прежде всего — через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения. Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок—предмет—взрослый» (вместо прежней «ребенок—взрослый»). В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в данной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности — предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.
Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С.Выготский отмечал ряд существенных моментов [1].
1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить. Это поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение. Сознавать для ребенка раннего возраста - еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще недостаточно отдифференцировались друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют.
2. Ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии - узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) - мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.
У восприятия в раннем детстве есть две особенности:
1. Его аффективный характер, его страстность.
2. Когда восприятие является доминирующей функцией сознания,
это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Оно появляется примерно к 3 годам. Ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок-взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».
Остановимся подробнее на «трех китах» раннего детства - прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.
Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он умеет не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.
Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям.
Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве.
Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.
Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность,