Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:21, контрольная работа
Конфликт - (от лат. conflictus — столкновение). столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. ПОНЯТИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ… 5
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….……..8
3. ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК ОСНОВА ВНТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА……………………………………………………………………11
4. КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………….14
4.1 Система предупреждения внутриличностных конфликтов и перевоспитание учащихся………………………………………………………14
4.2 Составление плана педагогической коррекции……………………..17
4.3 Изменение содержания и характера общения………………………19
4.4 Изменение содержания и характера деятельности…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...24
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конфликтология»
Тема: «Внутриличностная конфликтность школьников и ее коррекция в педагогическом процессе»
Выполнил студент: Такшеева Е.А Шифр: МЗС - 090421 Специальность: «Менеджмент организации» Курс: 6 Форма обучения: заочная Преподаватель: Игумнова М. Б |
Архангельск – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ… 5
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………
3. ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК ОСНОВА ВНТРИЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА………………………………………………………
4. КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………….14
4.1 Система предупреждения
внутриличностных конфликтов и перевоспитание
учащихся………………………………………………………
4.2 Составление плана педагогической коррекции……………………..17
4.3 Изменение содержания и характера общения………………………19
4.4 Изменение содержания и характера деятельности…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт - (от лат. conflictus — столкновение). столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).
Основными структурными элементами конфликта есть:
Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые явно (неявно) поддерживают конфликтеров.
Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта.
Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту.
Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.
Позиции сторон конфликта - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Внутриличностный конфликт - это один из самых сложных психологи-ческих конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.
Внутриличностный конфликт определяют как острое негативное пережива-ние, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно.
Внутриличностные конфликты
конструктивного характера являются необходимыми
моментами развития личности. Но деструктивные
внутри-личностные конфликты несут серьезную
опасность для личности, от тяжких переживаний,
вызывающих стрессы, до крайней формы
своего разрешения - суицида. Поэтому для
каждого человека важно знать сущность
внутриличностных конфликтов, их причины
и способы разрешения.
В реальной жизни происходит
множество внутриличностных конфликтов.
Несмотря на многочисленные исследования,
посвященные этому феномену, число внутриличностных
конфликтов не уменьшается
1.ПОНЯТИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее ярким, трудным, переломным и опасным в развитии ребенка школьного возраста называют подростковый период. Не даром этот возраст считают самым трудным в воспитательном отношении и чаще всего это связывают с половым развитием подростка. Перестройка работы важнейших систем организма не может пройти не замеченным им самим. В этом возрасте возникает потребность в совершенствовании самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Все эти тенденции обязательно преломляются через их социализацию, происходящую по большей мере в группе сверстников.
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление особенно, когда речь идет о внутриличностных конфликтах в подростковом возрасте. Таким образом, тема изучения внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте, выявление их особенностей и характеристик, остается аткуальной в настоящее время и составила интерес данной работы.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей в наше время, при этом многие вопросы до сих пор остаются нерешенными и актуальными. Также появляются различные теории и мнения, говорящие об увеличении трудностей, с которыми сталкивается современный подросток и изменении самого содержания особенностей протекания внутриличтностных конфликтов.
В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов, представлений о себе как о субъекте, формирование самосознания. Во всех этих и многих других внутриличностных образованиях могут формироваться противоречия, позднее находящие свое место в структуре внутренних конфликтов. Потребность в познании себя и недостаточное умение правильно анализировать личностные проявления может привести к внутриличностному конфликтову в подростковом возрасте. Специфика внутриличностных конфликтов у подростков может проявляться как трудновоспитуемость, асоциальное поведение, грубость в отношениях с окружающими, непониманием своего «Я» и истинных стремлений и желаний. Подросткам становится сложно понять себя и тем более рассказать, что происходит с ними, что создает сложности для конструктивного разрешения внутренних конфликтов.
По мере взросления и приобретения опыта, человек вырабатывает способы разрешения внутриличностных конфликтов , свойственные именно для данной личности, приобретает определенный уровень «конфликтной компетентности». Однако в подростковом возрасте человек еще не имеет достаточного опыта и потому остро нуждается в помощи среды, которая должна предоставить ему «культурные средства» преодоления противоречий и конфликтов. В этой связи одной из важнейших психолого-педагогических задач является создание таких форм организации деятельности, которые были бы адекватны потребностям и задачам подростков.
2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Три типа внутриличностных конфликтов
1 Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2 Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.
Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.
3 Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.
В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.
Классификация на основе ценностно – мотивационной сферы личности
Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложи ли взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:
1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательнымистремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).
2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.
4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях,
связанных с невозможностью одновременно
реализовать несколько ролей (межролевой внутриличнос
5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).
6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.
Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.
7 Невротический конфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
3.ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК ОСНОА ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Переживание - форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на перосмысление своего существования. Переживания выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий, осуществляется осознанный выбор возможных мотивов и регуляция поведения личности. Переживания позволяют человеку в критический момент жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования (Ф. Е. Василюк).