Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:50, курсовая работа
Сегодня в России существует множество нерешенных медико-социальных проблем. Одной из важных медико-социальных проблем является наркомания.
Актуальность изучения проблемы употребления психоактивных веществ обусловлена продолжающимся ростом распространенности и тяжелыми медико-социальными последствиями (Габиани А.А., 1990; Ураков И.Г. 1990; Боголюбова Т.А., 1991; Левин Б.М., 1991; Барчуков В.П., 1993; Силласте Г., 1993; Сергеев А.Н., 1994, Пятницкая И.Н., 1995; Иванец Н.Н., 1997; Рохлина М.Л., 1998; Целинский Б.П., 1998). В течение довольно короткого промежутка времени произошли существенные изменения в этой области, а темпы роста приобрели характер эпидемии (Бабаян Э.А., 1987, 1988; Гречаная Т.Б., 1993; Корчагина, Г.А. 1995; Мирошниченко Л.Д., 1995; Егоров В.Ф., 1997; Кошкина Е.А., 1997).
Введение……………………………………………..………………………………………………..3
Глава 1. Волонтерство: понятие, виды, формы..…………………………….………………….….11
Глава 2. Организация волонтерской деятельности молодежи……………………….……………24
Глава 3. Распространенность употребления психоактивных веществ учащимися образовательных учреждений города Алапаевска……………………….……………………...…35
Глава 4. Опыт организации молодежного волонтерского отряда в г. Алапаевске Свердловской области..................................................................................................................................................38
Заключение…………………………………………………………..……………………….……...45
Список использованной литературы…………………………..
Затем составляется краткий письменный
отчет о проведенном
Наблюдение. Наблюдение может дать следующую информацию: наличие таких личностных качеств, как коммуникабельность, особенности поведения и взаимодействия с окружающими, работоспособность. Наблюдение можно проводить во время какой либо части набора, непосредственно работы или деловой игры.
Анкетирование. Анкетирование не должно быть единственным способом, с помощью которого отбирается доброволец. Лучше всего его совместить с процессом, предусматривающим непосредственное общение. Анкетирование может подойти на первом этапе, когда существует много заявок на ограниченное число рабочих мест.
Тестирование. Тестирование желательно проводить в тех случаях, если работа требует особой ответственности. Но в любом случае этим должен заниматься подготовленный человек. Тестирование может происходить как с использованием психологических тестов, так и с моделированием каких то ситуаций. Психологическое тестирование лучше всего проводить в тех случаях, когда доброволец принимает на себя ответственность за детей, инвалидов, тяжело больных.
Проверка сведений. Если в требованиях к человеку, выполняющему определенную работу, существуют какие либо ограничения, например по состоянию здоровья, то необходимо просить документы, подтверждающие пригодность добровольца. Если работа связана с наличными деньгами, то было бы разумно лично выписать паспортные данные человека.
После того, как Вы сумели привлечь необходимое количество добровольцев, обладающих требуемой квалификацией, создайте условия для их работы в соответствии с вашими словами во время собеседования. Особое внимание обратите на тех людей, которые требуют предварительного обучения.
Для подбора волонтера можно использовать разные методы, включая: опросы друзей и коллег, беседы с друзьями друзей, проведение интервью, участие в собраниях избранных групп и др.
Всегда лучше, если прием на работу будет производиться тоже волонтером, а не представителем персонала.
С каждым человеком, прошедшим этап отбора, может заключаться договор [см. приложение № 3].
В процессе работы добровольцам необходимо оказывать постоянную поддержку. Это необходимо, в первую очередь, потому, что волонтёры - молодые люди, их психика ещё не окрепла, встреча с проблемами других людей несёт в себе риск «синдрома сгорания». Этот термин принято употреблять относительно профессий, связанных с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации [33, 99]. К ним, прежде всего, относятся педагоги, юристы, медики, социальные работники и другие. Синдром сгорания характеризуется негативным эмоциональным фоном, эмоциональным истощением, усталостью. Могут участиться болезни, повышается агрессивность по отношению к окружающим (скрытая или открытая), появляются сомнения в необходимости и полезности своей деятельности: «Зачем мне это нужно? Все усилия бесполезны». Как следствие, профессиональные обязанности выполняются без желания, без прежней увлеченности. И осознание своей недобросовестности ещё больше усиливает негатив и «сгорание» [35, 64].
Конечно, «синдром сгорания» у молодого человека, занимающегося добровольным трудом, вряд ли разовьется до максимальной стадии, как это может произойти с теми, кто работает профессионально. У волонтёра есть одно преимущество - он всегда может уйти. Но зачастую его уход со всей очевидностью свидетельствует об эмоциональном истощении, выражающегося, в частности, в потере смысла деятельности и негативных переживаниях.
Именно с целью профилактики «синдрома сгорания», с целью повышения мотивации волонтёрского труда, с целью повышения его осмысленности и эффективности, необходимо помогать волонтёрам, оказывать им всяческую поддержку. Основная помощь приходит, конечно же, от тех людей, которые непосредственно организуют деятельность и досуг волонтёров. Но возможны и специальные меры, приглашение специалистов тех или иных профессий [22, 82].
Для волонтерского движения, работающего с целью профилактики наркомании необходима специальная подготовка.
Подготовка волонтеров осуществляется на семинарах организованных клубом ЮНЕСКО по программе «Дети улиц» и осуществляется по схеме Знания - отношение - Деятельность. В ходе занятий будущим волонтерам даются знания, антинаркотические тренинги помогают формированию отношения, а затем включения в деятельность.
Трудно рассчитывать на глубокие изменения личности после одного семинара. В то же время у ребят проходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.
Целью волонтерского движения является формирование в детской и молодежной среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни. Достижение указанной цели осуществляется посредством реализации следующих задач:
1. Развитие социальной системы,
профилактики наркомании и
2. Разработка и реализация
3. Осуществление специальной
4. Обеспечение взаимодействия с
межрегиональными и
5. Реализация информационно-
6. Организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Участниками движения являются:
1. Участниками волонтерского
2. Участники волонтерского
Каждый участник движения имеет
право на участие в планировании
и реализации профилактической
деятельности, на поддержку своих инициатив
и защиту своих прав со стороны Совета
волонтеров и участников движения.
Также каждый участник движения может
быть избран в Совет волонтеров в своем
муниципальном образовании и в областной
Совет волонтеров.
Обязанностями участников движения являются:
1. Поддерживать и развивать
2. Участвовать в мероприятиях, направленных
на профилактику наркомании и
других асоциальных явлений,
3. Иметь собственную устойчивую, отрицательную позицию к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, при необходимости уметь транслировать ее и доказывать ее значимость.
Принципами деятельности участников волонтерского движения являются:
1. Законность.
2. Добровольность.
3. Осознание членами
4. Непрерывность и
5. Гласность.
6. Самоуправление.
Основными направлениями деятельности участников волонтерского движения в целях профилактики наркомании являются:
1. Разработка предложений по
формированию приоритетных
2. Участие в организации и
проведении мероприятий,
3. Принятие активного участия
в пропаганде
4. Проведение профилактической работы с детьми и молодежью «группы риска» (беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, викторины).
5. Взаимодействие с
6. Информирование населения, в
том числе через средства
7. Привлечение новых
Молодёжное волонтёрское движение
стало у нас той силой, с
которой теперь невозможно не считаться.
Возникшее в конце прошлого века
под эгидой Центра по профилактике
СПИД/ВИЧ и наркомании, а также
министерств просвещения и
На страницах СМИ идёт постоянная
положительная информация о волонтёрах
и их деятельности. С помощью этих
ребят СПИД-Центр нынче
Учащиеся всегда являлись предметом изучения особенностей употребления психоактивных веществ, так как именно эта возрастная группа вызывает наибольшую озабоченность в связи с началом употребления психоактивных веществ, а также благодаря их организованному пребыванию, дающему возможность создать необходимую выборку. Однако, несмотря на большое количество обследований учащихся, ранее проводившихся в стране, зачастую судить о динамике тенденций крайне затруднительно из-за различия методик сбора данных. В проводимых ранее исследованиях данные несопоставимы в силу того, что формулировки вопросов анкет неоднозначны, использовались разные количественные и качественные критерии, возрастные группы, типы учебных заведений. Поэтому адекватно сопоставить полученные результаты и провести на их основе анализ тенденций и различий было затруднтительно.
Для обследования учащихся такого города, как Алапаевск, решение однозначно принимается в пользу создания выборки.
При планировании исследования необходимо было решить целый ряд принципиальных вопросов - критерий исследования, то есть какие именно учащиеся будут опрашиваться, какая анкета будет использоваться, какова будет методика проведения опроса. Для исследования была использована методология Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD).
Использовалась стандартная
Для проведения исследования были привлечены лица в возрасте 15-20 лет.
Информация о работе Волонтерское движение - один из путей профилактики наркомании