Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 08:21, контрольная работа
Конфликт - (от лат. conflictus — столкновение). столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. ПОНЯТИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ… 5
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….……..8
3. ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК ОСНОВА ВНТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА……………………………………………………………………11
4. КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………….14
4.1 Система предупреждения внутриличностных конфликтов и перевоспитание учащихся………………………………………………………14
4.2 Составление плана педагогической коррекции……………………..17
4.3 Изменение содержания и характера общения………………………19
4.4 Изменение содержания и характера деятельности…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...24
Внутриличностный конфликт постоянно сопровождает любые конфликты, участниками которых является данная личность. Но внутриличностный конфликт может и не вызывать других конфликтов, если личность переживает конфликт внутри себя и не является источником других типов конфликтов, т. е. не «выплескивает» эмоциональное напряжение наружу. Такое состояние порождает тревожность, фрустрацию и стресс.
Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги. Она является субъективным проявлением неблагополучия личности. Главное отличие тревоги от страха состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Выделяют два основных вида тревожности: личностная и ситуативная.
Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она возникает независимо от конкретной социальной обстановки на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой и проявляется в состоянии повышенного беспокойства. Личностная тревожность обычно не существует как отдельная черта: она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких как мотив избегания неудачи, стремления уходить от ответственности, боязнь высказывать собственное мнение.
Мотив избегания неудачи — это стойкая тенденция человека делать все от себя зависящее не для того, чтобы добиться результата, а для того, чтобы быть «ну хуже других», чтобы «не поругали». Такой человек не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, хотя способен на большее.
Ситуационная тревожность — это внешнее проявление тревожного поведения индивида в конкретной ситуации, которое не связано с наличием у него личностной тревожности.
Взаимосвязь личностной и ситуационной тревожности состоит в том, что первоначально у человека возникает только ситуационная тревожность, а потом при неблагоприятных условиях она может перерасти в личностную. Особенно большое значение в этом процессе имеет опыт раннего и дошкольного детства. Всякого рода наказания, необоснованные запреты, если они часто применяются к ребенку, могут, в конечном счете, привести к возникновению у него сначала ситуационной тревожности, а затем и к личностной.
При неблагоприятных условиях тревожность может способствовать возникновению фрустрации. Фрустрация — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, таких как озлобленность, подавленность, внешняя и внутренняя агрессия.
Агрессивные действия возникают тогда, когда внутренняя напряженность, порожденная неудовлетворенным желанием, ищет внешнюю разрядку и находит ее в другом человеке, который воспринимается как причина отрицательного эмоционального состояния.
Агрессия может быть направлена вовне на кого-то, на что-то и на себя самого (аутоагрессия).
Если агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении определенного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия - состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов.
4.КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
4.1Система предупреждения внутриличностных конфликтов и перевоспитании учащихся
Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта — это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.
Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.
Система предупреждения отклонений в поведении и перевоспитании учащихся включает в себя шесть основных компонентов: 1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы. 2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей). 4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми. 5. Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней. 6. Изменение условий семейного воспитания. Вышеуказанные компоненты тесно взаимосвязаны. Практика показывает, что пренебрежение любым из них неизбежно влечет за собой снижение эффективности системы в целом. В воспитательной работе с учащимися принимает участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, воспитатели групп продленного дня и интернатов, работники внешкольных детских учреждений, родители и др. Каждый из них должен выполнять свой участок работы в полном соответствии с действиями всех других воспитателей. Первостепенное значение для эффективного функционирования системы имеют действия по сплочению педагогического коллектива в перестройке его отношений со школьниками и их родителями. Только благодаря этому можно добиться соблюдения единых педагогических требований в процессе перевоспитания трудных школьников. Успех дела во многом зависит от тесного единства между руководством школы, деятельностью педагогов и ученического самоуправления. Выявление педагогически запущенных школьников. Основными признаками педагогической и социальной запущенности следует считать: отрицательное отношение к учебе и систематическое нарушение требований школьной дисциплины, дефицит позитивного общения, негативный характер использования свободного времени, не говоря уже о нарушениях норм морали и права. Суждение о нравственном развитии по одному из признаков не всегда достоверно. Зная основные признаки педагогической и социальной запущенности, можно достаточно уверенно распознавать ее носителей. Для этого необходимо, во-первых, систематически, не реже одного раза в семестр, выявлять неуспевающих учащихся по двум и более учебным предметам. Не все неуспевающие школьники имеют отклонения в поведении,, но подавляющее большинство трудных плохо учатся по нескольким предметам. Во-вторых, необходимо установить взаимоотношения учеников с педагогами школы. Школьная практика и научные данные свидетельствуют о том, что большинство трудных школьников находятся в конфликтных отношениях с одним, двумя, а то и несколькими педагогами. Выявляется это путем опроса учителей и самих учащихся.В-третьих, взаимоотношения трудных со сверстниками также неблагополучны. Многие из них в классе находятся в изоляции, а некоторые являются активными дезорганизаторами и вожаками микрогрупп, состоящих из таких же трудных учеников. Несложные социометрические методики, описанные в любом современном учебнике психологии, позволяют точно определить, каково реальное положение ученика в системе межличностных отношений в классе. В-четвертых, путем беседы со школьниками, их товарищами, родителями, необходимо изучить характер использования учениками своего свободного времени. Большинство трудных проводят свободное время вне дома, с друзьями в стихийных или постоянных неформальных группах. Там они начинают курить, выпивать, увлекаться азартными играми. Нельзя оставлять без внимания факты ухода из дома, жестокого отношения к животным, издевательств над младшими по возрасту ребятами. Все это статистически достоверно связывается с особенностями личности социально запущенных подростков. Неблагополучие по двум из четырех показателей позволяет достаточно обоснованно зачислить школьника в число трудных. Выявленных, по вышеуказанным признакам учеников необходимо брать на внутришкольный учет. Система выявления и учета трудных школьников требует ведения соответствующей документации, например, дневника наблюдений или педагогической карты ученика.
4.2Составление плана педагогической коррекции.
Продуманный план учебно-воспитательной работы с трудными школьниками во многом определяет успех в их перевоспитании. В таком плане различают 2 аспекта взаимно дополняющих друг друга. Во-первых, мероприятия, рассчитанные на всех трудных учеников школы. Во- вторых, индивидуальная работа с каждым из таких школьников. Первый аспект воплощается в общешкольном плане, а второй - в планах классных руководителей и воспитателей. План педагогической коррекции должен дать ответ на три вопроса: что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно- группового общения, негативные особенности личности); как это устранить (как проанализировать учебу школьника, с кем изменить характер взаимоотношений, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь и др.). Кому и что надо делать (распределение обязанностей между воспитателями, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы). Ответ на них план дает в виде перечня целей и задач на определенный период, с указанием путей и средств их достижения. В общешкольном плане следует предусмотреть меры, направленные на выявление трудных, а также нервнобольных и умственно отсталых детей; мероприятия по формированию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся; вопросы взаимодействия педагогов с самоуправлением школьников, внешкольными учреждениями, с учреждениями культуры и спортивными организациями; изучение передового опыта и научных рекомендаций по проблеме перевоспитания школьников с отклонениями в поведении. План индивидуальной работы может включать следующие разделы: определение конкретных недостатков и объективных трудностей воспитания данного ученика в семье и школе; анализ нравственных и психологических особенностей его личности; выявление имеющихся у него положительных интересов и увлечений; перечень путей и средств формирования положительных качеств личности (указать каких) и организации социально ценного жизненного опыта; изложение конкретных мер по устранению или нейтрализации выявленных отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения. Важно, чтобы все планируемые мероприятия представляли собой определенную систему, продолжали и дополняли одно другое, не носили случайного характера, не противоречили деятельности других воспитывающих звеньев.
4.3 Изменение содержания и характера общения.
Необходимо изменить характер межличностных отношений трудных учеников с коллективом школьного класса. И изолированные в коллективе, и противопоставляющие себя классу обычно недовольны своей принадлежностью к данному классу, стараются уклониться от участия в его делах. Товарищи по учебе их не любят, поэтому и положительное воздействие коллектива на них, как правило, невелико. Для улучшения межличностных отношений в классе требуются продуманные целенаправленные действия классного руководителя и других педагогов. Иначе трудные школьники будут психологически отчуждаться не только от коллектива своего класса, но и от школы в целом. Противопоставляющих себя коллективу учеников надо включать в такую деятельность, в которой они могут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Для них важно быть не простыми исполнителями, а самим принимать решения и руководить другими. Изолированных в коллективе учащихся необходимо последовательно приобщать к делам ученического коллектива класса и школы. Необходимо также специально создавать в классе ситуации, способствующие возникновению и проявлению гуманных чувств: сопереживания, отзывчивости, заботы о товарищах. Неблагополучие во взаимоотношениях этих школьников и педагогов школы обычно связано с нарушением некоторыми учителями принципов педагогической этики, с их недоброжелательным отношением к отдельным учащимся, с неумением доступно и интересно преподавать свой предмет; недостаточным учетом ими возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся. Свои требования учителя и воспитатели иногда предъявляют к ученикам в грубой форме, оскорбляют человеческое достоинство детей. Это неизбежно приводит к конфликтам. Администрации школы необходимо заботиться о том, чтобы все члены педагогического коллектива правильно понимали свои задачи и ответственность как воспитателей. Для улучшения отношений между педагогами и учащимися нужно обеспечить тактичное, оптимистическое, доброжелательное отношение учителей к тем ученикам, которые являются источником беспокойства, с которыми им трудно работать. Важно организовать разумное общение трудных школьников со взрослыми и сверстниками вне школы. Этого можно добиться при тесном сотрудничестве с родителями. Свободное позитивное общение с положительно характеризующимися сверстниками и взрослыми, с которыми ребята не связаны ни учебой, ни родственными отношениями, позволяет им освободиться из-под влияния уличных компаний с отрицательной направленностью. Общение, перерастающее в дружбу оказывает положительное влияние на нравственное развитие личности трудного школьника, имеющего отклонения в поведении.
4.4 Изменение содержания и характера деятельности.
Перевоспитание трудного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В подростковом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. В целом этот возраст можно назвать «переходным» от детства к взрослости. Для него характерны драматические переживания, трудности и кризисы. В этот период складываются определенные черты характера, устойчивые формы поведения, формируется самооценка, обретается социальная позиция человека. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Ситуация развития подростка предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде.
То переходное состояние между взрослым и ребенком, которое характеризует подростка, внутренние проблемы, присущие для его возраста, накладывают свой отпечаток на его мысли, стремления, поведение. Ряд изменений, происходящих на данном возрастном этапе (физических, когнитивных, социальных), может вызвать множество внутренних проблем, мешающих подростку эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, функционировать как полноценная личность. Эти проблемы ведут к искажению поведения подростков, агрессивности, нетерпимости к людям непохожим на них, тревожности, повышенной возбудимости, упрямству, негативизму, обидчивости.
Таким образом, можно сделать вывод о
том, что за внешне негативным поведением
подростков часто скрываются внутренние проблемы. В свою очередь, трудности
в межличностных взаимодействиях часто
ведут к возникновению внутриличностных
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анцупов Л. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2009.
2. Шугуров М. В..Личность. Внутренний мир и самореализация. — СПб., 2008 -213 с.
3.Социальный конфликт и самоосуществление личности. — Саратов,2007 – 346 с.
4. Козырев Г. И.Введение в конфликтологию. – СПб.,2011 – 562 с.
5.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009 – 236 с.
2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск: Наука, 2009. – 210 с.
3. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде). – М.: Прометей, 2000. – 212 с.
4. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Автореф. дис… канд. психол. наук. – Тамбов, 2005. – 22 с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
6. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная
сфера подростков с