Волонтерское движение - один из путей профилактики наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в России существует множество нерешенных медико-социальных проблем. Одной из важных медико-социальных проблем является наркомания.
Актуальность изучения проблемы употребления психоактивных веществ обусловлена продолжающимся ростом распространенности и тяжелыми медико-социальными последствиями (Габиани А.А., 1990; Ураков И.Г. 1990; Боголюбова Т.А., 1991; Левин Б.М., 1991; Барчуков В.П., 1993; Силласте Г., 1993; Сергеев А.Н., 1994, Пятницкая И.Н., 1995; Иванец Н.Н., 1997; Рохлина М.Л., 1998; Целинский Б.П., 1998). В течение довольно короткого промежутка времени произошли существенные изменения в этой области, а темпы роста приобрели характер эпидемии (Бабаян Э.А., 1987, 1988; Гречаная Т.Б., 1993; Корчагина, Г.А. 1995; Мирошниченко Л.Д., 1995; Егоров В.Ф., 1997; Кошкина Е.А., 1997).

Содержание работы

Введение……………………………………………..………………………………………………..3
Глава 1. Волонтерство: понятие, виды, формы..…………………………….………………….….11
Глава 2. Организация волонтерской деятельности молодежи……………………….……………24
Глава 3. Распространенность употребления психоактивных веществ учащимися образовательных учреждений города Алапаевска……………………….……………………...…35
Глава 4. Опыт организации молодежного волонтерского отряда в г. Алапаевске Свердловской области..................................................................................................................................................38
Заключение…………………………………………………………..……………………….……...45
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

Волонтерское движение - один из путей профилактики наркомании.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)
  • В какое время Вы хотите, чтобы я работал?
  • Часы работы фиксированные или изменяемые?
  • С кем я могу постоянно контактировать?
  • Будет ли какой-либо тренинг?
  • Есть ли у вас группа поддержки волонтеров?
  • Будет ли у меня возможность расширить круг моих обязанностей?
  • Что произойдет, если у меня не получится? Могу ли я тогда обратиться к кому-либо за поддержкой?
  • Если мне надоест работа, позволите ли мне уйти без проблем?

Затем составляется краткий письменный отчет о проведенном собеседовании, в котором отражаются: ответы на поставленные вопросы, внешность, коммуникабельность, опытность, доброжелательность, рекомендации к дальнейшей работе.

Наблюдение. Наблюдение может дать следующую информацию: наличие таких личностных качеств, как коммуникабельность, особенности поведения и взаимодействия с окружающими, работоспособность. Наблюдение можно проводить во время какой либо части набора, непосредственно работы или деловой игры.

Анкетирование. Анкетирование не должно быть единственным способом, с помощью которого отбирается доброволец. Лучше всего его совместить с процессом, предусматривающим непосредственное общение. Анкетирование может подойти на первом этапе, когда существует много заявок на ограниченное число рабочих мест.

Тестирование. Тестирование желательно проводить в тех случаях, если работа требует особой ответственности. Но в любом случае этим должен заниматься подготовленный человек. Тестирование может происходить как с использованием психологических тестов, так и с моделированием каких то ситуаций. Психологическое тестирование лучше всего проводить в тех случаях, когда доброволец принимает на себя ответственность за детей, инвалидов, тяжело больных.

 

 

Проверка сведений. Если в требованиях к человеку, выполняющему определенную работу, существуют какие либо ограничения, например по состоянию здоровья, то необходимо просить документы, подтверждающие пригодность добровольца. Если работа связана с наличными деньгами, то было бы разумно лично выписать паспортные данные человека.

После того, как Вы сумели привлечь необходимое количество добровольцев, обладающих требуемой квалификацией, создайте условия для их работы в соответствии с вашими словами во время собеседования. Особое внимание обратите на тех людей, которые требуют предварительного обучения.

Для подбора волонтера  можно использовать разные методы, включая: опросы друзей и коллег, беседы с друзьями друзей, проведение интервью, участие в собраниях избранных групп и др.

Всегда лучше, если прием на работу будет производиться тоже волонтером, а не представителем персонала.

С каждым человеком, прошедшим этап отбора, может заключаться договор [см. приложение № 3].

В процессе работы добровольцам необходимо оказывать постоянную поддержку. Это  необходимо, в первую очередь, потому, что волонтёры - молодые люди, их психика ещё не окрепла, встреча  с проблемами других людей несёт в себе риск «синдрома сгорания». Этот термин принято употреблять относительно профессий, связанных с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации [33, 99]. К ним, прежде всего, относятся педагоги, юристы, медики, социальные работники и другие. Синдром сгорания характеризуется негативным эмоциональным фоном, эмоциональным истощением, усталостью. Могут участиться болезни, повышается агрессивность по отношению к окружающим (скрытая или открытая), появляются сомнения в необходимости и полезности своей деятельности: «Зачем мне это нужно? Все усилия бесполезны». Как следствие, профессиональные обязанности выполняются без желания, без прежней увлеченности. И осознание своей недобросовестности ещё больше усиливает негатив и «сгорание» [35, 64].

Конечно, «синдром сгорания» у молодого человека, занимающегося добровольным трудом, вряд ли разовьется до максимальной стадии, как это может произойти с теми, кто работает профессионально. У волонтёра есть одно преимущество - он всегда может уйти. Но зачастую его уход со всей очевидностью свидетельствует об эмоциональном истощении, выражающегося, в частности, в потере смысла деятельности и негативных переживаниях.

 

 

Именно с целью профилактики «синдрома сгорания», с целью повышения мотивации волонтёрского труда, с целью повышения его осмысленности и эффективности, необходимо помогать волонтёрам, оказывать им всяческую поддержку. Основная помощь приходит, конечно же, от тех людей, которые непосредственно организуют деятельность и досуг волонтёров. Но возможны и специальные меры, приглашение специалистов тех или иных профессий [22, 82].

Для волонтерского движения, работающего  с целью профилактики наркомании необходима специальная подготовка.

Подготовка волонтеров осуществляется на семинарах организованных клубом ЮНЕСКО по программе «Дети улиц» и осуществляется по схеме Знания - отношение - Деятельность. В ходе занятий будущим волонтерам даются знания, антинаркотические тренинги помогают формированию отношения, а затем включения в деятельность.

Трудно рассчитывать на глубокие изменения  личности после одного семинара. В  то же время у ребят проходит смена  внутренних установок, расширяются  знания, появляется опыт позитивного  отношения к себе и окружающим людям.

Целью волонтерского движения является формирование в детской и молодежной среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни. Достижение указанной цели осуществляется посредством реализации следующих задач:

1. Развитие социальной системы,  профилактики наркомании и других  асоциальных явлений среди детей  и молодёжи, создание оптимальных  условий для развития волонтерского  движения по профилактике наркомании и асоциальных явлений в Тюменской области;

2. Разработка и реализация эффективных  механизмов, форм и методов профилактической  работы с различными целевыми  группами детей и молодежи;

3. Осуществление специальной подготовки (обучения) участников волонтерского движения, занимающихся профилактикой наркомании и других асоциальных явлений среди сверстников;

4. Обеспечение взаимодействия с  межрегиональными и международными  волонтерскими организациями  с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов профилактической работы;

5. Реализация информационно-разъяснительной  и агитационно-пропагандистской  деятельности, направленной на профилактику  наркомании и других асоциальных  явлений; 

 

 

6. Организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Участниками движения являются:

1. Участниками волонтерского движения  могут быть подростки и молодежь, добровольно принимающие идеи  волонтерского движения и согласные  реализовывать их в своей жизнедеятельности.

2. Участники волонтерского движения  могут объединяться в волонтерские  отряды и создавать органы  самоуправления (городские, районные  советы волонтеров).

Каждый участник движения имеет  право на участие в планировании и реализации профилактической деятельности, на поддержку своих инициатив и защиту своих прав со стороны Совета волонтеров и участников движения. 
Также каждый участник движения может быть избран в Совет волонтеров в своем муниципальном образовании и в областной Совет волонтеров.

Обязанностями участников движения являются:

1. Поддерживать и развивать основные  идеи волонтерского движения.

2. Участвовать в мероприятиях, направленных  на профилактику наркомании и  других асоциальных явлений, пропаганду  здорового образа жизни.

3. Иметь собственную устойчивую, отрицательную позицию к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, при необходимости уметь транслировать ее и доказывать ее значимость.

Принципами деятельности участников волонтерского движения являются:

1. Законность.

2. Добровольность.

3. Осознание членами волонтерского  движения личностной и социальной  значимости своей деятельности.

4. Непрерывность и систематичность. 

5. Гласность.

6. Самоуправление.

Основными направлениями деятельности участников волонтерского движения в целях профилактики наркомании являются:

1. Разработка предложений по  формированию приоритетных направлений  деятельности волонтерского движения.

2. Участие в организации и  проведении мероприятий, направленных  на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни.

 

3. Принятие активного участия  в пропаганде антинаркотических  идей (разработка и распространение  наглядных материалов: закладок, буклетов, листовок, выпуск тематических школьных  газет и т. д.).

4. Проведение профилактической  работы с детьми и молодежью  «группы риска» (беседы, тренинги, тематические  игры, дискуссии, викторины).

5. Взаимодействие с государственными  органами и общественными организациями,  осуществляющими деятельность, направленную на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни.

6. Информирование населения, в  том числе через средства массовой  информации о деятельности волонтерского  движения.

7. Привлечение новых единомышленников  к участию в профилактической работы.

Молодёжное волонтёрское движение стало у нас той силой, с  которой теперь невозможно не считаться. Возникшее в конце прошлого века под эгидой Центра по профилактике СПИД/ВИЧ и наркомании, а также  министерств просвещения и здравоохранения, оно сегодня насчитывает в своих рядах тысячи человек. Важнейшая программа, внедряемая в подростковую и молодёжную среду, - «Равный обучает равного», несмотря на то, что приходят новые программы, не исчезает с авансцены. Это говорит о том, что её авторы всё хорошо продумали.

На страницах СМИ идёт постоянная положительная информация о волонтёрах и их деятельности. С помощью этих ребят СПИД-Центр нынче реализует  более десятка подпроектов глобального  проекта «Глобус». Влиянием волонтёров охватываются не только группы риска, но и вся подростковая и молодёжная аудитория. Акции, шоу-программы, различные концерты и дискотеки с тематикой «Мы вибираем жизнь», «Танцуй ради жизни», «Живи музыкой», «Музыканты против СПИДа» и т.д. постоянно находят своё отражение в печати. Если судить только по публикациям, это невинная и даже жизнеутверждающая деятельность молодёжи.

 

 

Глава 3. Распространенность употребления психоактивных веществ  учащимися образовательных учреждений города Алапаевска

 

 

Учащиеся всегда являлись предметом изучения особенностей употребления психоактивных веществ, так как именно эта возрастная группа вызывает наибольшую озабоченность в связи с началом употребления психоактивных веществ, а также благодаря их организованному пребыванию, дающему возможность создать необходимую выборку. Однако, несмотря на большое количество обследований учащихся, ранее проводившихся в стране, зачастую судить о динамике тенденций крайне затруднительно из-за различия методик сбора данных. В проводимых ранее исследованиях данные несопоставимы в силу того, что формулировки вопросов анкет неоднозначны, использовались разные количественные и качественные критерии, возрастные группы, типы учебных заведений. Поэтому адекватно сопоставить полученные результаты и провести на их основе анализ тенденций и различий было затруднтительно.

Для обследования учащихся такого города, как Алапаевск, решение однозначно принимается в пользу создания выборки.

При планировании исследования необходимо было решить целый ряд принципиальных вопросов - критерий исследования, то есть какие именно учащиеся будут опрашиваться, какая анкета будет использоваться, какова будет методика проведения опроса. Для исследования была использована методология Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD).

Использовалась стандартная анкета ESPAD, [приложение 6]. Методология включала в себя способы обеспечения анонимности - анкеты не подписывались и сдавались в индивидуальных конвертах, во время проведения опроса исследователь или преподаватель не должны были ходить по классной комнате и обязательно разъясняли задачи и смысл исследования по стандартной форме, подчеркивая его анонимный и конфиденциальный характер.

Для проведения исследования были привлечены лица в возрасте 15-20 лет.

Информация о работе Волонтерское движение - один из путей профилактики наркомании